Позитивная динамика машиностроения

1518
Марина Демченко

Машиностроение успешно адаптировалось к новым экономичес­ким реалиям. При этом позитивная динамика наблюдается абсолютно во всех секторах отрасли. Так, за 5 месяцев текущего года объем производства вырос на 18,5%, выпущено продукции на 535 млрд тенге.

Выпуск автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов увеличился на 47,1%, машин и оборудования – на 6,7%, производство прочих транспортных средств – на 125,2%, электронной и оптической продукции – на 3,8%.

По оценкам экспертов, выпуск сложных машин и приборов оказывает значительное влияние на экономику и влечет за собой ее качественную диверсификацию. К примеру, открытие одного рабочего места в машиностроении создает 5–6 рабочих мест в смежных секторах. Именно поэтому развитие отрасли определено одним из приоритетов программы индустриального развития в Казахстане.

Со времени старта ГПИИР в машиностроительной отрасли осуществлено 139 проектов. Казахстанские машиностроители освоили выпуск новых видов продукции. Созданы практичес­ки с «нуля» нынешний автопром и крупное железнодорожное машиностроение, значительно обновлены и усилены сектора сельскохозяйственного, элект­ротехнического, горнорудного и нефтегазового машиностроения.

Все эти успехи достигнуты благодаря успешной промышленной политике государства. Правительство приняло меры по стимулированию отрасли, такие как преференции по НДС, льготное кредитование и лизинг, поддержка экспорта продукции. Запущена программа кооперации.

Взятый курс позволил достичь серьезных отраслевых результатов. Практически впятеро увеличился объем производства: с 281,3 млрд тенге в 2009-м до 1 371,9 млрд тенге – в 2019 году. В 3,3 раза за этот же период вырос объем ежегодно привлекаемых инвестиций: с 15,3 млрд тенге до 50,2 млрд тенге. В 2,8 раза увеличился объем экспорта: с 405 млн долларов до 1 151 млрд.

Первый триллион

Отрасль перешла от производства комплектующих и запасных частей к выпуску конечных видов продукции: тепловозов, электровозов, пассажирских и грузовых вагонов, грузовых и легковых автомобилей, автобусов, зерно­уборочных комбайнов, насосного оборудования, лифтов. Появились новые виды отечественной продукции: локомотивы, трансформаторы, коммуникационное и электроосветительное оборудование, оптические приборы.

По итогам 2019 года объем производства машиностроения впервые превысил отметку в 1 трлн 372 млрд тенге.

В 2019 году было зарегистрировано около 3 тыс. действующих предприятий, тогда как до принятия программы индустриализации в отрасли работало всего 1 700 объектов. Фактически количество машиностроительных производств за десятилетие выросло в 1,7 раза.

Сегодня в отрасли действует 65 крупных, 100 средних и 2 745 небольших предприятий. Всего в них занято более 114 тыс. казахстанцев. В числе наиболее мощных производств – ТОО «СарыаркаАвтоПром», «Кайнар-АКБ», АО «АзияАвто», «ЕПК Степногорск», Кентауский трансформаторный завод, «АгромашХолдинг KZ», «АтырауНефтеМаш», АЗТМ и ПЗТМ.

По официальным данным, за 2019 год индекс физического объе­ма производства машиностроительной отрасли достиг 120,9% к 2018-му. Если же смотреть на уровень реального производства за последние 10 лет, то благодаря вводу новых мощностей, мерам поддержки отечественных производителей, стимулированию спроса, а также расширению рынков сбыта мы наблюдаем почти двукратный рост в отрасли.

Наибольшее развитие среди подотраслей демонстрирует автомобилестроение. Производство здесь выросло в 24,5 раза, ежегодный приток инвестиций увеличился в 14,4 раза.

История отечественного автопрома ведет отсчет с 2003-го, когда с конвейера сошел первый автомобиль «Нива». Тогда ежегодно производилось всего несколько тысяч единиц (пик в 2010 году – 4 тыс. ед.), а линейка выпускаемой продукции была представлена лишь автомобилями марки ВАЗ.

За 2 пятилетки состоялся переход от крупноузловой сборки (DKD) к мелкоузловой (CKD), внед­рены технологические операции по сварке и окраске кузовов. Теперь 60% продаваемых в стране автомобилей – отечественной сборки. Четыре из пяти наиболее продаваемых автомобильных брендов в РК – отечественного производства.

С 2010-го удалось нарастить объемы производства в 12,9 раза (с 3,9 тыс. единиц в 2010 году до 50,4 тыс. единиц в 2019-м). Доля автопрома в общем объеме машиностроения на сегодня дос­тигла 26% против 4% в 2010-м. В Казахстане собираются 167 моделей автомобилей, в том числе 39 легковых моделей 22 мировых брендов.

