Дополнительный рычаг влияния

857
Марат Когамов, доктор юридических наук, профессор, почетный юрист РК (Maqsut Narikbayev University)

Возможность отзыва депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, избранных по одномандатным территориальным избирательным округам, – форма выражения «слышащего» государства.

фото из личного архива

Глава 13-2 «Отзыв депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, избранных по одномандатным территориальным избирательным округам» введена впервые в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан». Она направлена на исполнение конкретного поручения Главы государства в той части его Послания, где прямо указано на то, что «связь депутатов с избирателями также упрочит переход к императивному мандату. Это дополнительный рычаг влияния на народных избранников, потому что появится возможность их отзыва в случае ненадлежащего исполнения предвыборных обещаний. Подобный подход значительно укрепит демократические традиции и будет содействовать укоренению новой политической культуры, основанной на взаимной ответственности и доверии».

Данное поручение реализовано рес­публиканским референдумом 5 июня 2022 года и воспроизведено в нормах Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», а затем – приведенным выше Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан».

Безусловна органическая связь новых норм этого закона с нормами Конституционного закона 1995 года «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», в котором также появилось новое основание к прекращению полномочий депутата Мажилиса в связи с его отзывом избирателями по одномандатному территориальному избирательному округу.

Дело в том, что оба этих закона с момента их принятия, как и, собственно, практика избрания депутатов, прекращения их полномочий, не содержали такого основания к прекращению полномочий депутата соответствующего уровня, следовательно, не выражали полного волеизъявления избирателей, в том числе по вопросу возможного досрочного прекращения его полномочий путем отзыва.

Тогда как практика депутатской деятельности настоятельно диктовала важность закрепления такого основания к прекращению полномочий депутата, поскольку не все из них оправдывают доверие. Иначе говоря, они не полноценно выполняют свою роль и предназначение, а также предвыборные обещания, предложенные своим избирателям.

Отсюда вполне логично, что жизнь и законодатель внесли свои коррективы в непростой вопрос повышения эффективности правового регулирования правового статуса депутатов страны.

В целом, судя по общедоступным источникам информации, институт отзыва выборных лиц, включая депутатов, скорее, нельзя отнести к числу очень характерных для законодательства большинства иностранных государств.

Прежде всего Конституционный закон определяет правовой статус депутата, который может быть отозван из состава соответствующего законодательного и представительного органа власти исключительно и только его избирателями в порядке, установленном нормами Конституционного закона «О выборах в РК». Это только депутат, избранный по одномандатному территориальному избирательному округу, то есть депутат Мажилиса Парламента и депутат соответствующего маслихата (области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения).

При этом функции по организации отзыва депутата Конституционный закон возлагает на те избиркомы, которые организовали его выборы: окружные, территориальные избирательные комиссии.

Для инициирования отзыва депутата его избирателями Конституционный закон закрепляет определенные основания. В чис­ле ключевого определена утрата доверия к депутату в глазах избирателей. Данное словосочетание, понимаемое довольно широко, тем не менее содержит в себе ясно выраженное отрицательное отношение избирателей к своему избраннику в силу его личностных и профессиональных качеств, проявившихся на посту депутата.

Таковыми могут быть обстоятельства, которые порождают обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов поступков, способности эффективно исполнять депутатские обязанности, стабильно взаимодействовать с избирателями, грамотно и полно выполнять свои предвыборные обещания и наказы избирателей.

В качестве формы утраты доверия к депутату со стороны избирателей Конституционный закон выделяет невыполнение им своей предвыборной программы, что еще раз указывает на важность ее реалистичности при разработке, а потом и выполнимости в пределах компетенции.

Собственно, требования к содержанию предвыборной программы кандидата в депутаты Мажилиса Парламента, мас­лихата изложены в соответствующих нормах закона.

Исключительно соображениями законности и обоснованности инициирования отзыва депутата избирателями, гарантией его нормальной деятельности выступают законодательные ограничения по срокам, до истечения которых инициирование такого отзыва не допус­кается. Конституционный срок полномочий депутата Мажилиса составляет 5 лет. Ровно столько лет отводит течению срока полномочий депутата маслихата области, города рес­публиканского значения, столицы, района, города областного значения Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».

В этой связи инициирование их отзыва избирателями не допускается в течение первого и последнего годов работы в статусе депутата Мажилиса Парламента РК, депутата маслихата области, города респуб­ликанского значения, столицы, района, города областного значения. Аналогично допускается повторный отзыв действующего депутата путем инициирования этого вопроса избирателями, который может иметь место только после истечения одного года с момента опубликования итогов голосования и до начала последнего года его работы в этом статусе.

Нормы Конституционного закона вполне определенно указывают на круг избирателей, имеющих право возбуждения вопроса об инициировании отзыва депутата: в него входят избиратели соответствующего одномандатного территориального избирательного округа.

Конституционный закон «О выборах в РК» предъявляет четкие требования к правовому статусу избирателя, который вправе инициировать вопрос об отзыве депутата соответствующего уровня власти. Эти положения получили закреп­ление в нормах статьи 4 «Всеобщее избирательное право», статьи 24 «Списки избирателей (выборщиков) и порядок их составления», статьи 25 «Включение в списки избирателей (выборщиков)».

Согласно нормам закона, поводом для начала процесса инициирования отзыва депутата, избранного по одномандатному территориальному избирательному округу, служит заявление избирателя в территориальную избирательную комиссию. Такое заявление, судя по смыслу норм Конституционного закона, может быть подано также группой избирателей.

