Актуальные проблемы юридического образования: вопросы и рекомендации

2395
Нурлан Дулатбеков, председатель правления – ректор Карагандинского университета им. Е. Букетова

Будущее страны невозможно построить без квалифицированных специалистов в области права

коллаж из архива "КП"

Сегодня пройдут Парламентские слушания по вопросам развития юридического образования в рамках укрепления кадрового потенциала судебной и правоохранительной систем, а также юридических служб государственных органов в целях повышения качества нормотворческой деятельности. В связи с этим я подготовил некоторые рекомендации.

Согласно Концепции развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023–2029 годы, система образования превращается в приоритетную, ведущую сферу социально-экономической политики, становится и индикатором, и катализатором развития страны. Юридическое образование несет в себе особую, повышенную концентрацию публичных интересов, тесную связь с правовой политикой государства. Выпускники юридических факультетов создают пул специалистов, отвечающих за формирование правовых основ для всех сфер нашей жизни, а также являющихся правоприменителями. Поэтому для эффективного укрепления данного сектора необходимо уделить особое внимание следующим ключевым вопросам.

Юридическое образование должно быть более обдуманным, направленным на повышение требований к входу в профессию, процессу обучения и реализации профессиональных компетенций. Основной акцент должен быть сделан на балансе между «элитарностью» высшего юридического образования и его доступностью, соблюдением конституционного права на образование. Должны сочетаться традиционные подходы и новации в высшем юридическом образовании, чтобы не потерять положительный опыт, сформированный за многие годы его существования, который будет надежным фундаментом для новых технологий и подходов к образовательному процессу.

НПП РК «Атамекен» по согласованию с Министерством труда и социальной защиты населения РК и Центром развития трудовых ресурсов провел анализ потребности в кадрах в республике и регионах. Согласно полученным данным, к числу наиболее востре­бованных специальностей с высшим образованием относятся юристы. Тезис об избыточности юридических кадров можно опровергнуть противоположным тезисом об их нехватке. В правоохранительных органах большое количество вакантных должностей, число которых растет в арифметической прогрессии (к примеру, в Улытауской области и др.), увеличивается нехватка юридических кадров и в сельской местности. В данной ситуации предлагаю в качестве решения данной проблемы целевой грант. Выделение целевых грантов на образовательные программы по направлению «Право» решит проблему синхронизации юридического образования с потребностями рынка труда в отраслевом разрезе.

Многолетний опыт работы в вузе показал, что среди абитуриентов-первокурсников немало тех, кто сделал выбор профессии не самостоятельно, а по настоя­нию родителей, желающих видеть свое­го ребенка в судейской мантии, с прокурорскими погонами или в форме полицейского. Многие абитуриенты имеют представление о будущей профессии из сериалов и фильмов, транслирующих сюжеты, существенно расходящиеся с реальностью. В данном случае я предлагаю «попробовать вкус будущей профессии» через институт «свободного слушателя».

Этот институт позволит старшеклассникам посещать занятия по юридическим дисциплинам в вузе, участвовать в образовательном процессе, зарабатывать баллы (кредиты), которые будут перезачтены в рамках неформального обучения в будущем, если студент поступит в данный вуз на образовательную программу. Основные преимущества института «свободный слушатель» – это обеспечение преемственности среднего и высшего образования, формирование имиджа юридического образования. На вопрос о том, почему вуз не может самостоя­тельно реализовать данный институт, ответим, что легитимность «свободного слушателя» и универсальность данного института для всех вузов возможна только при создании соответствующих правовых основ и на основании директивного решения компетентного органа (министерств науки и высшего образования и просвещения). «Свободный слушатель» позволит минимизировать риски разочарования в юридической профессии, более осознанно выбирать образовательную программу по направлению «Право», прогнозировать будущее трудоустройство.

Сейчас идут разговоры о том, не слишком ли много у нас готовится юристов. На это счет бытуют две полярные точки зрения. Сторонники первой (административной), настаивают на том, что количество юридических вузов и, соответственно, выпускае­мых юристов должно быть сокращено. Последователи другой (рыночной) придерживаются мнения, что этот процесс нужно регулировать непосредственно спросом на эту услугу, каковой является юридическое образование. В последние годы количество абитуриентов, поступающих на образовательные программы по направлению «Право» значительно сократилось, и это связано не только с тем, что желающих стало меньше. Причин несколько – это и востребованность технических образовательных программ, и отсутствие вариативности поступления по результатам выбранного предмета на ЕНТ, и повышение проходного балла по результатам последнего. Однако претендентов, желающих получить второе высшее юридическое образование, немало.

