Что будет с историческим зданием терминала аэровокзала Алматы

2148
Людмила Макаренко

Нет сил расстаться

Первые общественные слушания по проекту реконструкции Алматинского аэропорта не внесли ясности в судьбу исторического здания терминала аэровокзала.

Фактически модернизация воздушной гавани Алматы начата – на привокзальной территории выполнен «нулевой» цикл, возводится каркас этажей из металлоконструкций. В то же время остается нерешенным принципиально важный вопрос: что будет со старым зданием, вернее, той частью комплекса, которая сохранилась от первоначального проекта 1947 года и до сих пор использовалась в качестве VIP-терминала?

Современный аэропорт обещан Алматы новым собственником больше года назад – это было одним из программных заявлений турецкой компании TAV Airports, выкупившей предприятие весной 2021 года. Вскоре появилась и концепция перестройки, которая не предусматривала сохранения целостного исторического объекта.

Бурная реакция городской общественности на такое решение заставила надолго приостановить исполнение намеченного, а на днях собственник представил на открытое обсуждение сразу два варианта сохранения исторического наследия, оба одобренные экспертными заключениями.

По плану № 1 старое здание «вписывается» в строящийся терминал. При этом сохраняются основные отличительные элементы архитектуры в интерьере и экстерьере, в том числе центральная часть здания, надстройка в виде башни, витражи, декоративные элементы. Правда, при этом боковые галереи сносятся.

Суть второго решения – разобрать и перенести постройку целиком почти на полкилометра от ее сегодняшнего места расположения и там максимально точно собрать. Такой вариант требует дополнительных расходов на сумму 4 млн долларов. В компании TAV Airports заявляют, что готовы на эти траты, стоит горожанам поддержать проект.

Но как раз единого мнения о будущем культурно-исторического памятника и в экспертном сообществе, и в среде активис­тов пока не сложилось. Одни считают, что старое здание вообще нельзя трогать, иначе с ним случится то же самое, что с десятками городских архитектурных изюминок, утраченных Алматы безвозвратно.

Им в пику выставляется мнение некоторых специалистов, уверяющих, что строение не является уникальным, оно скорее типовое для своего времени, к тому же после череды реконструкций и ремонтов потерявшее первоначальный облик, а значит, и свою архитектурную ценность. Но все-таки такая позиция остается в меньшинстве. В основном профессиональные эксперты стоят за сохранение здания, с которого начиналась история крупнейшего в стране авиапредприятия.

Как бы то ни было, споры о ценнос­ти VIP-терминала лишены смысла, по крайней мере до тех пор, пока этот объект находится в городском Списке культурно-исторических памятников и обеспечивается особой охраной. Именно поэтому важно решить, какое воздействие на ценность допустимо. А то, что воздействовать на здание придется, в управлении алматинским аэропортом не скрывают.

– Мы с большим удовольствием не стали бы трогать старое здание терминала, но просто физически никак не можем этого избежать, поскольку ограничены территориальным пространством, – заявила на общественных слушаниях координатор по экологическим и социальным вопросам TAV Airports Юлия Аллахвердиева. – Со всех сторон алматинский аэропорт окружен уже имеющимися зданиями или инфраструктурными объектами, например, гостиницей или авиа­ремонтным заводом. Поэтому для строительства полноразмерного терминала, который мог бы с комфортом обслуживать пассажиров, в настоящее время рассматриваются два варианта: либо перенос, либо интеграция VIP-терминала в новое здание.

Необходимость реконструкции международного аэропорта в Алматы назрела не вчера. В настоящее время транспортный объект, рассчитанный на обслуживание максимум 4 млн пассажиров в год, принимает пассажиропоток в 6,5 млн человек. Новая компания, приходя в управление предприятием, главными целями ставила расширение международных направлений и подготовку инфраструктурных объектов на прием до 14 млн пассажиров в год.

Модернизация аэропорта требуется еще и с точки зрения современных требований по оптимизации затрат на его содержание. Технологии, заложенные в новом проекте, как утверждают авторы, позволят экономить на потреб­лении электроэнергии, воды, других ресурсов, что в свою очередь удешевит многие процессы в дея­тельности воздушной гавани.

Минимальная стоимость реконструкции аэровокзала пока оценивается в 200 млн долларов, строительство может быть завершено в 2024 году. Действующий до сих пор терминал останется на обслуживании внутренних рейсов, в новостройке будут принимать международные. Таким образом, город сможет получить крупнейший в регионе воздушно-транспортный хаб и выгодный коммерческий объект. Но реализоваться все эти планы смогут при более-менее единодушной поддержке алматинцев.

Общественности дали еще время на раздумья – выбор в пользу одного из двух предложенных собственником проектов нужно завершить до начала августа. Похоже, альтернативные технические идеи «вписать» здание старого вокзала в конструкцию нового с наименьшими потерями, озвученные на слушаниях, к рассмот­рению больше не принимаются.

Популярное

Все
Сегодня – День бурильщика
Результат, вошедший в историю
Когда традиции и инновации работают на общее благо
Объединяя природу, спорт и досуг
В зоосаде Бурабая – пополнение
Родом из детства
Связанные одной цепью...
Победа на Кубке мира
Земельные приоритеты нефтяной области
За честность и прозрачность
Свои чипсы и картофель фри
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка
Земля помнит добрые руки
Звезды помогут выбрать профессию
Казахстан – в тройке лидеров
Пока живу – надеюсь
Аккорды памяти
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении звания
Амуниция как национальный код
Востоковедческие грани деятельности академика Сеита Каскабасова
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Заработал кирпичный завод
Президент наградил Елену Рыбакину орденом "Барыс" III степени
Жемчужина осеннего Шымкента
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Сенсационное серебро из Японии
США исключили президента Сирии из списка террористов
Водоемы рыбохозяйственного значения очищены от мусора и рыболовных сетей
АПК республики входит в новую агротехнологическую эпоху
Елена Рыбакина триумфально выиграла Итоговый турнир WTA
Медицина должна помогать мечтающим о материнстве
В аэропорту задержан правонарушитель
Токаев в Белом доме, «С5+1» и Авраамские соглашения: мнение зарубежных экспертов
Чипсы из нарынкольской картошки
Алматы 2035: приоритеты развития мегаполиса обсудили на форсайт-сессии
В СКО ограничено движение транспорта
Почему Рыбакина отказалась от фото с главой WTA
Театр отмечает юбилей
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Петропавловские теплосети готовят к передаче в муниципальную собственность
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели

Читайте также

Путь постоянного совершенствования
Казахстан направил гуманитарный груз в Афганистан
Метрологи из Казахстана стали лучшими на международном конк…
На защите экосистемы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]