Автопром как показатель развития

1855
Марк АЙСБЕРГ
Прожектов по сборке отечественных автомобилей было множество – практически с момента обретения страной независимости. Например, павлодарская фирма "Пульс" в начале 90-х подписала Меморандум о строи­тельстве завода по производству "Вольво". Но все они были безуспешными. Основная причина в том, что у Казахстана на тот момент не было достаточных финансовых возможностей и, главное, серьезной деловой репутации для инвесторов.

От отвертки до "Номада"

Но в начале нового века бизнес-репутация страны, ставшей одним из мировых лидеров по прямым иностранным инвестициям (ПИИ) на душу населения, и ее финансовые возможности позволили замахнуться на производство авто made in Kazakhstan.

Средняя цена на автомобили довольно хорошо коррелирует с ростом экономики страны. В начале 90-х, когда ВВП на душу населения был всего 700–1 000 долларов, пределом мечтаний большинства казахстанцев были машины ценой 2–3 тыс. долларов, да и те часто меняли на свои квартиры. К 2005 году средняя цена ввозимых машин выросла как минимум втрое, заметно выросла доля продаваемых новых иномарок.
А теперь посмотрим, как развивалась наша экономика в этот же период – она росла почти на 10% ежегодно. Так, ВВП РК в 2003 году вырос на 9,3%, в 2004-м – 9,6%, а в 2005 и 2006 годах – 9,7 и 10,6% соответственно.

Как отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев, величина душевого ВВП в 2007 году превысила 7 000 долларов, удвоилась по сравнению с 2004 и стала в 10 раз больше, чем в середине 90-х годов! Высокие экономические показатели Казахстана за этот период директор Института экономики РАН Руслан Гринберг объяснил большими экспортными доходами на душу населения, но также он назвал и высокое качество государственного администрирования.

Теперь рассмотрим рост продаж новых иномарок официальными дилерами в РК. Итак, в 2005 году продано 13 572 авто, в 2006–2009, в 2007 годах пик продаж – 35 005. Таким образом, если ВВП вырос почти вдвое за три года, то рост продаж новых авто составил 260%.

Затем во время мирового кризиса объем продаж новых авто упал: 2008 г. – 24 822, 2009 г. – 16 345. Зато в 2010 году, когда Казахстан вышел обновленным из кризиса, запустив программу ФИИР с ростом ВВП в 7%, то сразу количество проданных новых иномарок выросло до 22 402, или на 37% за год.

Началом отсчета реальной истории сборки отечественных авто можно считать 28 марта 2003 года, когда состоялось официальное открытие продаж в РК первых автомобилей ВАЗ-21213, собранных заводом "Азия Авто".

13 августа 2003 года Президент страны Нурсултан Назарбаев лично протестировал новую "Ниву" и заявил, что предприятие имеет хорошую перспективу, поскольку сегодня для казахстанского потребителя это самая подходящая модель.

Важнейшая дата в истории отечественного автопрома связана с созданием Таможенного союза (ТС) – 2010 год. До этого времени для серьезных инвестиций в высокотехнологичное производство в Казахстане главным препятствием являлась малая емкость внутреннего рынка – всего 17 млн. человек. Именно после этого в стране появились долгосрочные планы и стратегические инвесторы. Глава Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Андрей Лаврентьев считает, что полноценное развитие отечественной автомобильной промышленности возможно только в рамках ТС и ЕАЭС. К примеру, тот же АО "АгромашХолдинг" имеет огромный производственный комплекс – 88 тыс. кв. м производственных и офисных помещений. Изначально он создавался для масштабов всего СССР – 25 000 дизелей в год. Поэтому в рамках РК загрузить такие мощности практически невозможно.

Зато после вхождения Казахстана в ТС с его рынком в 170 млн. потребителей предприятие выпускает целую линейку автомобилей известных мировых брендов – от SsangYong до Toyota, имея возможность успешной работы на рынках ТС и ЕАЭС, а далее в перспективе в СНГ и Центрально-Азиатском регионе.

