
– Если в квартире установлен счетчик и в доме нет никаких утечек, то счет в квитанции потребителя придет согласно показаниям прибора учета. Это относится и к горячему, и к холодному водоснабжению, – рассказал начальник управления энергоэффективности и инфраструктурного развития акимата Алматы Айдар Беркимбаев. – Однако вопросы по суммам начислений задаются и, видимо, еще будут задаваться. Тому есть множество объективных и субъективных причин. Основная из субъективных – непонимание некоторых позиций в расчетах коммунальных услуг. Проще говоря, многие невнимательно читают то, что напечатано в их квитке, не вникают в те или иные графы, где четко отражается вся платежная информация.
Путаница возникает, когда тариф на коммунальную услугу и выставленную в счете-квитанции цену за потребленный объем этой услуги люди воспринимают как одно и то же, считает Айдар Беркимбаев.
– Объясню отличие тарифа от цены на примере… мороженого. Один его килограмм обошелся молокозаводу, к примеру, в 1,5–2 тысячи тенге. Но продукт для удобства обычно расфасовывают в небольшие упаковки. В магазине вы заплатите за одну стограммовую пачку 150–200 тенге, то есть за конкретный вес изделия. То же самое и с коммунальными услугами: грубо говоря, в нашем случае стоимость 1 кг мороженого – это тариф, а брикетика – цена. Иными словами, то, что видят жители в своих квитанциях, это не тариф, это плата за кубометры потребленной воды. Если больше расходовали, будьте любезны, заплатите по счетчику за использованный объем.
Причем руководитель УЭИР утверждает: тарифы на отопление, горячую и холодную воду в мегаполисе не только не поднимались уже многие годы, но и уменьшались. А то, что горожане в холода наблюдают увеличение сумм за теплоснабжение, так это связано не с повышением тарифа, а с метеоусловиями.
– С понижением температуры ТЭЦ, котельным приходится расходовать больше топлива на подогрев теплоносителя – горячей воды, которая течет по теплотрассам в жилые и другие здания, где используется и для отопления, и для других нужд, – отметил Айдар Беркимбаев.
К слову, жители многоквартирного дома платят за отопление и горячую воду, исходя из показаний установленного на элеваторе в подвале так называемого общедомового прибора учета – ОПУ. По его данным, поступающим через модемную связь в Алматинские тепловые сети, компьютерная программа предприятия учитывает количество потребленных гигакалорий (единица измерения теплоэнергии) тем или иным зданием в заданный период, а затем в пересчете на единицу отапливаемой площади отражает в квитанциях согласно квадратуре квартир.
Здесь возникает еще один блок вопросов субъективного характера. Наиболее частый: почему при одинаковой площади квартир в двух рядом стоящих жилых зданиях, возведенных относительно в одно и то же время по одному и тому же проекту, начисления разнятся?
– Дело в том, что в каждой из почти 8 тысяч алматинских многоэтажек определен свой период расчета коммунальных услуг, не совпадающий с календарным месяцем. У одного здания – с 1 по 30-е число, у другого – с 15 по 15, – объясняет Айдар Беркимбаев. – Один дом платит за период, когда на улице еще тепло, а другой – когда уже похолодало. Но в следующем месяце дом, который не заплатил за часть холодного периода, «наверстает упущенное». В итоге затраты жильцов всех домов уравняются к концу отопительного сезона.
В то же время для удобства потребителей в настоящее время инженеры-программисты решают задачу введения единого расчетного периода для всех подключенных к централизованному теплоснабжению зданий.
– Рекомендую обращать внимание на период расчета коммунальных услуг, который указан во всех бумажных квитанциях, – говорит глава УЭИР. – Если по каким-то причинам владелец квартиры не имеет доступа к бумажному варианту, счет-квитанцию можно запросить в едином расчетном центре «Алсеко» или же в информационно-вычислительном центре (ИВЦ) города. По запросу их вышлют вам на e-mail в электронном виде.
Вообще, в квитанциях можно найти ответы практически на все вопросы по коммунальным платежам. Вот недавно стало известно, что коммунальщики актуализировали свои базы данных по проживающим в каждом доме людям, и это вызвало дискуссию – граждане забеспокоились: а не взлетит ли цена коммуналки?
Опасения оказались напрасными. При постоянстве тарифов суммы платежей за использованные коммунальные услуги увеличились только у тех владельцев недвижимости, кто намеренно не ставил счетчиков, чтобы в разы уменьшить плату за воду, канализацию, газ, вывоз мусора и прочее, которыми на самом деле пользовались обосновавшиеся в их «апартаментах» квартиранты, что называется, за «сущие копейки».