Спрос на юридическое обра­зование проявляется часто в осознанном возрасте. Основная причина этому – наличие квалификационных требований к должностям, согласно которым претендент должен иметь высшее юридическое образование. В большинстве случаев получают юридическое образование, поскольку его наличие требуется при поступлении на государственную службу или для карьерного роста. Другая причина – желание повысить правовую грамотность независимо от служебных требований.

Таким образом, тезис «много юристов» как минимум является результатом того, что карьерный рост в государственных органах, а также на многих предприятиях, в корпорациях, организациях невозможен без диплома юриста. В данном контексте снижение спроса на второе высшее юридическое образование возможно только тогда, когда диплом юриста не будет одним из «ключей», позволяющих открыть желаемую дверь в должность. В современных условиях знание права уже не просто момент прогресса, в идеале юридическое образование должно быть вторым.

Другой критический тезис о юридическом образовании – это излишнее деление «юридической специальности на узкие специализации», что приводит к выпуску специалистов, не имеющих полных знаний по юриспруденции. Основная причина роста количества образовательных программ понятна академическому сообществу, так как действовали требования КВТ (утверждены приказом министра образования и науки РК от 17 июня 2015 г. № 391), когда условием функцио­нирования юридических вузов и факультетов была реализация не менее трех образовательных программ. В этот период вузы разработали новые образовательные программы, внесли их в реестр и продолжают реализовывать в настоящий период. Данная пробле­ма обозначена и в Концепции развития юридического образования в Республике Казахстан на 2025–2030 годы.

Альтернативную позицию об узкой специализации при подготовке юристов предлагал еще академик Салык Зиманов. По его утверждению, правовое знание надо давать на основе какой-либо специальности, то есть оно, в свою очередь, – лишь специализация в определенной профессии. Человек, допустим, занимается добычей нефти, он специалист в этой сфере. Юридическое образование в этом случае для него не расширение кругозора, а желание еще больше сузить область своей компетенции – стать специалистом по нефтяному законодательству. Его знание тем самым станет только ценнее.

Критика в направлении множественности образовательных программ уместна, тем более она звучит от профессионального сообщества. Но реалии сегодняшнего дня таковы, что множественность образовательных программ уже существует, а это означает, что профессиональный стандарт должен быть разработан исходя из этого.

В условиях цифровой транс­формации государства и его органов актуальными и востребованными компетенциями выпускника вуза по направлению «Право» являются цифровые компетенции. Но это не должны быть общие компетенции, направленные на формирование цифровой грамотности. В современных условиях востребованы профессионально ориентированные цифровые компетенции выпускников по юридическим образовательным программам.

Модернизация деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан тесно взаи­мосвязана с разработкой и внедре­нием цифровых проектов, к которым относятся: Единый реестр досудебных расследований; Единый реестр административных производств; Элект­ронное уголовное дело; Единый реестр субъектов и объектов проверок; информационный сервис Qamqor; Электронные обра­щения; Аналитический центр; Система информационного обмена для правоохранительных, специальных государственных и иных органов и др. Существуют и другие цифро­вые ресурсы, которые используются в деятельности адвокатов, нотариусов, судебных исполнителей и т. д.

В целях формирования профессионально ориентированных цифровых компетенций выпускника по направлению «Право» необходимо разработать нормативные основы обязательного включения в образовательные программы дисциплины, направленной на изучение цифровых инструментов деятельности судебных и правоохранительных органов (ЕРДР, ЕРАП, Төрелік и др.).

Для этих целей операторам данных цифровых ресурсов (судебным, правоохранительным и государственным органам) необходимо разработать учебные версии цифровых платформ судебных и правоохранительных органов, а также других органов и предоставить к ним обязательный доступ юридических факультетов всех вузов. Операторам необходимо поддерживать актуальность учебных версий, осуществлять помощь в их обслуживании и использовании в учебных целях. Должна быть интеграция теории и практики, в которой задачи академической деятельности могут быть реализованы при участии и поддержке практического сектора.

В настоящее время стремительное развитие искусственного интеллекта в мире ставит вопрос о подготовке специалистов в области права в соответствии с требованиями времени. Поэтому необходимо развивать направления подготовки юристов по комбинированному направлению с программами, адаптированными к киберспециализациям. Для интеграции цифровых технологий в образовательный процесс в сфере информационных технологий нужно создать современные условия для подготовки специа­листов в этой области путем формирования образовательных программ, связанных с основными областями права, изучающими кибербезопасность.

Республика Казахстан утверж­дает себя социальным государством, а это возлагает новые задачи на систему юридического образования, которое должно соответствовать запросам общества и государства. Существенный инструмент реализации социальной миссии юридического образования – это переформатирование юридических клиник. В настоящий период во многих вузах имеется клиническое образование, однако оно организовано по старинке и не соответствует потребностям общества. Модернизация обучения по профильным дисциплинам должна строиться на развитии и расширении использования клинического образования в социальных целях.

