Эффективность как результат консолидации

6751
Нургалиев Досжан
корреспондент

На заседании Правительства под председательством Премьер-министра Алихана Смаилова рассмотрены проблемы развития отечественного животноводства, а также меры по решению актуальных задач автодорожной отрасли.

Мясные парадоксы

Как доложил министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев, в настоящее время на долю животноводства приходится около 42,1% валовой продукции, производимой в АПК. В структуре экспорта доля животноводческой продукции составляет 4%.

По мнению главы МСХ, на сегодня отечественное животноводство в целом характеризуется относительной стабильностью развития, о чем свидетельствуют устойчивые темпы роста поголовья скота и птицы, повышения продуктивности и объемов производства.

– Отрасль стала инвестиционно привлекательной. Только за прошлый год в животноводстве было реализовано 53 инвестиционных проекта на общую сумму около 70 миллиардов тенге. В рамках задач по импортозамещению в 2021-м введено в эксплуа­тацию 35 молочно-товарных ферм мощностью 57 тысяч тонн молока. Тем не менее, несмотря на создаваемые условия, темпы развития животноводческой отрасли в целом оставляют желать лучшего, – отметил министр.

По мясу птицы, мясной и молочной продукции глубокой переработки на внутреннем рынке сохраняется зависимость от импорта. И это, как считает глава ведомства, является парадоксом, ведь существующие возможности позволяют стране быть в числе крупнейших мировых экспортеров.

Как показывает анализ, главным сдерживающим фактором ускоренного развития животноводства и повышения его продуктивности выступает недостаточно прочная кормовая база. Несмотря на меры, принимаемые в этом направлении, обеспеченность отрас­ли грубыми кормами составляет 80%, сочными – 40%, концентрированными – 50%.

Общеизвестно, что для стабильного развития животноводства, помимо полной обеспеченности кормами, необходим еще и страховой их запас. Об этом на местах, очевидно, мало задумываются.

Кроме того, как доложил глава МСХ, существуют проблемы в сфере продуктивности пастбищных угодий, состояние которых из года в год ухудшается в результате интенсивного использования без должных мер по их улучшению.

В прошлом году была разработана «дорожная карта» по развитию отрасли кормопроизводства на 2022–2025 годы. Однако на местах все еще нет системной работы по реализации соответствующих мероприятий.

В числе перекосов системы гос­поддержки животноводства министр назвал излишнюю сосредоточенность мер субсидирования на селекционно-племенной работе и высокую коррупциогенность данной сферы. Отсутствие обязательств и мотивации хозяйств по поставке мясного поголовья откормочным площадкам и мясоперерабатывающим предприятиям привели к тому, что последние оказались загруженными лишь наполовину.

– В результате вместо высокотехнологичной системы промышленной переработки продукции животноводства в республике процветает практика подворного откорма и забоя скота с соответствующими потерями добавленной стоимости и налоговых поступлений, а также ухудшениями эпизоо­тической ситуации, – отметил Ербол Карашукеев.

Еще одна проблема – дефицит специалистов. В регионах, помимо ветеринаров, ощущается острая нехватка зоотехников-технологов и селекционеров, в том числе в промышленном птицеводстве. К тому же остается острой проб­лема закрепления молодых специалис­тов на местах.

На сегодня подготовлены предложения по разделению полномочий между ветеринарными службами центральных и местных исполнительных органов, освобож­дению ветслужбы от несвойственных ей функций, наделению дополнительными полномочиями специалистов, а также цифровизации сферы ветеринарии. По всем этим моментам, как доложил министр, будут внесены соответствующие изменения в Закон РК «О ветеринарии».

Для повышения стабильности и устойчивости развития животноводства в рамках мероприятий по совершенствованию механизма субсидирования будут введены обязательные требования для сельхозпроизводителей по наличию мощностей кормопроизводства, а также доли кормовых в севообороте.

В министерстве считают, что господдержка субъектов животноводства, работающих без гарантированной кормовой базы, нецелесообразна. Поэтому будут систематизированы и оптимизированы нынешние многочис­ленные направления субсидирования.

О ситуации с развитием животноводства в регионах доложили акимы Павлодарской, Северо-Казахстанской и Костанайской областей.

Как отметил Алихан Смаилов, животноводство является важнейшим элементом продовольственной безопасности. Из 19 социально значимых продуктов по четырем у Казахстана имеется зависимость от импорта, в том числе по мясу птицы, колбасным изделиям, молоку и молочной продукции.

– Перед нами стоит важнейшая задача – повысить долю отечественного производства данных видов продукции до 100%. Необходимо наращивать проекты глубокой переработки сырья с учетом выхода на внешние рынки, – отметил Премьер.

