Бесплатно, но за деньги

2048
Ерик Абитов

Слово «бесплатно» в рекламе уже давно перестало означать то, что изначально закладывалось в его смысл. Поэтому, когда на вывеске в автосервисе вы вдруг увидите заманчивое предложение «бесплатная замена масла», не спешите радоваться: в данном случае бесплатно – это новая форма платного, только с завуалированной формулировкой.

Фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Недавно менял масло в двигателе в одном из таких автосервисов. И заплатить пришлось весьма внушительную сумму. Как же так? Ведь обещали же бесплатно. «Ну так и есть, – ничуть не смутившись, заявил мастер. – Замену мы осуществили на безвозмездной основе, а плата выставлена только... за материал».

Подобные «подарки» работают, как правило, по одной схеме: вы покупаете масло, масляный, воздушный и салонный фильт­ры – все строго по ценам сервиса, и тогда вам в подарок делают замену. Щедро? Вряд ли. Цена этих самых расходников обычно уже включает стоимость работы.

Гражданам нравится получать что-то бесплатно. На этом и строится логика подобных акций. Продавец знает: стоит написать слово «бесплатно» крупным шрифтом, и внимание клиента гарантировано. А уж что там мелким шрифтом – это другой вопрос.

Разбираться во всех нюансах, скрытых условиях и тонкостях формулировок не каждому захочется. Особенно если клиент торопится или доверяет бренду. В итоге он уходит с мыслью: «Мне сделали замену масла бесплатно», хотя на самом деле переплатил он за то самое масло и фильтры несколько тысяч тенге.

Трюк с завуалированной оплатой не новый. На рынке он работает давно – в разных сферах и с разным масштабом. «Бесплатная доставка» на самом деле включена в цену товара. «Бесплатный пробный период» означает привязку карты и автоматическое списание через неделю. «Бесплатный телефон в рассрочку» – значит с абонентским платежом, превышающим стоимость самого аппарата. Список можно продолжать до бесконечности.

При этом никто никого не обманывает напрямую. Все указано в договоре, на сайте или в сноске под звездочкой. Юридически все чисто. Этический вопрос – другое дело.

Клиенту навязывается идея: «ты получаешь выгоду». Но фактически он просто платит иначе. Не напрямую, а через хитрую схему. Не за услугу, а за «набор», в который ее встроили. Главное, чтобы слово «бесплатно» звучало красиво и внушительно. Оно работает, как якорь: притягивает, создает иллюзию выгоды, активирует желание получить «больше за меньшее».

В этой ситуации потребитель оказывается в положении того, кто должен быть особенно внимательным. Прежде чем обрадоваться заманчивой акции, стоит задать себе простой вопрос: а в чем подвох? Сравните цены на те же расходники, например, на рынке, сопоставьте стоимость аналогичной работы у другого мастера – и многое станет ясно. Бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. А бесплатная замена масла – только при покупке масла по цене с надбавкой.

Мы живем в эпоху маркетинга, где слова часто означают совсем не то, что кажется. «Скидка до 70%» может значить одну уцененную вещь в углу склада, «новинка» – товар двухлетней давности в новой упаковке, а «бесплатно» – услугу, уже включенную в стоимость. Все законно, все по правилам. Но доверие потребителя каждый раз чуть-чуть теряется.

И, быть может, когда-нибудь мы снова научимся ценить честную формулировку: «замена масла – 5 000 тенге, масло – столько-то, фильтр – столько-то». Без подвоха. Без звездочек. Просто по-человечески.

Все колонки автора

Популярное

Все
В Астане открылась выставка художника, обладающего самым громким именем в искусстве XX века
Вовремя выявить риски и поддержать
Осень на Святом ключе
Цифровая трансформация городской инфраструктуры
Берлин с боями шел на Берлин
Ремесла как дипломатия и двигатель туризма
Душевное лекарство
«Верность Родине, как знамя, поднял он...»
Ботай – место притяжения
Башня, колодцы и тайны древних обрядов
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Треть урожая ушла под снег
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Холода сменят тепло в Казахстане
Судьба журналиста
Борьба с наркоманией дает результаты
Продукты стали дешевле
Основа качества жизни и фундамент стабильности
Творчество известного писателя обсудили в Кызылорде
А я и здесь не промолчала
Промышленность – это не про прошлое, а про будущее
Экспертные сообщества Казахстана и Китая вносят вклад в развитие межгосударственного взаимодействия
В Шымкенте строят канал Каусар
День труда
Стартовала кампания по вакцинации от гриппа и ОРВИ
«Барыс» дома обыграл «Сибирь»
Ключевой костяк энергетики
FIFA показала талисманы ЧМ-2026
Единый счет и smart-контроль тепла
Сменился министр просвещения Казахстана
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
35 школ Атырауской области остались без директоров
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки
Тяньцзинь – Пекин: как визит Токаева усилил позиции Казахстана в Евразии

Читайте также

Душевное лекарство
Тише едешь – дальше будешь
Старики
А я и здесь не промолчала

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]