– Актуализация была сделана прежде всего ради объективности и понимания, какие же на самом деле нагрузки несет городская инфраструктура. Благодаря уточнениям убытки коммунальных предприятий стали сокращаться. Сегодня все начисления производятся исключительно по факту зарегистрированных в квартире или доме людей по установленному тарифу в расчете на каждого человека, – отметил Айдар Беркимбаев.
К кейсу вопросов объективных относится и проблема размещения усеченной информации о коммунальных расчетах в мобильных приложениях некоторых банков второго уровня. Из-за неполной картины платежей у тех, кто оплачивает коммуналку таким способом, возникает множество дополнительных вопросов и сомнений в правильности начислений. Так что для контроля своих расходов оригиналы счетов-квитанций желательно иметь всем без исключения.
Еще одна из проблем, порождающая массу жалоб на тему «повышения тарифов», – халатное и безответственное отношение к своим служебным обязанностям руководителей КСК, ОСИ, ПК и прочих управляющих компаний.
– Как известно, Первый Президент Нурсултан Назарбаев в своих выступлениях неоднократно говорил о том, что казахстанцам необходимо бережно относиться к воде, газу, тепло- и электроэнергии. Для учета их расходования в свое время в домах установили счетчики – сначала индивидуальные приборы учета (ИПУ), после – общедомовые (ОПУ), – напомнил Айдар Беркимбаев. – Но каждое такое устройство, исходя из заводских требований, периодически должно поверяться метрологами для исключения неточностей в работе. В свою очередь Правительство закрепило в законодательстве такую норму, что в случае расчетов коммунальных услуг не по показаниям приборов учета плату, например, за тепловую энергию начисляют по так называемому общегородскому тарифу, примерно на треть превышающему тариф для домов, оборудованных ОПУ. Именно так государство стимулирует людей экономить воду, тепло и электроэнергию.
Общегородской тариф применяют в случае просрочки поверки общедомового прибора учета, его неисправности, выхода из строя модема, через который передается вся информация по расходу тепла.
Чтобы такого не происходило, КСК и управляющим компаниям нужно внимательно следить за ОПУ, обеспечивая его бесперебойную работу, вовремя ремонтировать и своевременно проводить метрологическую поверку прибора в Центре экспертизы и сертификации. А контролировать этот процесс, чтобы деньги не утекали, должны сами жильцы, чьи дома находятся в управлении названных сервисных организаций.
Помимо цены за отопление горожан нередко волнует еще один вопрос: насколько в доме горячие батареи? Но это уже, скорее, относится к плоскости ответственности и рационального потребления предоставляемых коммунальных услуг, над чем тоже должен быть контроль домоуправителей.
– Повсеместная ситуация: в одной квартире установлено в каждой комнате по 15–20 секций радиаторов, в то время как у соседей с аналогичной площадью – 6–8, как было заложено в проекте. Понятно, что владелец квартиры с увеличенным числом секций заберет больше тепла, из-за чего жильцы других квартир будут жаловаться на пониженную температуру в помещении, сетуя на «нерадивость» тепловиков. И это тоже забота тех же управдомов, – напоминает руководитель УЭИР.
Возвращаясь к вопросу разницы оплаты в двух «одинаковых» домах, Айдар Беркимбаев обозначил еще одну проблему, лежащую в зоне ответственности КСК.
– Люди за тепло платят меньше в тех домах, где чердаки, подвалы, подъезды и прочие вспомогательные помещения утеплены, защищены от внешних воздействий и непогоды, – сказал он.
С окончанием отопительного сезона у жильцов некоторых алматинских многоэтажек появляется еще одна забота – в утренние часы из крана горячей воды течет холодная. Приходится подолгу пропускать воду, чтобы минут через 10–15 струя наконец-то стала теплой, а затем и долгожданно горячей.
– Проблема эта с многолетней историей. Так случилось, что открытая система теплоснабжения городу досталась от советского прошлого, – объясняет ситуацию руководитель управления. – При всех ее экономических достоинствах она имеет основной недостаток: для поддержки функционирования летом подающие или обратные водоводы городской системы теплоснабжения должны выводиться в ремонт. Горячая вода в таком случае подается в здания по одной трубе. То есть в системе прекращается циркуляция воды. А значит, если ее не расходовать, скорость прохождения теплоносителя в трубопроводе падает вместе с его температурой. Если во времена СССР можно было слить прохладную водичку без ущерба для семейного бюджета, заплатив фиксированную сумму, то в условиях рынка такую «роскошь» мы себе позволить не можем.
