
Наступил месяц май, заканчиваются затяжные дожди. Все чаще небесная голубизна сменяет неприглядную серость облаков. В общем, травка зеленеет, солнышко блестит, хочется водителю в тренде быть весны. То есть проникнуться стремлением коммунальщиков сделать город чище и краше, оставив зиме накопившуюся грязь да холодное настроение, и украсить, наконец, улицы города своим сверкающим автомобилем.
Для этого авто нужно вымыть. Прошли, увы, те времена, когда автовладелец, вооружившись ведром воды и порванными ползунками своего первенца, спускался во двор пятиэтажки, где под ребячий гомон и стук домино не торопясь наводил глянец на бока своего «жигуля». Или отправлялся к пацанам, которые за небольшие деньги готовы были сделать подобное, зачерпнув водицы из речки Сарыбулак (есть такая в Астане, менее известная, чем Ишим или Акбулак). Нынче самодеятельность чревата. И не важно, что город в целом от подобных деяний сильнее не запачкается, а грязь просто переедет на новое место. Есть закон, что этого делать нельзя, и суров он до такой степени, что грозит немалым штрафом.
Повезло владельцам частного жилья, на земле стоящего. Им он (закон) не писан. Остальным надо знать места. Места эти называются «автомойка». Попадают туда по записи или в порядке живой очереди. Там парень, реже девушка, «отобьет» под тарахтение насоса струей воды всю грязь с кузова вашего четырехколесного питомца. Затем набрызгает специальную и очень активную пену, выждет минут пять и смоет ее вместе с остатками грязи. Почистит коврики, поелозит раструбом пылесоса по салону и протрет, наконец, машину почти насухо тряпкой, споласкивая ее в ведре с грязноватой водой и отжимая. Все это отнимет у вас минут 50–60 жизни и 1 500–2 500 тенге. В принципе, приемлемо. Не забудьте только, что если май еще не наступил и на дворе мороз, проследить, продули ли сжатым воздухом все, что можно продуть, а выехав за ворота, остановиться и открыть минут на 5–10 все двери и багажник. Так они не примерзнут. А если на улице жара, то постойте перед мойкой несколько минут в тени. Ни раскаленному лакокрасочному покрытию, ни разгоряченным быстрой ездой тормозным дискам холодная вода пользы не принесет. После мойки вы найдете, конечно, множество огрехов: не будут хорошо промыты колесные диски, найдется грязь под лючком бензобака и в «интимных» закоулках.
Как избежать обиды за некачественный сервис? Помыть самому. На некоторых мойках вам позволят сделать это за некоторую плату, 1 000 тенге за час, например, когда нет наплыва посетителей. На других самообслуживание предусмотрено изначально. Струю воды, набрызгивание пены, сжатый воздух, защитный воск и работу пылесоса продадут вам с поминутной тарификацией. Можно вымыть машину за 500 тенге. Особо одаренным удается и за 300. Только желательно переодеться и переобуться. Иначе запачкаетесь. Имеются боксы закрытые, есть и на свежем воздухе. Некоторые умудряются пользоваться ими даже зимой.
Как сделать так, чтобы автомобиль меньше пачкался и пылился? Ведь, выехав за пределы сервиса, вы почти обязательно попадете под струю машины поливной. Любят у нас это дело. Чтобы снизить ущерб, можно и нужно обработать поверхности полиролью: восковые составы и силиконовые, пастообразные и спреи (ленивками называют). Технология такова: устраиваетесь вместе с авто в тенечке, наносите средство на небольшой участок кузова, распределяете равномерно тряпочкой или губкой круговыми движениями. Выжидаете несколько минут и растираете до блеска салфеткой из мягкой фланели. Время выдержки и размер участка подбираются опытным путем (вы сами почувствуете). Затем переходите к следующей части. Управитесь минут за 40–60. Если лень растирать вручную, можно приобрести специальную машинку. Такое покрытие заполнит микротрещины в краске и защитит ваше авто до следующей мойки. Или чуть дольше.
Разновидность полирующего средства – так называемый «сухомой». Им можно обработать и немытую машину. Разбрызгиваете его на выбранную делянку (крыло, половина двери), собираете грязное одной тряпкой (микрофибра, нужно менять по мере пачкания), растираете чистой. Сразу и мойка, и полировка. Это тот случай, когда полицейский не составит протокол за загрязнение окружающей среды в неположенном месте. Если все делать правильно, царапин не оставляет. Сам пользовался пару лет. Очень полезно держать такую штуку в машине для очистки номеров, чтобы не вытирать сухой тряпкой грязь вместе с краской. Сейчас в продаже найти трудно.
Разговариваю с продавцом специализированного магазина. Николай Латыпов занимается торговлей автохимией уже несколько лет. В «сухомой» не верит, поэтому и не продает. Зато есть в продаже много чего другого. Шампуни от 450 тенге (Россия) до 1 800 (с воском, США), полироли разные – в среднем за 3 500 тенге, в том числе и абразивные, для старых покрытий, производства тоже американского. Российские вдвое дешевле. Очистители кузова. Они пригодятся для борьбы с пахучими следами от тополиных почек (весна, однако) и останками убиенных насекомых. А вот снадобье, очень необходимое для поддержания здоровья физического. Воздух из системы кондиционирования со временем начинает дурно пахнуть. Это бактерии и микроорганизмы, оседая на влажном радиаторе испарителя, начинают вести там бурную жизнь и размножаться. Избежать этого поможет специальное средство, пена которого подается через дренажное отверстие к испарителю, а также закачивается в воздуховоды. Затем система запускается в режиме рециркуляции минут на 10, после чего остается проветрить салон и сменить фильтр. Есть и другие химикаты подобного назначения, которые просто распыляются в салоне. В виде бомбочек даже имеются. А некоторые товарищи покупают дешевые дезинфицирующие средства в аптеке и с успехом их применяют.
Таковы некоторые аспекты ухода за автомобилем. Но вершиной любви к нему является новомодное нанокерамическое покрытие, многослойное и очень дорогое. Обработка по такой технологии занимает примерно два дня рабочего времени и стоит от 200 000 тенге (один слой) до полумиллиона за двенадцатислойное. Это цены примерные. За эти деньги с машины будет скатываться грязь и слетать пыль, а окраска приобретет вид удивительно насыщенный и невероятный блеск. На 10 лет хватит, клянутся мастера, а это ведь целый автомобильный век…