Президент в рамках пяти институциональных реформ, выдвинутых им на XVI съезде партии "Нур Отан", поставил четкие цели по укреплению государственности. Реализация указанных реформ пошагово изложена Нурсултаном Назарбаевым в Плане нации, в котором намечены коренные преобразования как государства, так и общества.
Рассматриваемые реформы включают в себя весь спектр политической, экономической, социальной жизни Казахстана, в том числе касаются и судебной системы. Так, вторая реформа подразумевает переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная). Будут ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на должность судьи, расширена область применения суда присяжных, создан в Астане Международный арбитражный центр AIFC и многое другое. В целом реализация данной реформы гарантирует права собственности, создаст условия для предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств.
Особую значимость реформам судебной системы придает их вовлеченность в процессы улучшения инвестиционного климата в стране, в том числе и в рамках проведения в Астане ЭКСПО-2017. Таким образом, открытие международного финансового центра в столице Казахстана на базе инфраструктуры "Астана ЭКСПО-2017" с приданием ему особого юридического статуса, закрепленного в Конституции, подразумевает создание независимой судебной системы с собственной юрисдикцией, с использованием опыта английского законодательства. Сама идея внедрения английского законодательства в международном финансовом центре Астаны уникальна для постсоветского пространства. Она придаст юридическому сообществу страны новый импульс для развития и изучения тонкостей прецедентного права.
Президент указал на необходимость изучения опыта Дубая касательно функционирования в структуре международного финансового центра Астаны судебного органа. Дубайский международный финансовый центр (DIFC) является федеральной финансовой свободной зоной, расположенной в эмирате Дубай. DIFC был разработан как "город в городе". В нем находится полный спектр бизнес-объектов, которые создают все условия, необходимые для жизни современных профессионалов. Центр обеспечивает платформу для бизнеса и финансовых институтов, создает условия для роста, прогресса и экономического развития как Объединенных Арабских Эмиратов, так и региона в целом.
DIFC начал работать в 2004 году. Он имеет собственную правовую систему и суды, отличные от имеющихся в ОАЭ, с юрисдикцией в корпоративных, коммерческих, гражданских, трудовых деликтах и вопросах законодательства о ценных бумагах, а также с судьями, приглашенными из ведущих стран, в том числе Великобритании, Сингапура и Гонконга. Весь массив законодательной базы написан на английском языке, и в случае неурегулированных ситуаций по умолчанию используются принципы английского права. Вместе с тем суды Дубайского международного финансового центра – это часть судебной структуры эмирата Дубай.
В DIFC суды не имеют юрисдикции над уголовными делами, которыми по-прежнему занимается полиция Дубая. В DIFC суды также не обладают юрисдикцией в отношении семьи и супружеских споров. Представляет интерес дифференциация судебных споров. Так, имеется коллегия по рассмотрению малых претензий (SCT), к ведению которой относятся дела с ценой иска до 500 тыс. AED. Данная коллегия предлагает быстрый и более, скажем так, сдержанный доступ к правосудию. Анализ нормативной базы позволяет прийти к выводу, что рассматриваемая категория споров носит медиативный характер. Это снижает затраты и ускоряет процесс, в 90% случаев в рамках SCT в течение четырех недель с начала дела вопрос рассматривается по существу. Данная мера обусловлена необходимостью высвобождения ресурсов для рассмотрения более крупных и сложных дел.
Заслуживает внимания программа Pro Bono. Данная программа позволяет обеспечить доступной юридической помощью всех, кто может доказать, что он не в состоянии позволить себе адвоката. Потенциальные истцы могут получить юридическую консультацию по вопросам, которые связанны с DIFC. Бесплатная программа судов DIFC была отмечена международными наградами ведущих юридических сообществ мира.
Другой немаловажный аспект – вопрос исполнения решений. Ведь бесспорно, что надлежащее исполнение решения Фемиды – гарантия обеспечения законности в судебной системе. Данный вопрос судами Дубайского международного финансового центра решается следующим образом. В DIFC суды имеют право исполнять постановления или решения, вынесенные или ратифицированные судами Международного финансового центра Дубая в его пределах. Главный судья (председатель) назначает судью суда первой инстанции в качестве исполнительного судьи с юрисдикцией в выдаче исполнительного распоряжения в DIFC.
В июне 2012 года был принят документ, который подробно регламентирует процедуры для юристов, юридических и физических лиц, использующих DIFC-суды, и содержит подробную информацию об исполнение судебных решений таких судов за пределами DIFC в Дубае, ОАЭ и в мире. Решения DIFC-судов исполняются через суды Дубая в соответствии с федеральным законом гражданских процедур, при условии, что процедура в соответствии с законом DIFC проведена.
Решения DIFC-судов в арабском мире подлежат исполнению согласно Эр-Риядской конвенции 1983 года, во Франции они подлежат исполнению в силу Парижской конвенции 1992 года. А во многих других странах (включая Китай и Индию) – в соответствии с внутренним законодательством, регулирующим признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений. Кроме того, подписаны меморандумы о сотрудничестве с Федеральным судом Австралии и Высоким судом Кении, Верховным судом Сингапура и американским окружным судом Нью-Йорка. В 2014 году был создан специальный отдел с ответственностью за обработку осуществления решений всех судов DIFC в местном масштабе и на международном уровне.
В рамках имплементации положительного опыта Дубая необходимо обратить внимание и на тарификацию пошлин при обращении в суд. В 2015 году после успешных общественных слушаний введен упрощенный график их уплаты. Также упрощены процедуры для получения визы международным адвокатам, участвующим в суде. Таким образом, пример Дубайского международного финансового центра показывает необходимость отправления правосудия в традициях продвинутых мировых судебных систем, что должно способствовать созданию условий для роста, прогресса и экономического развития Казахстана.
Реалии таковы, что дел подобного характера будет все больше и они станут сложнее с каждым годом, поэтому юристам надлежит идти в ногу со временем. Судебные органы должны быть чуткими к изменению природы деликтов и бизнес-процессов, чтобы развиваться и адаптироваться к ним. Создание автономной юрисдикции суда на базе международного финансового центра Астаны станет мощным стимулом для привлечения иностранных участников к работе в нем. Бесспорно, что финансовому суду AIFC предстоит сделать немало в плане реформирования законодательства и имплементации наилучшего международного опыта.
С созданием международного финансового центра Астана станет одним из самых привлекательных мест для деловых людей из разных стран, и важно, чтобы суды AIFC работали как лучшие коммерческие суды в мире, удовлетворяя потребности всех тех, кто занимается бизнесом в Казахстане.