Эта проблема в большей степени касается зданий, находящихся в так называемых тупиковых схемах, то есть подключенных к концу трубы. Жильцы домов, стоящих вдоль нее, с такой ситуацией, по большому счету, не сталкиваются.
Возобновление циркуляции, то бишь подключение второго водовода, для потребителей экономически не выгодно. И прежде всего из-за дополнительных расходов на электроэнергию для перекачивающих теплоноситель насосных станций.
– Чтобы перестроить открытую систему теплоснабжения в закрытую с круглогодичной циркуляцией, потребуются колоссальные финансовые затраты. Более того, это сразу отразится на стоимости горячей воды. В одной из новостроек Алматы недавно был прецедент – по настоятельной просьбе жителей их дома перевели с открытой схемы на закрытую. Но когда владельцы квартир увидели в квитанциях суммы за коммунальные услуги, то отказались от затеи, – рассказывает Айдар Беркимбаев.
Существует ли выход из положения? По словам руководителя управления, горожане видят его в использовании электробойлеров, газовых колонок, в строительстве локальных котельных на газе и даже установке солнечных батарей на крышах многоэтажек.
– Учитывая непростую экологическую обстановку в мегаполисе, возведение в спальных районах дополнительных локальных котельных – вопрос, мягко говоря, спорный. Можно только предполагать, какую позицию на этот счет займут экологи, общественность. Это уже не говоря об источниках финансирования столь затратной идеи в условиях периодически усиливающихся карантинных мер, – продолжает Айдар Беркимбаев. – Что касается использования «зеленой» электрогенерации, то сегодня квартиры являются частной собственностью, а подъезды, чердаки и подвалы – общедомовой, не государственной. Поэтому вопрос установки, например, солнечных батарей в многоквартирном доме – дело сугубо частное.
Не исключено, что жители некоторых многоэтажек все же захотят оборудовать свой дом комплексом на солнечной энергии. Тогда они не обойдутся без специалиста-проектировщика, который сможет посчитать стоимость оборудования, установки и обслуживания. Если кому-то покажется это экономически оправданным, никто не будет препятствовать.
– В Алматы есть несколько зданий, питающихся энергией от солнечных батарей, – говорит Айдар Беркимбаев. – Как мне известно, они довольно прихотливы в обслуживании. Прежде всего, смонтированные на значительной площади панели надо периодически мыть. Иначе энергия солнца будет теряться, полностью не достигнув элементов, преобразовывающих ее в электроэнергию, необходимую для освещения и отопления здания.
Айдар Беркимбаев уверен, что в решении данной проблемы нужно соблюдать баланс между экономикой и экологией. На сегодня алматинцы более склоняются к установке традиционных нагревательных устройств. Однако работа электробойлеров ложится в нагрузку к оплате за электроэнергию, а работа газовых колонок влечет дополнительный расход голубого топлива, контролируемого индивидуальным счетчиком на газ, и затраты на прокладку из квартиры специальной вытяжки.
В завершение руководитель УЭИР подчеркнул, что нынешний отопительный сезон в Алматы проходит без каких-либо крупных нештатных ситуаций. За зиму в разных районах мегаполиса из-за сбоев в работе некоторых сегментов систем жизнеобеспечения случались временные отключения электроэнергии, отопления и горячей воды.
Тем не менее стоит признать: последствия аварий на инженерных сетях, несмотря на неблагоприятные погодные условия, как правило, устраняются в довольно короткие сроки. К примеру, подачу электроэнергии восстанавливают максимум в течение 1,5–2 часов, тепла – не более чем за 6–8 часов, что позволяет сохранить температурный режим в жилых домах, офисных и производственных помещениях.
Айдар Беркимбаев убежден, что стабильность работы городского ТЭК и ЖКХ сегодня достигается в основном за счет правильных акцентов в управлении, контроля над его функционированием и реальной поддержки со стороны руководства города и лично акима Алматы, уделяющего большое внимание этому важному сектору городского хозяйства.
И, что очень важно, за счет профессионализма рабочих и инженерно-технического персонала. Чего стоит обеспечивать крупнейший мегаполис республики комфортными условиями, если только изношенность его тепловых сетей при общей их протяженности более чем 1 284 км составляет 62,4%, на самом деле известно лишь самим коммунальщикам. Увы, аналогичный процент выработки сроков службы наблюдается и в электросетях, и сетях водопровода, и прочей инженерии.
Безусловно, важнейшая задача по их модернизации потребует решения как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.