На сегодня в Казахстане действуют шесть крупных предприятий по производству легкового и грузового транспорта: АО "АгромашХолдинг", ТОО ­"СарыАркаАвтопром", АО "АЗИЯ АВТО", ­"КАМАЗ-Инжиниринг", ТОО "Hyundai Auto Trans", ТОО "СемАЗ". Легковые авто производят только три первые фирмы, а "КАМАЗ-Инжиниринг", ТОО "Hyundai Auto Trans", ТОО "СемАЗ" специализируются на коммерческой технике.

Стоит отметить, что КМК "Астана Моторс" за I квартал собрал 1 281 легковых Hyundai, из них 1 136 моделей Elantra. Всего с начала производства с сентября 2014 года в РК выпущено 4 452 легковых Hyundai.

Автомобильная промышленность за 2014 год произвела почти 40 тыс. единиц продукции на 187,7 млрд. тенге.

Успех отечественного автопрома – один из ярких примеров реализации программы индустриализации и преимуществ вступления Казахстана в Таможенный союз. По данным АКАБ, производство легковых автомобилей в РК с 2008 по 2012 год выросло с 3 271 до 37 157 авто в 2014 году, или в 14,5 раза! А вот финансовые показатели: в 2010 году произведено автомашин на 15,75 млрд. тенге, а в ­2014-м – на 187,7 млрд., или рост в 12 раз. При этом основная продукция отечественного автопрома – легковые автомобили, они составляют примерно 94%. Например, в прошлом году в РК произведено 37 157 легковых авто и 2 567 единиц коммерческой техники.

Тормоз ускорения

Не будет преувеличением сказать, что резкое падение курса российского рубля при полной прозрачности таможенных границ стало для отечественного автопрома настоящим тормозом развития. Потери казахстанского автобизнеса всего за полгода составили, по оценкам, до одного миллиарда долларов.

Так, за полгода казахстанцы купили в России и привезли в РК около 100 тыс. автомобилей. Расцвела теневая торговля автомобилями, участились случаи мошенничества при оформлении сделок, появился рэкет на приграничных дорогах в РФ, от которого пострадали многие казахстанцы. Заметно ухудшилась и экологическая ситуация в городах из-за ввоза большого количества подержанных автомобилей из России.

Дело в том, что в связи с отменой с 1 января 2015 года требований по сертификации автомобилей, ввозимых из стран – членов ТС, в РК начали ввозиться автомобили старше 6 лет, которые уже несколько лет не ввозились. В данное время к автомобилям, ввозимым из третьих стран и производимым в Казахстане, предъявляются требования по соответствию уровню Евро-4 и выше. До 1 января 2015 года эти требования распространялись на все автомобили, независимо от того, из какой страны они ввозятся. Планируется на национальном уровне восстановить требования по соответствию Евро-4 для всех автомобилей, в том числе ввозимых из стран ЕАЭС.

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, за первый месяц 2015 года продажи на официальном рынке РК упали на 40,42% по сравнению с декабрем прошлого года, и на 28,53% по сравнению с январем прошлого года. Доля отечественных производителей составила 25,1 млн. долларов, что на 55,96% меньше, чем в прошлом году за аналогичный период.

Цель и средства

Между тем развитие отечественного автопрома крайне важно как минимум по четырем причинам: во-первых, она дает большой мультипликативный эффект и тянет за собой ряд смежных отраслей – от производства пластиковых материалов до аккумуляторов. Во-вторых, отрасль способствует приходу в страну инновационных технологий, иностранных инвестиций, создает десятки тысяч рабочих мест. По расчетам специалистов, только три ведущих предприятия автопрома РК на момент выхода на полную мощность могут способствовать созданию около 80–100 тыс. рабочих мест.

В-третьих, в автомобилестроении достигается одна из самых высоких норм добавленной стоимости, а в этом и заключается цель реализации индустриальной программы. По некоторым данным, каждый вложенный тенге в производство автомобиля способен приносить 300% дохода. По предварительным прогнозам, к 2017 году валовая добавленная стоимость (ВДС) автопрома составит 134 млрд. тенге.
Наконец, не менее важно обеспечить население и бизнес современными автомобилями и коммерческой техникой, надежными и в тоже время доступными по цене. Все это возможно решить в рамках собственного производства.

По словам главы АКАБ Андрея Лаврентьева, важным шагом является производство автомобильных компонентов в Казахстане или локализация до 50%. Сейчас стоит задача повышения степени локализации казахстанского содержания авто. По так называемому "Ялтинскому соглашению" для беспошлинного ввоза автомобилей в страны СНГ необходимо, чтобы степень местной локализации дос­тигла более 50%.