С одной стороны, это поможет формированию гибкого и профессионального научно-прак­тического мышления и более углубленной практической подготовке студентов. С другой – соз­дание при юридических учебных заведениях учебно-научных подразделений (юридических консультаций, клиник), оказывающих в рамках учебных занятий безвозмездную правовую помощь для социально незащищенных граждан, направлено на формирование у студентов высокой гражданской позиции. Студенты старших курсов под руководством преподавателей и с участием адвокатов могут внести заметный вклад в оказание бесплатной юридической помощи населению по гражданским, трудовым, семейно-брачным, жилищным, земельным и другим вопросам, по представительству их интересов в гражданском процессе, и это будет полезно для практической подготовки будущих юристов. В этих целях возникает необходимость включения «юридических клиник» в образовательные программы по направлению «Право» в качестве обязательного компонента в количестве не менее пяти кредитов в шестом и седьмом семестрах.

Снижению эффективности классической подготовки юриста способствует и постоянное изменение законодательства, неста­бильный характер правового регулирования. А если необходимо принимать решения в условиях правовой неопределенности, то задача усложняется в несколько раз. В этой связи возрастает роль педагогов, которые не только передают знания, учат ценности права, следованию модели правового поведения, использованию новейших технологий, инновационных подходов, но и сами находятся на передовой этих процессов. В современном мире оказывается важнее обеспечить не передачу знаний, а развивать навыки критического анализа, поиска информации, ведения дискуссии, в ходе которых и должна формироваться правовая культура.

Геймофикация, симуляции и внедрение VR, Deepfake-технологий могут способствовать развитию личностного самовыражения обучающихся, позволят увидеть право в реальности, будут способствовать формированию аналитических способностей, умения работать в команде, навыков публичных выступлений и применения правовых знаний. Не случайно современный образовательный процесс невозможно представить без игровой учебной деятельности, таких активных форм работы, как квесты, ролевые и деловые игры.

В условиях быстрой глобализации необходимо межрегиональное сотрудничество стран ШОС в области юридического образования. Тем более что имеется Соглашение между правительствами государств – членов ШОС о сотрудничестве в области образования 2006 года. Приоритетными направлениями этого сотрудничества могут стать совместные образовательные программы, повышение квалификации педагогов, что позволит равномерно развивать механизмы (например, противодействия и превенции транснациональной преступности), погрузиться в разнообразие правовых систем, способствовать межкультурной коммуникации и компетенции, эффективному разрешению споров, а совместные исследовательские проекты в области права помогут выявить общие вызовы, стоящие перед регионами, и разработать совместные решения.

Необходимо систематизировать мероприятия по развитию программ международного обмена опытом. Следует уточнить условия предоставления студентам и преподавателям возможности обучения и прохождения стажировок в зарубежных вузах.

Кроме того, важно уделить внимание системе финансирования для повышения качества юридических специалистов. Например, в США на обучение одного студента тратится более 20 тысяч долларов, в Великобритании – около 11–15 тысяч долларов, а в Казахстане – две–пять тысяч долларов. Сумма в пять тысяч долларов доступна лишь в нескольких учебных заведениях, а в целом она составляет около одной-двух тысяч долларов. Отсюда мы видим, насколько высоки зарплаты преподавателей, готовящих этих юристов. Как бы хорошо ни была создана система, социально-экономическое положение преподавателей и профессоров, готовящих специалистов в этой области, а точнее, их заработная плата должна быть адекватной.

Данные рекомендации позволят приблизить систему юридического образования Казахстана к международному уровню, повысить кадровый потенциал судебных и правоохранительных органов, улучшить качество нормативно-правовой деятельности.

Таким образом, задачи совре­менного юридического образования нельзя рассматривать в отрыве от задач образования в целом в части формирования личности с развитым критическим и креативным мышлением, эмоциональным интеллектом, коммуникативными навыками, умением работать в команде, готовой легко адаптироваться к изменяющимся условиям.

Популярное

Все
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Актау станет международным курортом
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Полевые работы в интерьере проблем
Где можно будет увидеть военный парад 7 мая
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Всегда на линии огня
На острие волны – соломенные тюки
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
Промышленные роботы ускорят автосборку
Пылят, грохочут, загрязняют реки…
В Астане презентовали 10-томное собрание трудов Каныша Сатпаева
Не прошедшие модернизацию рынки Алматы будут закрыты с 2026 года
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика
Потребителей приучат к бережливости
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»

Читайте также

В Комитете госдоходов подвели итоги запуска таможенной инфо…
Казахстан – Вьетнам: новая веха в истории отношений
В ЗКО с начала года от укусов бродячих собак пострадало 376…
На страже независимости, мира и территориальной целостности…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]