Казахстанские производители не отстают от общемирового тренда и вносят свой вклад в развитие экологически чистого транспорта. В 2014 году произведена первая партия электромобилей. По маршрутам уже ходят 15 электроавтобусов отечественного производства.

Одним из ключевых предприя­тий в отечественном автопроме является ТОО «Hyundai Trans Auto», созданное в январе 2011 года. Сегодня завод выпускает широкую линейку автотранспорта – от автобусов до спецтехники. Производственная мощность – до 10 тыс. единиц ежегодно.

Предприятие налаживает выпуск грузовых машин – бортовых грузовиков, изотермических и пром­товарных фургонов, рефрижераторов грузоподъемностью от 1,5 до 5 тонн на базе шасси Hyundai.

В марте 2019 года Hyundai Trans Auto подписало дистрибьюторское соглашение с китайским производителем автобусов Golden Dragon Bus Company. Для обработки кузова заводчане освоили технологии «Монокока» (цельный несущий кузов) и катодного элект­рофореза, благодаря которым уменьшается вес транспорт­ного средства, повышаются его антикоррозийная устойчивость и срок эксплуа­тации.

Модельный ряд представлен 240 моделями с тремя типами питания: дизельные, газовые и электрические. Их экологический класс соответствует стандарту Евро-5. Только за первый год на заводе Hyundai Trans Auto выпущено 78 автобусов Golden Dragon.

Насосы – из Актау, прицепы – из Кокшетау

По словам директора центра отраслевого развития АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry» Асета Адахаева, благодаря программе индустриализации возможность развиваться получили и такие сектора отрасли, как нефтегазовое, сельскохозяйственное, крупное железнодорожное и горнорудное машиностроение, производство электрооборудования.

Например, в Карагандинской области совместно с инвесторами из Германии создано СП «Бёмер Арматурен Казахстан» по производству шаровой запорной арматуры.

Индустриализация позволила в железнодорожном машиностроении нарастить объемы производства в 3,8 раза за счет локализации новой для страны высокотехнологичной продукции, такой как тепловозы, элект­ровозы, железнодорожные оси и колеса. В рамках программы индустриализации запущены вагоностроительный завод «Тулпар», «Локомотив курастыру зауыты», «Электровоз курастыру зауыты», которые производят высокотехнологичную, экспортоориентированную продукцию.

Так, в 2012 году в Павлодарской области ТОО «Проммашкомплект» запустило в эксплуатацию завод по выпуску стрелочных переводов и железнодорожных колес. В декабре 2018-го товарищество ввело комплекс по производству продукции полного цикла мощностью 200 тыс. единиц в год. Теперь заводчане производят цельнокатаные железнодорожные колеса различных диаметров и конструкций диска – от 700 до 1 250 миллиметров.

Новая линия – существенный шаг в развитии новых переделов и прорывной проект по замещению импорта: прежде продукция для железных дорог завозилась в Казахстан из Украины и России. Раньше заготовки для колес, куп­ленные за рубежом, на заводе обрабатывали механически, доводя до требуемой формы.

Теперь же цельнопрокатные металлические заготовки нарезают на «блины» и методом горячего проката получают колеса для железнодорожных вагонов, полувагонов, цистерн и универсальных платформ. В текущем году завод вышел на проектную мощность и на 1 мая произвел и отгрузил пот­ребителям более 59 тыс. единиц готовой продукции.

Другое предприятие – Kazrost Engineering Ltd. – а это 2 производственных цеха с логистическим комплексом (склады, ж⁄д тупик и аппарель), оснащенных современным технологическим оборудованием, – ежегодно выпускает до 500 зерноуборочных комбайнов 4-го класса – Vector 410, 5-го класса – Acros 550 из машкомплектов. В настоящее время компания расширяет производственные мощности до 800 комбайнов в год. Их запуск запланирован на июнь текущего года.

С 2012 по 2019 год на заводе произведено 1 036 зерноуборочных комбайнов, а в нынешнем году заводчане планируют собрать 425 единиц техники.

Лисаковское предприятие «Дон Мар» производит зерновые жатки, которые практически на 100% локализованы в РК. Костанайский «АгромашХолдинг» имеет 90% локализации в производимых сеялках, свыше 40% – в комбайнах и до 100% – в собирае­мых узлах и агрегатах.

ТОО «СемАЗ» выпускает трактора МТЗ, компания «КАИК» (Кокшетау) – посевные комплексы, прицепы, пресс-подборщики, навесное оборудование и прочие орудия. AVAGRO наладила выпуск опрыскивателей.

