Cлужение человечеству

1749
Кенжехан Матыжанов, директор Института литературы и искусства им. М. Ауэзова, доктор филологических наук, заслуженный деятель РК

Благодаря его многогранному творчеству, философски насыщенному актуальнейшими проблемами ХХ века и нового времени, казахская литература продолжает триумфальное шествие по многим странам и континентам.

Народного писателя Казахстана хорошо знают во всем мире. Романы «Кровь и пот», «Последний долг», на страницах которых ретроспективно переосмыслен путь человечества в ХХ столетии, переведены на 35 языков и доброжелательно встречены международной читательской аудиторией. Так, книги «Кровь и пот» (Blood and Sweat) и «Пос­ледний долг» (Final respects) изданы на английском языке, с этим выдающимся событием познакомили своих читателей мировые издания The Washington Post и The New York Times. Новые издания «Последнего долга» увидели свет в России, в старейшем издательстве «Художественная литература».

У каждого – своя дорога открытий в жизни, творчестве, судьбе. Необратимость времени – основа человеческого опыта и гуманитарного мышления.

Проза Абдижамила Нурпеисова – волнующие размышления о счастье, чести, долге, призвании человека, о его жизни на планете Земля… Герой эпического повествования – родной, казахский народ. Ведущий лейтмотив – сострадание. Сострадание к людям и народам, ибо это «самое благородное и самое возвышенное качество человека. Может быть, поэтому бессмертные книги редко бывают веселыми», высказывает предположение автор.

Экологическая обстановка в районе Аральского моря – одна из основных проблем Центрально-Азиатского региона. Для казаха боль за землю – это всегда боль души.

«Море обмелело и высохло. Люди перебрались в другие мес­та… Если в той стороне с Байконура стартует ракета, то на этой стороне целую неделю дует, завывая, стремительный, напористый, сумасшедший ветер Арала, не давая открыть глаза. Со дна засохшего моря с воем и грохотом поднимается в небеса мелкий, белый солончак, превращаясь в свирепую пургу, так что вышедший на воздух человек, не видя дороги в этой сумятице, снова спешно спрячется в доме. Сказать легко, а вот жить в этом краю могут только сильные духом люди». Это пейзаж из «Акшатау» Абдижамила Нурпеи­сова, открывшего в 2015 году первый литературный альманах «Казахстан – Россия».

Боль за родную природу и переживания о судьбе рыбаков слышны и в романе «Кровь и пот»: «Да, обмелело море, далеко ушло от изначальных своих берегов, неприглядно обнажив дно заливов и бухт, где совсем еще недавно, бывало, стояли на якоре пароходы, баржи, шныряли юркие катера; небольшие острова по эту сторону – Жаланаш, Буюргунды и знаменитый Кок-арал, оставшийся в стороне, во-он за тем поворотом, за пологим песчаным увалом, – теперь сошлись, как старики на тризне, и слились с материком, тоскливо белея солевыми проплешинами».

Творческий почерк писателя своеобразен. О сильных духом людях, для которых символ счас­тья – родной очаг, писатель рассказывает лаконичным стилем, достигая высот мастерства владения художественным словом и правдивости раскрытия народных характеров. Он знает жизнь своих персонажей изнутри, глубоко, поэтому так прочувствованно и откровенно его повествование.

«Хроникой жизни кочевников», построенной на внутреннем лиризме, считает роман «Кровь и пот» Иоланд Карон (Франция). Роман Абдижамила Нурпеисова «Последний долг» воспевает любовь к родной земле, боль которой его автор несет в своем сердце, искренне ратуя за чистоту окружающей среды. И в то же время он обращается к внутреннему миру человека, показывая внутреннее очищение героев.

Живой мифической фигурой называет своего друга Абдижамила Нурпеисова известный российский прозаик, художник и переводчик Анатолий Ким, родина которого – Казахстан. В эти праздничные дни Анатолий Андреевич находится в Алматы, чтобы лично поздравить мэтра казахской словесности: «Человек он мощный, как бы живая мифическая фигура. И вопросы бытия у него – самые глубокие… Он неистовый в лирическом чувстве… в отношении к жизни вообще. Он – Поэт».

Сам Абдижамил Каримович любит рассказывать и вспоминать, что стать писателем он хотел со школьных лет: «Я родился в очень бедном ауле, на берегу Аральского моря. Люди там жили рыбной ловлей. Этот уголок степи – …самое мое любимое место в мире. Благодаря силе наших обычаев и традиций, мудрость наша сохранилась и выжила в современном мире. Мой народ – интеллектуальный народ…»

Рассказы, выступления, воспоминания Абдижамила Нурпеисова – это особый «живой, трепещущий, полный поэзии мир» (Константин Паустовский). В них звучат мелодия моря и Великой степи, уверенность в том, что взойдет солнце!

Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто. Культуру и литературу казахский писатель понимает как взаимное общение и обогащение. Абдижамил Нурпеисов включает в новые издания «Последнего долга» вырезанные в советское время по идеологическим причинам главы, подвергает обоснованной критике авантюрную, волюнтаристскую политику Кремля, будучи убежденным, что экологическая катастрофа – результат непродуманной и недальновидной политики.

Когда-то Жорж Буйон увидел психологическую глубину художественных произведений Абдижамила Нурпеисова, талант поэта и философа, мастера художественного слова, способного передать расстояния времени и пространства Центральной Азии. «В вечном конфликте Добра и Зла А. Нурпеисов сделал свой выбор» (Ж. Буйон). Писатель сохранил верность сделанному выбору, верность своему таланту. В его прозе – люди и земли, Великая степь словно выступают из древней устной традиции. Люди, верб­люды, картины сменяют одна другую: «рыбаки, затерянные на льдинах во время ледохода, осушенные колодцы, выжженная земля. Все в романе, по мнению Андре Стиля, говорит, что повсюду люди и народы, и все изображаемое имеет великую значимость, и все может обернуться как к лучшему, так и к худшему». Такова диалектика жизни.

Символично, что создатель тео­рии относительности Альберт Эйнштейн не представлял себе человечество без литературы, музыки и искусства: «Лучшее служение людям – это дать им возможность заняться теми вещами, которые возвышают их, и таким образом дать им возможность обогащать себя. Эта миссия выпадает в большей степени на долю видных деятелей искусства…»

Этой благородной миссии посвятил всю свою жизнь Абдижамил Нурпеисов, осознавая ответственность за будущее. Он несет свет людям, увлекая в мир невыдуманных страстей, любит свою родную землю и передает эту любовь читателям многих стран мира, на языки которых переведена его неповторимая проза.

Долгих лет жизни и счастья Вам, Абдижамил Каримович! Творческого вдохновения!

Популярное

Все
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Семей: что показать туристам?
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
«Мир казахов» пришел к англичанам
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
187 горняков эвакуировали из шахты Костенко в Караганде
Не прошедшая аяваску, или Дышите маткой
Степь цветет, радует глаз
Джигитам из Жамбылской области не было равных на XXIII чемпионате страны по кокпару
Вклад АНК в построение Справедливого Казахстана обсудили в Павлодаре
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

Депутат Мажилиса предложил сделать «Чистый четверг» по всей…
Жизнь идет под рев моторов
«Біз біргеміз!» – и в горе, и в радости
Всепобеждающая сила любви

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]