Заявление должно быть мотивировано, с указанием в нем конкретного основания, по которому депутат подлежит отзыву из состава депутатов соответствующего созыва Мажилиса Парламента или маслихата. Заявление подлежит обязательному приему и регистрации избирательной комиссией, если оно исходит от избирателя данного одномандатного округа и в нем указана конкретная причина отзыва депутата.

О факте регистрации заявления или об отказе в этом в письменной форме во всех случаях и обязательно ставятся в известность заявитель и вышестоящая избирательная комиссия. В том числе с указанием права избирателя (заявителя) на обжалование решения избирательной комиссии в суд в течение десяти дней с момента принятия решения об отказе.

Согласно нормам Административного процедурно-процессуального кодекса РК жалобы на отказ в регистрации заявления об отзыве депутата, как правило, подсудны специализированным районным и приравненным к ним административным судам. Решение комиссии (о регистрации заявления либо об отказе в регистрации) доводится до сведения заявителя и вышестоящей избирательной комиссии (зависит от правового статуса депутата) в течение трех дней с момента его принятия.

Закон не указывает срока, в течение которого избирательная комиссия рассматривает заявление избирателя. Надо полагать, рассмотрение такого заявления должно быть безотлагательным.

После регистрации заявления избирательная комиссия размещает на своем интернет-ресурсе разработанные ЦИК образцы подписного листа, которые используются избирателем, инициативной группой избирателей для сбора порогового значения подписей как основания для отзыва соответствующего депутата.

Согласно нормам Конституционного закона, деятельность по сбору подписей возлагается на инициатора отзыва, то есть соответствующего избирателя или инициативную группу избирателей. Для сбора подписей закон отводит тридцать календарных дней, исчисляемых со дня регистрации избирательной комиссией заявления об отзыве депутата.

Результаты сбора подписей избирателей за отзыв депутата могут иметь два последствия. Во-первых, при преодолении порогового значения, то есть при сборе подписей в 10 и более процентов от общего числа избирателей данного одномандатного избирательного округа, заполненные подписные листы передаются в избирательную комиссию для продолжения работы с ними уже в рамках комиссии.

Во-вторых, при недостижении значения в 10% от общего числа избирателей данного одномандатного избирательного округа, а также при непредоставлении подписных листов после завершения установленного законом 30-дневного срока для сбора подписей или по любым иным причинам их отсутствия избирательная комиссия путем принятия решения прекращает процесс отзыва депутата его избирателями, в том числе признает подписные листы недействительными.

Исключительно соображениями объективности хода сбора подписей продиктованы положения Конституционного закона, направленные на проверку достоверности подписей и мест проживания избирателей, подписавших подписные листы по отзыву депутата. Такая проверка проводится ими при обязательном участии уполномоченного органа по документированию и выдаче паспортов и удостоверений личности (Комитет миграционной службы МВД РК, его территориальные подразделения).

Нормы Конституционного закона содержат полный перечень данных, которые отражаются в подписываемом только один раз и лично им подписном листе избирателя. Данный перечень сведений об избирателе не подлежит расширительному или произвольному толкованию при его проверке на предмет достоверности подписи избирателя и данных о нем. В контексте изложенного подписные листы неустановленной ЦИКом формы, а также заполненные с нарушением требований Конституционного закона считаются недействительными.

Процесс завершения проверки подпис­ных листов избирательной комиссией требованиям закона одновременно констатирует начало проведения голосования избирателей данного одномандатного избирательного округа по отзыву депутата. Данная работа возлагается на избирательную комиссию, которая первоначально организовала выборы депутатов в этом избирательном одномандатном округе. Решение о проведении голосования принимается комиссией не позднее одного дня после завершения проверки подписных листов избирателей.

На проведение такого голосования законом отводится не более двух месяцев со дня объявления решения об этом.

В контексте высокой правовой культуры избирательного процесса и нравственных начал выборного процесса следует понимать требования норм Конституционного закона об обязательном письменном уведомлении депутата об инициировании в отношении него вопроса о его отзыве данной избирательной комиссией не позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о проведении (назначении) голосования.

Важным в рассматриваемом вопросе остается право инициатора отзыва депутата, а также избранного депутата, процесс по отзыву в отношении которого начат, на проведение агитации, соответственно, за или против данного отзыва. В этой связи для проведения агитации за сохранение своего правового статуса депутату Мажилиса Парламента отводится не более 5 календарных дней, депутату соответствующего маслихата – не более 3 календарных дней с момента принятия решения о проведении голосования.

Голосование по вопросу отзыва депутата проводится аналогично порядку, установленному при стандартном голосовании, но с учетом особенностей, зак­репленных в нормах Конституционного закона. Отзыв депутата будет считаться правомерным при двух условиях: если в голосовании примут участие не менее одной трети избирателей одномандатного избирательного округа и если более 50% из них проголосуют за отзыв.

Итоги голосования по отзыву депутата подводятся на заседании и оформляются протоколом соответствующей избирательной комиссии, а также подлежат обязательному обнародованию в СМИ в трехдневный срок со дня завершения голосования.

Вполне закономерно, что если состоялся отзыв депутата, соответствующая избирательная комиссия назначает новые выборы депутата в установленном законодательством порядке в рамках одномандатного территориального избирательного округа.

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Столп национальной духовности
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Председатель АДГС встретился с молодежью Астаны
Четверть века на службе Родине
Как противодействовать наркоторговле
Пожаловаться не на что, а о хорошем – скажем!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]