Поистине сказочная премьера балета, созданного венгерским композитором Тибором Кочаком в соавторстве с хореографом Дюлой Харангозо, стала возможной благодаря содействию Министерства культуры и спорта.
Балет принес его создателям мировую известность: с 2008 года он 120 раз был показан в Венгерской государственной опере, театре «Эркель» и на фестивале под открытым небом в Сегеде.
Венгерская постановочная команда предложила зрителям Нур-Султана необычную хореографию, музыку в стиле американского мюзикла, уникальные декорации, напоминающие знаменитые мультфильмы, и зрелищные спецэффекты.
– Спектакль одинаково полюбился и детям, и взрослым, потому что я пытался сделать не балет, а театральное представление. Он напоминает мультфильм за счет частой смены декораций и ощущения «кадровости». Сделал это специально, создав постановку на основе мультфильма Уолта Диснея, а не по сказке. Для меня было важно, что композитор и художник-постановщик ранее работали с мюзиклами, и этот балет можно назвать «танцикл», – рассказал хореограф-постановщик и автор либретто Дюла Харангозо.
Сложность балета состоит в том, что музыка к нему создавалась уже на основе либретто: хореограф объяснял каждую сцену композитору, а тот в свою очередь писал мелодию. Поэтому все действия здесь идеально сочетаются с музыкой, причем для каждого персонажа подобран свой «музыкальный характер».
– Оркестранты подошли с большим воодушевлением к этому спектаклю. По-другому и быть не может – это просто хит, бомба. В принципе текст музыкальный не такой сложный, но от меня требуется бесконечное внимание к тому, что происходит на сцене. Каждое движение – кто-то покатился, упал, рассмеялся, чихнул – все должно быть в музыку, – отметил дирижер-постановщик спектакля Арман Уразгалиев.
Венгерский художник-сценограф Кентавр рассказал о декорациях к спектаклю: они современные, реалистичные, но в то же время выглядят как картинки в детской книге. При помощи них постановщики проводят публику в мир сказки, вслед за героями – в лес, замок, жилище гномов…
– Мы сделали 28 разных сцен. Главной идеей была книга. Я уверен, каждый из нас помнит книги из детства с «оживающими» картинками, открываешь – а там бабочка, цветок или целый дворец поднимаются со страниц. Мы хотели, чтобы зрителю передалось это чувство удивления, когда каждая страница – разная, в ней новая история, и герои раскрываются по-новому, – подчеркнул Кентавр.
На премьерных спектаклях партию Белоснежки исполнили заслуженный деятель РК Мадина Басбаева и Аделина Тулепова, Принца – Далер Запаров и Данияр Жуматаев, Королевы – заслуженные деятели РК Анель Рустемова и Гаухар Усина, Ведьмы – Куат Карибаев и Ильдар Шакирзянов, Охотника – Олжас Тарланов и Айбар Токтар.
Султанбеку Гумару и Бейбарысу Акарысу, представившим партию гнома Простака, досталась сложная хореография с трюками и всевозможными сальто. Роли остальных гномов исполнили Нима Токов и Жансерик Ахметов (Весельчак), Жанадил Бейсембиев и Олжас Маханбеталиев (Умник), Бакытжан Талгатулы и Куат Карибаев (Ворчун), Олжас Ануарбек и Евгений Рыбкин (Чихун), Жаннар Нарынбеков и Ислам Турганов (Соня), Абзал Нурмахан и Санжар Аубакиров (Скромный).
Прелесть этого балета состоит в том, что зритель непременно запомнит всех героев! Ведь у каждого из них роль яркая, с неповторимым характером – сказочная.