АО "АгромашХолдинг" также планирует переход к производству собственной модели автомобиля на заемной платформе и к НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) и созданию дополнительных инноваций в этой сфере. Г-н Лаврентьев считает, что самым востребованным казахстанским автомобилем в нынешних условиях будет седан по цене 10–14 тыс. долларов. Напомним, пока единственный казахстанский бренд – это внедорожник SsangYong Nomad, собираемый в Костанае на "АО "АгромашХолдинг".

Что касается мер государственной поддержки отрасли, то они разнообразны. Специальные программы государства, которые реализуются в рамках индуст­риальной политики, такие как "Дорожная карта бизнеса-2020", "Производительность-2020", помогли автопрому достичь высоких результатов за короткий срок. Доля автопрома в ВВП страны растет. Так, в январе-феврале 2014 года она составила 9,31% от всей продукции машиностроения. За первые два месяца этот показатель сос­тавляет уже 26% и 70 млрд. тенге.

Благодаря поддержке со стороны Правительства – МИР, МНЭ, стало возможно завозить без таможенных пошлин автокомплектующие, запасные части и автокомпоненты для производства автомобилей внутри РК. Существует также освобождение от НДС при первичной продаже автомобиля, произведенного в Казахстане, и приобретении автомобилей местного производства государственными компаниями и госорганами.

В рамках программы индустриализации работает программа поддержки экспортеров. В частности, это компенсация затрат на маркетинг при построении стратегии выхода на новые рынки, помощь в предоставлении экспортной гарантии за дилеров, находящихся на других рынках. Кроме того, благодаря помощи НАТР (Национальное агентство по технологическому развитию) сегодня действует программа по компенсации до 50% от лицензионных платежей. К примеру, этим правом воспользовалась компания Allur Group при заключении контрактов по SsangYong и Iveco.

В рамках программы "Производительность-2020" автопроизводителям доступны недорогие кредиты, включая работу через БРК-лизинг. По льготной тенговой ставке есть возможность приобретать новейшее оборудование по сварке, окраске кузова автомобилей, что фактически дает возможность увеличивать локализацию.

С 20 апреля 2015 года заработала прог­рамма льготного кредитования для покупки отечественных автомобилей. При этом ставка вознаграждения для физических лиц будет всего 4% годовых, эффективная – не выше 7,5%, срок кредитования – до 5 лет. Первоначальный взнос – не более 20%. Те же условия и для лизинга для юридических лиц. Эти льготы распространяются только на автомобили стоимостью не выше 5,6 млн. тенге. На данные цели 8 отечественным банкам второго уровня выделяется 15 млрд. тенге.

Однако, по мнению экспертов, для дальнейшего роста автопрома в жестких конкурентных условиях открытости границ ЕАЭС, грядущего вступления Казахстана в ВТО потребуются дополнительные меры государственной поддержки. Автопроизводители говорят примерно о 12 мерах по развитию отрасли в ближайшие два года. Для сравнения: в РФ действует около 15 программ государственного значения поддержки автопрома.

По мнению управляющего директора КМК "Астана Моторс" Антона Афонина, при отсутствии экономических границ нельзя предлагать товар по разным ценам на едином рынке ЕАЭС. Он считает, что официальные импортеры должны доказать своим иностранным партнерам-автопроизводителям – цены в странах Евразийского союза необходимо выровнять.

Резюмируя, можно сказать, что конечной целью совместной работы Правительства и автопроизводителей является вовсе не обогащение бизнеса, как это пытаются представить противники индустриального развития страны, а напротив – рост несырьевого сектора экономики, повышение вклада отрасли в инновационную индустриализацию страны. А в конечном счете – это улучшение благосостояния всех граждан Казахстана.

