Всеобщее декларирование в очередной раз предложено сдвинуть по срокам. Считаю, правильно, потому что к наплыву информации, судя по всему, не готовы главные игроки – налоговые органы.
Отчасти заявленный сдвиг возник потому, что в большинстве сельских населенных пунктов нет Интернета. А где номинально есть, там о высокой скорости сего блага цивилизации только по телевизору в рекламе слышали. Немало минусов идее задекларировать все и вся приносят налоговая малограмотность и неосведомленность наших сограждан.
Дело в том, что разъяснений как таковых, видимо, не проводилось ни среди сотрудников комитета госдоходов, ни среди граждан. Как будет выглядеть декларация, как ее правильно заполнять, в каком формате и в какие даты сдавать? На эти вопросы ответов у налоговиков нет. К тому же раздача советов автоматически влечет за собой ответственность сотрудника. А ответственности у нас принято бояться пуще выговора.
В дальних районах и вовсе нет никакой информации для граждан, а та, что есть, держится под семью замками «до особого распоряжения» либо вовсе «для служебного пользования». Гриф «секретности» зависит от пугливости руководителя подразделения, видимо. В аулы, похоже, ни один сотрудник-налоговик не выезжал, там люди не слыхивали ни о каком всеобщем декларировании.
Еще один отрицательный признак, сопровождающий идею всеобщего декларирования, – неграмотность электронная. С тех пор как о нем заговорили, меня не покидает ощущение, что разработчики не знают жизни. Слишком рафинированный у них подход, слишком уповают они на гражданское самосознание, и вправду веря, что у каждого нашего гражданина уже давно есть ЭЦП и гражданин ею умело оперирует.
Нет ее, этой электронной подписи, ни у сельчан, ни у большей части горожан. Да потому, что слишком усложненная система получения ЭЦП, как и регистрации на egov. К тому же антивирусные программы довольно часто блокируют и уничтожают ЭЦП, считая их троянами. Это факт: была ЭЦП на флешке и нет ее. С подобным столкнулись многие мои знакомые.
Далее. Прежде чем принимать декларации, надо выпустить обучающие материалы. Будут ли это доступные тексты или видеоинструкции, не знаю. Но еще раньше надо научить служащих профильного комитета и его территориальных подразделений позаботиться о безопасности данных. Мало того что неблаговидную роль в утечке данных может сыграть пресловутый человеческий фактор. Безопасности может помешать и несовершенство самой системы. Не секрет, что по рукам ходят базы сотовых операторов, автономеров да адресов.
В общем, пока есть опасение, что поспешное введение декларирования, электронного в том числе, откроет дорогу разного рода мошенникам и злоумышленникам. И в проигрыше, как водится, останемся мы с вами. Пенсионеры, скопившие деньги «погребальные» либо на свадьбу внуку, уж точно.
А главное, к процессу декларирования не готовы сами налоговики. Утверждаю это, потому как в процессе подготовки материала обращалась к бывшим и нынешним сотрудникам среднего звена, то есть к тем, на кого непосредственно ляжет нагрузка. Ответы были анонимны (мы ведь помним о боязни ответственности?), но содержательны. Мне пояснили, что есть техническая неготовность, то бишь информационная система («кабинет налогоплательщика»), зависающая при наплыве запросов и отчетов, допустим, по корпоративному налогу, зависнет у вас навсегда при попытке миллионов людей задекларироваться. У нас ведь все делают в «последний день Помпеи». Даже приди налогоплательщик в управление по месту жительства, где гарантия, что у того хватит ресурсов обслужить массу людей сразу?
Собственно, вопросов по всеобщему декларированию больше. Вот такой задам вопрос напоследок: взаимодействуют ли друг с другом государственные базы данных, чтобы налогоплательщику не приходилось вручную вбивать адрес, номер автомобиля и прочее, а достаточно было только ввести ИИН?
Все колонки автора