
Идея состоит в том, чтобы дети из малонаселенных пунктов, где нет школы, могли во время учебы в другом селе или райцентре находиться в обстановке, максимально приближенной к домашней, вместо того чтобы проживать в интернате. Для СКО, где 88,5% школ сельские, это очень актуальный вопрос. К тому же более 78% школ – малокомплектные, из которых 181 не соответствует гарантированному нормативу сети. Согласно постановлению Правительства РК, для работы начальной школы в селе должны проживать не менее 5 детей, для основной – не менее 41, для средней – не менее 81. В 229 населенных пунктах школ нет, поэтому здесь организован подвоз учащихся – ежедневный и еженедельный. Традиционным, но устаревшим и неэффективным решением проблемы служат интернаты.
– Воспитание в интернате – это, во-первых, отрыв детей от семьи, утрата ценностей семейного воспитания. Во-вторых, нерентабельность интернатов из-за затрат на оснащение, проживание, питание детей, содержание штата и другое. Порой учителей и воспитателей больше, чем самих воспитанников в интернате. В 55 пришкольных интернатах проживают 1 360 детей, это практически в 2 раза ниже их проектной мощности. К тому же размещаются интернаты либо в самой школе, либо в других приспособленных помещениях. Все это никак не способствует созданию уютного, домашнего комфорта для проживания детей, – рассказала на заседании акимата СКО руководитель управления образования Гульмира Каримова. При этом в регионе продолжается работа по оптимизации сел.
Для выхода из сложившейся ситуации и в интересах прежде всего самих детей, а также их родителей и школ, и была предложена «Временная семья». Ребенок на время учебного года принимается в обычную семью, живет в домашней обстановке, где взрослые заботятся о нем, следят за успеваемостью, интересуются его внешкольными занятиями и увлечениями. Словом, выполняют обязанности родителей.
Проект включили в комплексный план социально-экономического развития региона на 2018–2021 годы и с начала текущего года в его реализации участвовали 3 района: Айыртауский, им. Магжана Жумабаева и Мамлютский. В 54 семьи был передан 61 ребенок, по каждому заключен трехсторонний договор между родителями, временной семьей и школой.
Родителям из принимающих семей (все они прошли отбор на соответствие определенным требованиям) выплачивалась заработная плата в размере 45 тыс. тенге, а также сумма в 7 МРП на содержание каждого несовершеннолетнего ребенка, в том числе на его сбалансированное питание.
– Цель проекта – доступ детей из малых населенных пунктов к качественному образованию, создание оптимальных, комфортных условий проживания ребенка во временной семье. Это именно то, чего они лишаются в условиях интерната, – рассказала руководитель областного управления образования Гульмира Каримова. – Как показывает практика, такая форма организации быта стала хорошей альтернативой для североказахстанских школьников, которым приходилось проживать в интернатах либо преодолевать большие расстояния, чтобы добраться до места учебы.
В конце учебного года в управлении образования подвели промежуточные итоги за 5 месяцев и отметили, что проект перспективный.
– На 35,5% сократилось количество пропущенных уроков, так как осуществляется постоянный контроль со стороны временных родителей, исключены случаи отсутствия на уроках из-за погодных условий или неисправности автотранспорта при подвозе. На 41% стало меньше пропусков по болезни, на 5,7% выросло качество знаний школьников из временных семей. Также внедрение проекта способствовало открытию новых рабочих мест в селе, – сообщила Гульмира Каримова.
Она отметила, что и дети, и их родители положительно отнеслись к нововведению, а потому пилотный проект необходимо продолжить.
«В целом проект «Временная семья» хорошо реализуется. Поддерживаю ваши предложения по поводу того, что нужно увеличить количество детей в 2 раза. Интернат – это ненормально для воспитания ребенка. Надо продолжать работу в этом направлении, и важно перепроверять, какие люди воспитывают, обеспечивают заботой и вниманием детей», – подчеркнул аким области Кумар Аксакалов.
В следующем году планируется распространить этот опыт еще в 3 районах Северо-Казахстанской области. Кстати, идею поддержали и в Министерстве образования и науки РК, что свидетельствует о перспективности проекта.