По итогам 2019-го рост объемов отечественного нефтегазового машиностроения составил 25%, в денежном выражении – 64 млрд тенге. Одним из событий прошедшего года стала модернизация завода «АтырауНефтеМаш», который выпускает широкий ассортимент продукции: сосуды под давлением, колонны, реакторы, теплообменники, печи для подогрева, металлоконструкции, резервуары для транспортировки и хранения нефтяных продуктов.

Запущен цех грейтинга и горячего цинкования, который максимально автоматизирован и оснащен европейским и американским оборудованием, гарантирующим высокое качество. Благодаря этому расширилась линейка выпускаемых товаров, которая соответствует международным стандартам качества.

Стоимость проекта составила 15,2 млрд тенге. Проект профинансирован в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы.

– В Актау ТОО «Куду Индастриз Казахстан» начало выпускать винтовые насосы. В столице создали СП «Электровоз құрастыру зауыты» с французской компанией Alstom по сборке электровозов. В октябре 2018 года СП запустило производство тяговых транс­форматоров для электровозов мощнос­тью 300 штук в год, став важным изготовителем этих деталей в мировом масштабе. Помимо этого, на действующих предприя­тиях запущено производство новых видов силовых трансформаторов (группа компаний АО «Алагеум Групп»), модемов и коммутаторов, начали производиться рефрижераторные вагоны на АО «ПЗТМ» и алюминиевые колесные диски на ТОО «Вектор Павлодар», была налажена сборка новых моделей автомобилей в Костанае и Восточно-Казахстанской области. И это далеко не все примеры, – отмечает Асет Адахаев.

Пошли за границу

Сначала многие заводы, конечно, открывались для удовлетворения внутреннего спроса, но с развитием отрасли стало ясно: рынок Казахстана ограничен, и предприятия должны выходить на экспорт. Поэтому большинство отечественных производителей активно расширяют собственные рынки сбыта, а некоторые даже организовывают сборочные производства в других странах.

Например, ТОО «Алматинский вентиляторный завод» сейчас строит завод в Казани. Это предприятие начинало с небольшого производства чуть ли не в гараже. Воспользовалось мерами гос­поддержки, получило грант на инновации, модернизировалось, внедрило новейшие технологии и построило современную производственную площадку в Алматинской области. Благодаря качеству продукции вышла на российский рынок, стала партнером LG и сейчас успешно осваивает рынки новых стран.

Как отмечает представитель «QazIndustry», продукция отечественных машиностроителей с каждым годом становится все более конкурентоспособной. Не только на казахстанском рынке, но и за его пределами стали известны изделия ТОО «Вектор Павлодар», «Бёмер Арматурен Казахстан», АО «ЕПК Степногорск», «Алагеум Электрик».

Продукция аккумуляторного завода «Кайнар-АКБ» за годы индустриализации освоила рынок Китая, а потом достигла и рынка Африки. Всего же в прошлом году предприятия экспортировали продукции на 1 151 млн долларов, что в 3 раза больше показателя 2010 года. Такой рост был обеспечен за счет увеличения поставок электрооборудования, железнодорожной техники, а также продукции реэкспорта, не производимой на территории республики, такой как сотовые телефоны и другая бытовая техника.

Подшипники, аккумуляторы, арматура, трансформаторы, локомотивы и автомобили – наиболее популярные экспортные товары отечественного производства. Основные торговые партнеры – Россия, США, Узбекистан, Великобритания и Кыргызстан.

– Стоит признать, что сегодня доля импорта все еще достаточно высока. Больше всего завозится товаров из России, Китая, Южной Кореи, Италии и Германии. Доля отечественного машинострои­тельного производства пока не превышает 20%, остальное – электродвигатели, самолеты, бытовая техника, компьютеры и телефоны – импортируется из-за границы. Это те товары, которые мы сами не выпускаем или объем их производства пока недостаточен, – поясняет Асет Адахаев.

В то же время государство прилагает серьезные усилия для того, чтобы уменьшить зависимость отрасли от импортных технологий и комплектующих. Изменяется законодательство, принимаются меры финансовой поддержки путем кредитования под низкие проценты, лизинг, инновационные гранты, возмещение расходов на транспортировку, предэкспортное и экспортное кредитование, страхование кредитов экспортерам, возмещение затрат на совершенствование технологических процессов, повышение эффективнос­ти организации производства.

Эти меры бизнесу предоставляют такие организации, как Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry», «КазАгроФинанс», дочерние организации холдинга «Байтерек»: Банк развития Казахстана, «БРК-Лизинг», экспортно-кредитная страховая корпорация KazakhExport.