Алихан Смаилов также напомнил, что для эффективного развития животноводства требуется соответствующая кормовая база. Однако ежегодно в стране производится практически в два раза меньше кормов от зоотехнической нормы. Дефицит ведет к их удорожанию. В этой связи Минсельхозу и акиматам областей необходимо увеличивать посевные площади кормовых культур и модернизировать инфраструктуру отгонных пастбищ. Эти меры должны быть подкреплены финансированием в приоритетном порядке.

Еще одна существенная проблема связана с неполной загруженнос­тью предприятий по переработке животноводческой продукции. В этой связи, как считает глава Правительства, необходимо стимулировать аграриев на создание сети заготовительных организаций, связывающих мелких сельхозпроизводителей с перерабатывающими предприя­тиями.

Минсельхозу поручено проработать меры поддержки развития селекционно-племенной работы в рамках совершенствования системы субсидирования. Кроме того, МСХ совместно с Минобразования и НПП «Атамекен» надлежит подготовить «дорожную карту» по внедрению инноваций в отрасль.

– На сегодня решение актуальных вопросов животноводства может быть результативным лишь при консолидации усилий со стороны госорганов, фермеров, бизнеса, науки и ветеринарии, – подчеркнул Премьер-министр.

Автодорожные акценты качества

Как сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек­ Ускенбаев, общая протяженность системы автодорог в стране составляет 96 тыс. км. Из них 25 тыс. км – дороги республиканского, 71 тыс. км – областного и районного значения. Меры повышения транзитно-транспорт­ного потенциала реализуются через проекты модернизации 8 транзитных автотранспортных коридоров.

– На сегодня все коридоры функ­ционируют в полной мере. По отдельным участкам ведется реконструкция, направленная на повышение пропускной способнос­ти, – отметил министр.

В связи с приростом транспорт­ных потоков на транзитном коридоре Западная Европа – Западный Китай в период с 2023 по 2030 год планируется поэтапный перевод участка трассы от Кызылорды до границы РФ (Мартук) протяженностью 1 363 км в первую техническую категорию. В эту же категорию в перспективе будет переведен и ряд других участков автодорог, в том числе Нур-Султан – Костанай – граница РФ на Челябинск, Алматы – Караганда.

В текущем году будет завершена реконструкция участка Кандыагаш – Макат – Атырау. По участку Атырау – Уральск протяженностью 487 км на сегодня ведется разработка ПСД для перевода в первую категорию с четырехполосным движением. Строительно-монтажные работы на этом маршруте начнутся уже в текущем году по мере завершения разработки ПСД.

– Сегодня в связи с геополитическим положением в России очень востребован транспортный коридор ТРАСЕКА протяженнос­тью 4 016 километров. Маршрут коридора пролегает по основной части автотрассы Западная Европа – Западный Китай и далее через Актобе и Доссор выходит к морским портам Казахстана. Коридор обеспечивает транзит из Китая и стран Средней Азии через морской порт Актау и Курык на Кавказ и далее в Европу, – отметил глава МИИР.

По его словам, на реализацию проектов автодорожной отрасли из республиканского бюджета выделено около 601 млрд тенге. На эти средства предстоит выполнить работы по строительству, реконструкции и ремонту 11,5 тыс. км автодорог общего пользования. В этом году осуществляются 18 автодорожных проектов протяженностью 4,3 тыс. км, из которых 15 – переходящих и три – новых.

В соответствии с поручениями Главы государства в текущем году планируется начать разработку ТЭО на строительство автодороги Бейнеу – Шалкар – Иргиз. На начало работ на двух участках по проекту Подстепное – Федоровка выделено 6 млрд тенге. На два других участка этой автодороги, как сообщил глава ведомства, планируется привлечение средств в рамках социальных инфраструктурных проектов западного региона «Карачаганак Петролиум Оперейтинг».

В 2022 году на финансирование местных дорог из бюджета ассигновано 367 млрд тенге. За счет выделенных средств всеми видами строительно-монтажных работ охвачено более 4,2 тыс. км местных сетей автодорог.

Для обеспечения безопасности и комфортных условий проезда, а также снижения нагрузки на республиканский бюджет внед­ряется платность на участках, где проведена реконструкция с расширением проезжей части и после проведения дорожно-ремонт­ных работ. Чтобы в дальнейшем перевести автодороги на самосодержание, рассматривается вопрос введения платности (для грузовых автотранспортных средств) на участках автодорог второй категории протяженностью до 2,5 тыс. км после приведения их в нормативное состояние.

В целом, как уточнил министр индустрии, до конца 2025 года согласно приоритетам национального проекта «Сильные регионы – драйвер развития страны» планируется дополнительно ввести платность на участках автодорог I и II категорий протяженностью 4 тыс. км по мере завершения их реконструкции.