Популярное

Все
Завтра отцу казахской мультипликации Амену Хайдарову исполнится 100 лет со дня рождения
Сразу три стихии подчинили себе юные конструкторы из Костаная
Как выучить язык или добро пожаловать в ауыл
Банк и кредит. Как бы басня
В Астане открылся сезон автомотоспорта
В Кызылорде прошел уникальный спектакль на казахском языке, поставленный новым инклюзивным театром «Arman»
В учебно-методическом центре «Тiл» создают все условия для эффективного изучения государственного языка
В Казахстане последний звонок прозвенел для 172 тыс. выпускников 11-х классов
Чемпионат отваги, духа и добра
Смертельное ДТП в Актюбинской области: скончался ещё один пострадавший
Королевскую свадьбу празднует Иордания
Лионель Месси покидает ПСЖ
Военные альпинисты Казахстана и Италии обменялись опытом горной подготовки
Вице-премьер посетил мероприятие для особенных детей
Шесть студенческих общежитий с риском срыва сроков строительства выявили в РК
Вьюга заглянула в дверь
Карту проблем Астаны разработали в МВД
250 тыс. человек остались без электричества из-за лесных пожаров в Канаде
Не будет скуки, если заняты руки!
Несвободная зона?
Более 124 миллионов тенге ущерба и 600 пострадавших – таков итог работы проекта MetaGo в Жезказгане
Архив Президента РК готовит многотомный сборник, в котором будут опубликованы документы, касающиеся репрессий 1920–1950 годов
В Алматинском театре оперы и балета представили обновленную версию балетного спектакля «Жизель»
"Ауыл аманаты": более 3 млрд тенге выделят области Жетысу
Музей вернул народу имена
В алматинских дворах появились разговорные клубы казахского языка «Үйде сөйле»
Двух женщин и ребенка спасли из пожара в Караганде
Президент вручил орден "Достык" шейху Суруру бен Мухаммеду Аль Нахаяну
У 50 абитуриентов нашли смартфоны и шпаргалки на ЕНТ
В Пекине презентовали сборник популярных казахских песен на китайском языке
"Астане угрожает дефицит теплоэнергии" – мажилисмен Саиров
Обвиняемый в избиении жены директор школы в ЗКО получил предписание
В Актюбинской области готовятся к нашествию саранчи
Некому сеять и убирать. Зато есть зрелища. А если есть зрелища, будет и хлеб
Запланированная неэффективность
Природный пожар в Абайской области локализован
Али Кабдулла нокаутировал бразильца в престижном промоушне
Мобильное приложение Enbek HR запустили в Казахстане
Международные эксперты оценили кредитный рейтинг Казахстана
"Приоритет нужно отдавать насыщению внутреннего рынка" – Смаилов
Найдено тело девочки, пропавшей почти месяц назад в Атырау
Жительница Сатпаева Ирина Ким самостоятельно выучила казахский язык – без учебников и курсов. Секретного метода нет, помогло общение
Летчики армейской авиации Сил воздушной обороны Вооруженных сил РК освоили навыки сложного пилотажа
В Алматинском соединении Десантно-штурмовых войск прошло торжественное чествование солдат, убывающих домой
Школьные уроки начальной военной подготовки должны формировать у подростков представление о воинской службе и ее огромной значимости
Безвизовый режим с КНР: стоит ли нам бояться своих соседей?
Опасения по поводу возможного увеличения объемов незаконной миграции в связи с планами РК и КНР ввести безвизовый режим по сути своей надуманы
Озвучена средняя пенсия в Казахстане
На окраине столицы, в районе промзоны, происходят настоящие чудеса. Здесь буквально оживают старые советские машины, обретая вторую жизнь
Планы по увеличению срока «безвиза» между РК и КНР до 30 дней вызвали бурное обсуждение в социальных сетях
Женщины должны занять треть руководящих постов в компаниях «Самрук-Казына»
Более 109 млн тенге потрачено на установку девяти детских площадок в Семее, но ни одна из них не отвечает требованиям безопасности
Побег наркоторговки от полицейских в Астане попал на видео
В автобус с пассажирами выстрелил мопедист в Алматы
Почти треть пассажиров общественного транспорта в Астане не оплачивает проезд
Причины отказа в процедуре банкротства физлиц назвали в Минфине
Осужденная совершила побег в Алматинской области
Почти в 200 тысяч тенге обошлась иностранцу поездка на такси в Алматы
ВОЗ объявила о завершении пандемии COVID-19: каковы итоги в Казахстане
В Атырау полицейские спасли людей из горящего дома (видео)

Читайте также

Своевременный проект
Реквием по весне
Наш ответ жаре
Юные спасатели

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]