– Третий этап ГПИИР нацелен на экспортоориентированную индустриализацию. Одним из условий для развития проектов станет выход на экспорт отечественной продукции. На текущую пятилетку запланирован ряд перспективных проектов в машиностроении. Ударными темпами уже запущена первая очередь завода по выпуску легковых автомобилей ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» в Алматы. Через 2 года ТОО «Корпорация «Сайман» планирует ввести в эксплуатацию приборостроительный завод. В Западно-Казахстанской области откроется производство панельных радиаторов для трансформаторов мощностью 35–500 кВ. Совместно с «КамАЗ» реализуется проект по выпуску автокомпонентов, который также намечено запустить в 2022-м, – говорит Асет Адахаев.

В целом потенциал у казах­станского машиностроения дос­таточно большой, уверяет представитель «QazIndustry». Только за счет импортозамещения отечественные машиностроители могли бы ежегодно производить товаров на 16,6 млрд долларов, особенно в сфере нефтегазового машиностроения, электрооборудования, сельскохозяйственной техники и оборудования.

Обеспечить сталью и кадрами

– Несмотря на положительную динамику, в отрасли имеются сис­темные барьеры, устранение которых требует комплексного подхода, – считает Мейрам Пшембаев, депутат Мажилиса Парламента РК, председатель Республиканского общественного совета по поддержке предпринимательства при партии «Nur Otan».

Отечественное производство сильно зависит от поставщиков сырья и комплектующих из других стран, поэтому его конкурентоспособность уязвима как в отношении технологий, так и в плане себестоимости.

Для решения проблемы депутат предлагает создать стимулы для развития базовых производств, таких как литье, кузница, штамповка. Необходимы литейные заводы, обеспечивающие поковкой, литьем не только отечественных, но и зарубежных производителей машинострои­тельной продукции. Ведь ежегодно только машиностроителям Казахстана требуется 2 млн тонн высококачественных марок стали, из них литья – 300 тыс. тонн.

Вторая проблема – недостаточная конкурентоспособность и зависимость от импортных технологий.

– Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев особо отметил, что сейчас отечественному бизнесу придется встраиваться в глобальные цепочки создания стоимости, наращивать экспорт новых товаров, максимально углублять степень переработки продукции, – подчеркивает Мейрам Пшембаев.

В связи с этим в республике, например, создается Международный центр нефтегазового машиностроения. Он будет нацелен на трансферт технологий нефтегазового машиностроения, привлечение новых OEM (original equipment manufactory)-производителей для их локализации на территории Казахстана, первоклассных мировых специалистов в области нефтегазового машиностроения, а также на сертификацию производимой продукции нефтегазового машиностроения.

Что еще необходимо для устойчивого роста машиностроения в стране? Основные точки роста должны быть ориентированы на модернизацию существующих основных фондов предприятий и запуск новых проектов, отмечают отраслевые эксперты. А для этого необходим приток финансов: льготных кредитов, государственных инвестиций и частных средств.

Среди факторов повышения конкурентоспособности отечест­венного машиностроения развитие человеческого капитала также является одним из важных и в то же время проблемных. Повысить степень автоматизации и механизации на предприятиях, увеличить производительность труда могут только современные высококвалифицированные кад­ры, являю­щиеся непременным условием успешного и долго­срочного развития отрасли и экономики в целом.

Популярное

Все
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Дорога всегда прокормит
Что нужно молодым ученым для реализации потенциала?
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Ученые NU разработали качественный онлайн-переводчик
За силу духа
Воплощают на деле бизнес-идеи
«Горит пятно простого кумача над обгорелым куполом Рейхстага...»
К числу пассажиров аэропорта Алматы добавился ноль
URKER: история успеха
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Обучение через игру внедряет креативный педагог
Друзья-казахи называют его Серикбай
Не надо усложнять!
Жизнь на грани невозможного
Закон Республики Казахстан
Родом из Казахстана
Через Запад на Восток…
Приоритетной задачей остается исполнение социальных обязательств
Начался сезон лавин
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Год большой работы и серьезных наград
Дружба – мотив серьезный
Эволюционирует «ныряющая» нить
Майк Тайсон ударил Джейка Пола на финальной дуэли взглядов
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Полный текст выступления президента на первом Форуме работников сельского хозяйства
Спрос на автогаз превышает предложение
Ерлан Карин встретился с делегацией Вьетнама
Путешествие длиною в жизнь
Токаев назначил ряд послов
Миссия – создавать учебники
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Выездное заседание Общественного совета АФМ состоялось в Ал…
В Астане чествовали чемпионов Кубка мира по рукопашному бою
Офицеры Нацгвардии МВД РК спасли человека из горящего автоб…
В Шымкенте чествовали увольняемых в запас гвардейцев

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]