Наносил удары сознательно
Ежедневно в разных странах убивают миллионы животных ради решения продовольственных задач. И это вполне естественно. Однако смерть кролика Алана, показательно умерщвленного датским журналистом Эсгером Юлем, вызвала бурю негодования не только на его родине, но и далеко за ее пределами.
В программе, которую вел корреспондент, обсуждалось лицемерие зоозащитников, призывающих соблюдать права животных, но при этом употребляющих в пищу мясо. Собеседницей Эсгера Юля стала известная защитница прав животных вегетарианка Линси Кесслер. Еще одним «гостем» передачи был крольчонок, которого ведущий представил аудитории, держа на руках и поглаживая.
Кесслер не согласилась ни с одним утверждением ведущего. В итоге зоозащитница покинула студию, а ведущий объявил, что собирается убить кролика прямо в эфире. Узнав об этом, Линси вернулась и попыталась выхватить жертву из рук Юля, но не смогла. Радиослушатели услышали три глухих удара.
Ведущий нещадно бил кролика по основанию черепа железным велосипедным насосом. И успокоился только тогда, когда пушистый «гость» умер. Как бы между прочим журналист пояснил, что удары наносил продумано, чтобы сломать шейные позвонки. А в том, что эта методика правильная, он убедился на практике, поскольку сам многократно резал домашнюю скотину и птицу.
Случившееся в эфире Radio24syv вызвало волну негодования, и не только среди датчан. После инцидента в социальных сетях появилось несколько сообществ, призывающих бойкотировать радиостанцию. Тем не менее зашкаливающее возмущение нисколько не смутило ее руководство, а скорее – наоборот. Именно такого эффекта здесь и добивались, пояснив, что таким экстравагантным методом намеревались привлечь внимание властей и общественности к бедственному положению дел в датском животноводстве.
«Мы убили животное, чтобы съесть его. То, что сделал ведущий, фактически повторяет то, что тысячи людей делают каждый день, стоя в очереди в мясном отделе супермаркета. Да, мы не убиваем животных самостоятельно, но мы покупаем и едим мясо животных, чья жизнь и содержание были убогими», – сообщили они в официальном заявлении.
Урок живодерства
Еще до начала программы Юль опубликовал в Facebook видео с кроликом, сообщив, что это его ужин. Дома он разделал убитого Алана. Причем сдирать шкурку с него ему помогали дети 6 и 8 лет. Освежевав жертву, журналист приготовил из нее рагу и с аппетитом съел вместе с домочадцами.
Крольчонок как живое существо для Эсгера Юля не представлял никакой ценности. Просто журналисту надо было самоутвердиться и прославиться. И ему это удалось! Думаю, что когда-нибудь дети Эсгера, те самые, которые помогали ему разделать кроличью тушку, лет через …дцать подпишут с легкостью разрешение на его эвтаназию, ставшему к тому времени маразматическим злобным стариком. Ведь с точки зрения детей, выросших на постулатах о том, что все в мире должно приносить пользу желудку или, скажем, благосостоянию, их престарелый отец уже будет совершенно не нужен.
«Не понимаю, что вызвало такое возмущение, – оправдывался герой скандала. – Я хотел продемонстрировать соотечественникам, что нельзя быть ханжами. Они каждый день едят мясо, но при этом не желают знать, как оно получается. Меня обвиняют, что я убил ради развлечения. Но это не так. Я приготовил из Алана блюдо. Умерщвление было гуманным. Именно так посоветовал нам убить кролика сотрудник зоопарка, к которому мы обратились за консультацией. Он еженедельно лишает жизни десятки кроликов».
А между тем датская организация «Защита животных» обвинила журналиста в превращении убийства кролика в шоу, что «смещает акценты в действительно важных дебатах об условиях содержания кур и свиней перед забоем».
Многие эксперты обратили внимание на ряд деталей, которые превратили программу в демонстрацию садистского развлечения. Ведущий подчеркнул, например, что кролику было девять месяцев, как бы проведя аналогию с новорожденным младенцем. Затем сообщил, что проверил себя: сумеет ли убить животное или привяжется к нему за время программы.
И как тут в связи с этой историей не вспомнить «Гитлерюгенд», где воспитывали безжалостных слуг фюрера? Здесь ведь тоже учили не останавливаться ни перед чем ради исполнения приказа. Детям давали на воспитание кролика, а когда ребенок успевал привязаться к нему, заставляли его убить. Кстати сказать, идея такого взращивания «сверхчеловека» принадлежала Гиммлеру, который до прихода нацистов к власти занимался куроводством и на практике познал, где проходит грань между убийством по необходимости и уничтожением ради воспитания характера.
Шницели – на деревьях?
Небезынтересная деталь: на родине Гамлета поголовье свиней превышает численность населения, а экспорт свинины является одной из ведущих статей национального дохода. Тем не менее многие горожане, особенно представители молодого поколения, считают, что «шницели растут на деревьях».
Такое инфантильное отношение к жизни приводит, по мнению организаций по защите прав братьев наших меньших, к недостаточной поддержке населением гуманных способов умерщвления домашних животных и достойного содержания их перед забоем. Зачем, мол, биться за проблему, которой не существует? Об этом, в частности, говорила приглашенная в студию борец за права животных Линси Кесслер.