Между тем вопросы качества выполняемых работ и используемых дорожно-строительных материалов остаются по-прежнему актуальными. С начала года экспертизой качества работ и материалов охвачены все автодорожные проекты по респуб­ликанской и 52% – по местной сети. При этом выяснилось, что 503 из 3 299 проб дорожно-строительных материалов не соответствуют требуемым нормам. В целом с начала года переустроены работы за счет собственных средств подрядчиков на сумму 51,2 млн тенге.

В целях повышения контроля качества выполняемых работ в рамках разработки проекта закона «О транспорте» будут внесены такие поправки, как солидарная ответственность за качество дорог авторского и технического надзора наравне с подрядными организациями и другие законодательные изменения. Кроме того, для обеспечения качества дорожного строительства ведется работа по пересмотру более 1 тыс. нормативно-правовых актов с разработкой методики определения рейтинга акимов по качеству дорог.

По словам Каирбека Ускенбаева, в текущем году планируется довес­ти долю дорог республиканской сети в нормативном состоянии до 91%, местной сети – до 85%, протяженность платных участков автодорог – до 4,7 тыс. км.

О мерах, принимаемых регио­нами в дорожной отрасли, доложили также акимы Алматинской, Жамбылской и Атырауской областей.

Подводя итоги рассмотрения данного вопроса, Алихан Смаилов отметил, что за последние годы наблюдается позитивная динамика как по темпам исполнения проектов, так и по повышению качества дорожно-строительных работ. Система платности внедрена на более чем 2 тыс. км автодорог. Тем не менее состояние многих из них, в том числе тех, что переводятся на платную основу, оставляет желать лучшего. По данным Всемирного экономического форума, Казахстан­ занимает 93-е место в мире по качеству дорог.

– Глава государства неоднократно обращал внимание на проблему неудовлетворительного состояния автодорог в стране. Поэтому нелишне напомнить, что каждый аким несет персональную ответственность за состояние дорог в регионе, – сказал Премьер.

Он также отметил, что на качество дорог, сроки ремонта и строительства оказывают свое влияние и проблемы недостатка квалифицированных кадров на местах, низкий уровень использования новых стройматериалов и современных технологий в дорожно-строительной практике.

Профильному ведомству поручено проработать все эти вопросы для определения соответствующих мер по их решению. МИИР совместно с акиматами и АО «НК «КазАвтоЖол» необходимо обеспечить своевременный ввод в экс­плуатацию запланированных объектов и полное освоение выделенных средств.

Министерству энергетики и «Қазақстан темір жолы» для беспрерывной работы по реализации дорожных проектов поручено обеспечить строительные компании необходимым объемом битума и железнодорожными вагонами для доставки инертных материалов.

Акиматам совместно с АО «НК «КазАвтоЖол» необходимо активизировать работу по развитию придорожного сервиса с предоставлением земельных участков для строительства соответствую­щих объектов.

Популярное

Все
В Иране готовятся к деноминации национальной валюты
Экс-гендиректора компании экстрадировали из ОАЭ в Казахстан
Три медали завоевала на ЧА команда Казахстана по артистическому плаванию
Объявлены победители международного кинофестиваля «Коркыт Ата»
Число жертв обрушения школы в Индонезии выросло до 52
Задержан начальник хоккейной команды «Кулагер»
Жестокое преступление 23-летней давности раскрыли в Акмолинской области
Профильные классы открываются в казахстанских школах
Около полусотни людей стали жертвами оползней в Непале
Цены на золото побили исторический максимум
Беркутчи из области Абай занял третье место на чемпионате Азии
Новый тайфун обрушился на Китай
Около тысячи человек оказались заблокированными на Эвересте
Эксперты при МНЭ обсудили новую проактивную экономическую политику
Казахстанская дзюдоистка завоевала «серебро» юниорского ЧМ в Перу
В Кызылорде – футбольный бум
Алтай Али освобожден от должности председателя Комитета автотранспорта МТ РК
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
С «бронзой» завершил Алан Курмангалиев турнир по настольному теннису в Китае
Лицензии для добычи полезных ископаемых незаконно оформляли в Павлодаре
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Треть урожая ушла под снег
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Чем может гордиться Темиртау?
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на октябрь
Продукты стали дешевле
Пустующую площадку под мостом превратили в место досуга в Астане
Глава государства поставил перед новым зампремьера новые задачи
Сменился министр просвещения Казахстана
Международный аэропорт Шымкента готовится к расширению
Новая эра в истории казахского языка
В Алматы встретили футболистов команды «Реал Мадрид»
«Невозможное становится возможным»: казахстанская художница – о встрече с Джеки Чаном в Алматы
Almaty Marathon 2025 стал рекордным по числу участников-иностранцев
По-казахски: как новый тренд покоряет Казнет
Наши шахматисты выиграли командный зачет
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Президент поблагодарил Головкина за возвращение бокса в олимпийскую «семью»
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
Правила проверки водителей на опьянение изменили в Казахстане
Какие участки дорог перекроют в Астане

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]