![](/media/news/2022/default.png)
Арт-объект Смаила Баялиева, члена Союза художников РК, члена-корреспондента Академии художеств РК, на VII Ташкентской международной биеннале современного искусства представляет столичная галерея современного искусства АРУ АРТ. Среди последних арт-объектов художника особый интерес вызывает «Степная архитектоника», представляющая собой металлические конструкции в виде голов коней-мустангов, обтянутых необработанным войлоком. По этой работе Смаила Баялиева участники и посетители VII Ташкентской международной биеннале современного искусства «Различные культуры – единый мир» будут судить о современном уровне развития казахстанского контемпорари-арт.
Представитель галереи Роза Абенова говорит, что впервые увидела работу Смаила Баялиева на одной из художественных выставок в Астане и буквально пережила культурный шок. Художник тогда многих поразил размахом мысли. Невероятные по размеру головы коней, выполненные из войлока и занявшие вертикальное пространство под 10 м, как будто ворвались в зал из космоса. Дикие и вольные кони, словно степные ветры, парили над величием казахских степей. Их трудно укротить, их трудно обуздать, они сродни творческому вдохновению, порыву, пылу, что нестерпимо душат изнутри и рвутся на волю. Эта сокрушительная сила требует укрощения: вдохновленный художник берется за «кисть», творит чудо, которому есть название «искусство».
– Мустанги Смаила поражают своим величием, мощью, стремительным вторжением в безмятежное пространство, – считает Роза Абенова. – Образы, представленные в гиперболической форме и выполненные из архаического материала с применением смелого композиционного решения, делают этот объект абсолютно уникальным, отсылая нас к кочевому прошлому степных народов, а также апеллируя к настоящему и к возможному космическому будущему. Смаил Баялиев своей работой напоминает нам, что связь времен, неразрывная историческая цепь культурной памяти – это код всего человечества.
Для самого Смаила «Степная архитектоника» стала очередным этапом в его творческой биографии. Этот проект он готовил 2 года назад, практически сразу после участия в фестивале «Артбатфест», на котором явил публике голову батыра из металлоконструкций, аркана, шнуров и самых разных отходов. Решение участвовать в нем он принял по настоятельной рекомендации Молдагула Нарымбетова, который своим телефонным звонком заставил маэстро, на время погрузившегося в себя, осмыслить накопленный опыт и понять, в каком направлении двигаться дальше, взяться за работу.
– В последние годы я увлекся компьютерной графикой, – рассказывает Смаил Баялиев. – Именно она в какой-то мере подтолкнула меня к созданию очень больших по размеру арт-объектов. Так я стал мастером больших форм, способным сделать семиметровый глаз, большой кобыз из кошмы или руку, как будто проросшую из земли и взывающую к небу. Если вернуться к «Степной архитектонике», то я предварительно сделал множество эскизов на компьютере, чтобы посмотреть, как мои лошади «поведут» себя в пространстве. Поначалу решил сделать в движении, использовав для этого 10-метровую высоту выставочного павильона, в котором предстояло презентовать проект. Но не рассчитал время, которого катастрофически не хватало на реализацию идеи. Тогда я ее подкорректировал, ограничившись головами коней, развесив их вертикально под потолком снизу вверх. Я и сейчас безмерно благодарен организаторам той выставки – Министерству культуры Казахстана и Фонду духовного развития народа Казахстана, которые дали большой толчок к созданию проекта на историческую тему.
Имя Смаила Баялиева, выпускника Ташкентского художественного училища им. П. Бенькова, хорошо известно за пределами Казахстана. Художник был одним из лидеров группы «Трансавангард», которая объединила полтора десятка шымкентских художников начала 90-х годов прошлого столетия, каждый из которых был креативным и самобытным. Спустя несколько лет группа трансформировалась в «Кызыл трактор», идейным вдохновителем и лидером которой стал необычайно талантливый художник Молдагул Нарымбетов, которого не стало в прошлом году.
Смаил Баялиев вспоминает, как в середине 90-х годов прошлого столетия при областном историко-краеведческом музее открылась галерея «Фанкор». На тот момент группа «Трансавангард» уже распалась, и несколько художников, включая Молдагула Нарымбетова, стояли возле музея и решали, как назвать новое объединение художников. В какой-то момент Молдагул остановил свой взгляд на постамент с трактором начала ХХ века, выкрашенный в красный цвет. Идею назвать группу «Кызыл трактор» поддержали единогласно.
В состав «Кызыл трактора» тогда вошли всемирно известный художник Абилсаид Атабеков, не менее известные Арыстанбек Шалбаев, Смаил Баялиев и официально не примкнувший к этому творческому союзу самобытный художник Виталий Симаков, без которого не обходится ни одно обсуждение нового арт-проекта. Шымкентская группа трансавангардистов «Кызыл трактор» осваивала пространство исподволь, поэтапно. Сначала обратила на себя внимание городской публики, затем алматинской и ташкентской. А уж потом пошли чередой заграничные вояжи: Прибалтика, Австрия, Германия, Швейцария, Чехия, Париж, Мексика, Италия. Только в Берлине группа целый месяц работала в рамках колоссального проекта по искусству и культуре Центральной Азии, получив приглашение от куратора этого проекта Сабины Фогель, искусствоведа с мировым именем.
