Знакомясь с блоком социальных инициатив, содержащихся в Послании Президента Касым-Жомарта Токаева, многие, наверное, пытались определить, насколько социальная составляющая этого документа «увязана» с текущим положением дел в экономике. Отсюда – деловой, большей частью – предметный характер обсуждения документа, в котором конкретные предложения по улучшению налогового или экологического законодательства превалируют над застарелым чиновничьим «одобрямсом», который сегодня явно не в чести…
«Казахстан в сети железных дорог СНГ – грузообразующая страна, поэтому правомерно и реально добиваться того, чтобы не менее 95% наших грузов отправлялось в вагонах, принадлежащих казахстанским операторам, – считает генеральный директор Союза транспортников Казахстана Kazlogistics Ерлан Абсатов. – В Послании Президента РК Касым-Жомарта Токаева один из ключевых разделов посвящен развитию инфраструктуры.
«В поле зрения исполнительной власти должна находиться полная и качественная реализация программы «Нұрлы жол», – отметил Глава государства. Программа – стратегический документ, благодаря которому действенная модернизация затронет всю транспортную инфраструктуру».
Союз транспортников Казахстана Kazlogistics, по словам его генерального директора, полностью разделяет подобный подход и со своей стороны предлагает «взяться за разработку и утверждение новых технических и экономических нормативов, необходимых для строительства транспортных коммуникаций более высокого уровня».
Работа по созданию нового поколения наземной инфраструктуры на маршрутах Китай – Европа – Китай позволит в будущем, по мнению Ерлана Абсатова, разумно распределить растущий товарооборот между морскими и наземными коридорами, выйти на стабильные объемы, приносящие выгоду без дотаций. Поэтому в КНР уже вторую пятилетку осуществляется программа модернизации железных дорог под базовую скорость в грузовом движении 160 км/час. К примеру, между сухими портами Сиань и Урумчи грузовые поезда нынче идут со скоростью 120 км/час.
Между тем в казахстанских Правилах технической эксплуатации железных дорог предусмотрена максимальная скорость в грузовом сообщении 90 км/час. И пока сметы и проекты на новое строительство, ремонты и модернизацию ведутся с учетом этих параметров, хотя на форумах все отчетливей звучит критика подобного подхода к развитию нашей транспортной инфраструктуры.
«Республике придется включаться в эту работу, – убежден глава союза транспортников. – Потребуются новые значительные инвестиции, корректировка планов, консолидация усилий. И чем быстрее мы начнем, тем лучше!»
«Важнейшей идеей Послания» назвал содержащуюся в этом документе инициативу по уравниванию прав игроков квазигосударственного и частного секторов исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец.
В этом он видит «посыл снижения государственного участия в экономике», играющий сегодня важную роль для предприятий горно-металлургического комплекса, поскольку в секторе стало отмечаться «все больше устремлений по созданию крупных квазигосударственных холдингов, серьезно сдерживающих развитие конкуренции и ограничивающих возможности частной инициативы». А ведь практика уже не раз показывала, что государственное управление менее эффективно, чем частное. Николай Радостовец надеется, что после проведенного анализа будут приняты решения, которые уравняют права национальных и частных компаний.
Глава АГМП также отмечает, что Касым-Жомарт Токаев особое внимание обратил на необходимость справедливого налогообложения и разумного финансового регулирования, введения запрета на все выплаты, не предусмотренные Налоговым кодексом.
По его мнению, финансовая нагрузка на отраслевые предприятия за последние годы существенно выросла. Так, по сути, дополнительными налогами стали платежи за эмиссии в окружающую среду, которые горнодобывающие предприятия вносят в местные бюджеты, а там их тратят по своему усмотрению.
«Необходимо добиться, – считает Николай Радостовец, – чтобы эти средства имели целевой характер и использовались горнодобывающими предприятиями исключительно для внедрения новых экологичных технологий, сокращения выбросов и улучшения среды обитания».
Развитие инфраструктуры и оздоровление экологической ситуации – важные сегменты социальной сферы, отрадно, что эти вопросы нашли отражение в нынешнем Послании, но вдвойне радует тот факт, что профессиональное сообщество предлагает свои пути их решения.