Стоит напомнить, что это не первый случай, когда Дания получает мировую известность, откровенно занимаясь «дегуманизацией детей». В прошлом году в Копенгагенском зоопарке был прилюдно убит и разделан жираф Мариус, ставший затем пищей для хищников. Процедура была превращена в лекцию для десятков малышей.
С точки зрения служителей зоопарка, он не представлял никакой ценности. Сначала под неубедительными предлогами убили совершенно здорового жирафа, позже умертвили двух львов и двух 10-месячных львят.
В еще более кровавое зрелище превращен ритуал вступления молодых датчан во взрослую жизнь. Ежегодно сотни еще безусых жителей Фарерских островов, вооруженные ножами и баграми, устраивают жесточайшую расправу над стаями дельфинов, приплывающих к берегу. И каждый год мировая общественность испытывает шок от кадров этой ничем не оправданной вендетты.
Однако дичайшая традиция жива в цивилизованном королевстве и по сей день. Среди многочисленных комментариев датчан в местных СМИ, посвященных убийству кролика, присутствуют две характерные оценки. Одни авторы замечают, что нет ничего необычного в самом факте умерщвления животного, если это происходит в «благоприятном контексте».
К примеру, детишки в фермерских хозяйствах постоянно сталкиваются с забоем скота, возможно, и сами ловят силками кроликов, но они по опыту своей жизни знают, что это – часть необходимого процесса. Напротив, маленькие горожане, которым показывают убийство в рамках того или иного шоу, испытывают шок.
Как утверждают психологи, последствия таких манипуляций могут быть самыми непредсказуемыми – от нервных срывов до подталкивания ребенка к убийству ради развлечения. Устроители «учебной забавы» не позаботились об изучении аудитории и ее подготовке.
Защитники же радиоведущего уверяют, что он поступил правильно. Критика, по их мнению, идет главным образом из-за пределов Дании, а это датчан волновать не должно. О том, что политкорректность здесь не в чести, свидетельствуют также открытые дебаты об иммиграции, и отказ датских издательств – в отличие, к примеру, от соседней Швеции – менять те или иные «неправильные» слова в классических детских произведениях, уступая веяниям момента.
Кстати, о Швеции
Несколько лет назад кроликам здесь тоже не поздоровилось. Их отстреливали тысячами и превращали в биотопливо для обогрева домов. Напасть случилась, когда в Стокгольме появилось множество кроликов, диких и брошенных хозяевами. Власти нанимали для их отстрела охотников. Убитых замораживали и отправляли в печь. Как топливо здесь используются также кошки, олени, лошади и коровы.
Да что там кошки, кролики, олени… В Швеции придумали оригинальный способ обогрева жителей Стокгольма, соединив печи крематория с системой центрального отопления. Как сообщает корреспондент RT Пол Скотт, возможно, в ближайшее время подобных сооружений появится больше.
Ежегодно в крематории Ракста, в пригороде Стокгольма, кремируют около 4 000 тел. И каждый, чей жизненный путь заканчивается здесь, вносит свою скромную лепту в обогрев Стокгольма во время суровой шведской зимы.
«В Швеции есть и другие крематории, которые используют эту технологию. Но мы первые в своем регионе. К тому же в других крематориях тепло используется для обогрева крематория и прилегающих зданий, там нет сообщения с центральной системой отопления города», – сказал в интервью шведскому журналисту Эсбьерн Эдерт, технический консультант крематория в Раксте.
Долгие годы в Швеции идет ожесточенная дискуссия по поводу необходимости использования возобновляемых источников энергии и причинения вреда окружающей среде. Власти полагают, что это идеальное решение. Каждый год крематорий вырабатывает до 1 800 мегаватт энергии. На практике этого достаточно, чтобы 2,5 млн раз воспользоваться тостером, вскипятить воду для миллиона чашек чая или 600 тыс. раз высушить одежду в сушилке.
Сотрудники крематория заявляют, что общественность не проявляет серьезной обеспокоенности по этому поводу.
«Мы организовывали собрание, посвященное этому вопросу, но на него никто не пришел, хотя мы и извещали о нем в газетах. Глава церкви Швеции официально высказался в поддержку идеи, поэтому с нравственной точки зрения никаких нареканий нет», – сделал вывод Эсбьерн Эдерт.
По применению этой технологии Швеция вышла в лидеры. Другие страны, похоже, тоже последуют ее примеру. Похоронная индустрия Великобритании пристально наблюдает за системой, которую уже перенял один британский крематорий. В условиях роста цен на энергию, а также все большей озабоченности граждан вопросами экологии идея набирает популярность.
Следует отметить, что в шведской столице 90% умерших кремируют, 45% урн родственники не забирают. В подавляющем большинстве похороны проходят «без церемоний». Работники крематория не знают, чьи останки конкретно сжигают, ибо на урнах — лишь идентификационный номер. Из экономических соображений энергию, полученную от сожженных урн, по выбору включают в обогрев собственного дома или в систему обогрева города.
Отсутствие погребальных церемоний – это лишь часть всеобщей тенденции обрывания чувственных и эмоциональных уз во многих шведских семьях.
И только ли в шведских?