Художники принимают участие в международных выставках, удивляя и восхищая своими работами как профессионалов в области современного искусства, так и посетителей. Неудивительно, что их творчество востребовано далеко за пределами страны. Возможно, секрет такого успеха в том, что их яркое, смелое и новаторское самовыражение взывает к традициям национального культурного наследия через призму мировых тенденций современного искусства. Их вдохновляют большие народные культурные традиции, они черпают вдохновение в явлениях обыденной жизни и в простых вещах, которые окружают каждого человека.
Айдар Ниязов, директор Южно-Казахстанского колледжа искусства и дизайна им. Кастеева, утверждает, что своим творчеством художники как бы размывают грани между общественным и частным, академическим и народным, подчеркивая при этом особую связь кочевников с природой.
«Кызыл трактор» продолжает свой маршрут и сейчас. Входящие в его состав художники время от времени делают коллективные проекты, что, впрочем, не мешает каждому из них заниматься искусством индивидуально.
[caption id="attachment_10998" align="alignleft" width="300"]![фото автора и из архива Розы Абеновой](https://kazpravda.kz/wp-content/uploads/2013/10/1216-300x205.jpg)
Тот же Смаил Баялиев, помимо творчества в группе «Кызыл трактор», профессионально занимается скульптурой, инсталляцией, перфомансом, изготовлением объектов из войлока и дерева, в том числе созданием национальных музыкальных инструментов, живописью. Он давно отошел от соцреализма, переключившись на чисто абстрактные вещи, смело экспериментирует со светом. Художник признается, что уже через каких-то полгода полотна кажутся ему тусклыми и всегда возникает желание добавить в них света и ярких красок. В живописи он такой же экспериментатор, как и в contemporaryart. И если в итоге на полотне получилось не совсем то, что ожидал увидеть мастер, он без сожаления грунтует холст, чтобы начать процесс заново. Идеи живописных сюжетов, как и арт-объектов, у Смаила Баялиева появляются всегда неожиданно, но все они рождены на местной почве и пропитаны местным колоритом. Именно поэтому его творчество заметно отличается от творчества тех же западных художников, заставляет удивляться и никого не оставляет равнодушным. «Тракторист» не скрывает, что для него очень важно, чтобы его искусство несло какой-то смысл. Если же человек пройдет мимо объектов, значит, он зря работал.
Столичная галерея АРУ АРТ взяла на себя все расходы по участию талантливого художника в VII Ташкентской международной биеннале современного искусства «Различные культуры – единый мир». Это тоже своего рода проект, который призван привлечь внимание общественности и государства, и в первую очередь Министерства культуры и информации РК, к необходимости организации проведения в Казахстане Международной биеннале современного искусства.
Стремление Казахстана войти в число экономически развитых стран и его интеграция в международное культурное и интеллектуальное пространство во многом определяется в том числе и тем, насколько полно представлено казахстанское современное искусство на мировой культурной арене. Без участия казахстанских художников со своими проектами на международных арт-площадках это невозможно. Роза Абенова считает, что не менее важно также предложить мировому культурному сообществу презентовать свое современное искусство в нашей стране, организовав Казахстанскую международную биеннале. Сегодня мы наблюдаем, как геополитическое положение стран Центральной Азии, в частности Казахстана, вызывает всевозрастающий интерес мирового сообщества к многовековому самобытному культурному пласту и к тенденциям развития современного искусства региона.
– Биеннале – это выставка, которая проводится раз в два года, и каждая страна считает за честь принять в ней участие, – говорит Роза Абенова. – Это культурный форум современного искусства – contemporaryart, на который съезжается профессиональное сообщество со всего мира. Нам необходимо показывать наше искусство через перфомансы, инсталляции, арт-объекты, фотографии с использованием новых современных мультимедиа. Такое моделирование позволяет задать вектор развития современной художественной ситуации. Это идеологические продукты, которые должны всемерно поддерживаться. Проведение биеннале способствует взаимопроникновению культур, взаимообмену, взаимообогащению, расширению культурных связей, выявлению новых тенденций в развитии современного искусства и, самое важное, помогает открыть новые имена талантливых художников. Организовав биеннале, Казахстан получит мощный стимул к развитию современного искусства страны.
К слову, Смаил Баялиев в Ташкентской международной биеннале принимает участие не в первый раз, так что особо не волнуется. Несколько лет назад «Кызыл трактор» уже проложила коллективный путь на этот форум современного искусства.
А сразу после возвращения художник намерен начать подготовку к участию в выставке сontemporaryart в Лондоне, которая намечена на 2014 год. Приглашение художник уже получил, идею арт-объекта придумал. Она тоже связана с темой лошади, подчеркивает взаимодействие современного человека и народного уклада жизни и мышления.
Любовь ДОБРОТА,
Шымкент