Эффективность как результат консолидации Статьи 17 мая 2022 г. 23:00 5741 Нургалиев Досжан корреспондент На заседании Правительства под председательством Премьер-министра Алихана Смаилова рассмотрены проблемы развития отечественного животноводства, а также меры по решению актуальных задач автодорожной отрасли. Мясные парадоксы Как доложил министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев, в настоящее время на долю животноводства приходится около 42,1% валовой продукции, производимой в АПК. В структуре экспорта доля животноводческой продукции составляет 4%. По мнению главы МСХ, на сегодня отечественное животноводство в целом характеризуется относительной стабильностью развития, о чем свидетельствуют устойчивые темпы роста поголовья скота и птицы, повышения продуктивности и объемов производства. – Отрасль стала инвестиционно привлекательной. Только за прошлый год в животноводстве было реализовано 53 инвестиционных проекта на общую сумму около 70 миллиардов тенге. В рамках задач по импортозамещению в 2021-м введено в эксплуатацию 35 молочно-товарных ферм мощностью 57 тысяч тонн молока. Тем не менее, несмотря на создаваемые условия, темпы развития животноводческой отрасли в целом оставляют желать лучшего, – отметил министр. По мясу птицы, мясной и молочной продукции глубокой переработки на внутреннем рынке сохраняется зависимость от импорта. И это, как считает глава ведомства, является парадоксом, ведь существующие возможности позволяют стране быть в числе крупнейших мировых экспортеров. Как показывает анализ, главным сдерживающим фактором ускоренного развития животноводства и повышения его продуктивности выступает недостаточно прочная кормовая база. Несмотря на меры, принимаемые в этом направлении, обеспеченность отрасли грубыми кормами составляет 80%, сочными – 40%, концентрированными – 50%. Общеизвестно, что для стабильного развития животноводства, помимо полной обеспеченности кормами, необходим еще и страховой их запас. Об этом на местах, очевидно, мало задумываются. Кроме того, как доложил глава МСХ, существуют проблемы в сфере продуктивности пастбищных угодий, состояние которых из года в год ухудшается в результате интенсивного использования без должных мер по их улучшению. В прошлом году была разработана «дорожная карта» по развитию отрасли кормопроизводства на 2022–2025 годы. Однако на местах все еще нет системной работы по реализации соответствующих мероприятий. В числе перекосов системы господдержки животноводства министр назвал излишнюю сосредоточенность мер субсидирования на селекционно-племенной работе и высокую коррупциогенность данной сферы. Отсутствие обязательств и мотивации хозяйств по поставке мясного поголовья откормочным площадкам и мясоперерабатывающим предприятиям привели к тому, что последние оказались загруженными лишь наполовину. – В результате вместо высокотехнологичной системы промышленной переработки продукции животноводства в республике процветает практика подворного откорма и забоя скота с соответствующими потерями добавленной стоимости и налоговых поступлений, а также ухудшениями эпизоотической ситуации, – отметил Ербол Карашукеев. Еще одна проблема – дефицит специалистов. В регионах, помимо ветеринаров, ощущается острая нехватка зоотехников-технологов и селекционеров, в том числе в промышленном птицеводстве. К тому же остается острой проблема закрепления молодых специалистов на местах. На сегодня подготовлены предложения по разделению полномочий между ветеринарными службами центральных и местных исполнительных органов, освобождению ветслужбы от несвойственных ей функций, наделению дополнительными полномочиями специалистов, а также цифровизации сферы ветеринарии. По всем этим моментам, как доложил министр, будут внесены соответствующие изменения в Закон РК «О ветеринарии». Для повышения стабильности и устойчивости развития животноводства в рамках мероприятий по совершенствованию механизма субсидирования будут введены обязательные требования для сельхозпроизводителей по наличию мощностей кормопроизводства, а также доли кормовых в севообороте. В министерстве считают, что господдержка субъектов животноводства, работающих без гарантированной кормовой базы, нецелесообразна. Поэтому будут систематизированы и оптимизированы нынешние многочисленные направления субсидирования. О ситуации с развитием животноводства в регионах доложили акимы Павлодарской, Северо-Казахстанской и Костанайской областей. Как отметил Алихан Смаилов, животноводство является важнейшим элементом продовольственной безопасности. Из 19 социально значимых продуктов по четырем у Казахстана имеется зависимость от импорта, в том числе по мясу птицы, колбасным изделиям, молоку и молочной продукции. – Перед нами стоит важнейшая задача – повысить долю отечественного производства данных видов продукции до 100%. Необходимо наращивать проекты глубокой переработки сырья с учетом выхода на внешние рынки, – отметил Премьер. Алихан Смаилов также напомнил, что для эффективного развития животноводства требуется соответствующая кормовая база. Однако ежегодно в стране производится практически в два раза меньше кормов от зоотехнической нормы. Дефицит ведет к их удорожанию. В этой связи Минсельхозу и акиматам областей необходимо увеличивать посевные площади кормовых культур и модернизировать инфраструктуру отгонных пастбищ. Эти меры должны быть подкреплены финансированием в приоритетном порядке. Еще одна существенная проблема связана с неполной загруженностью предприятий по переработке животноводческой продукции. В этой связи, как считает глава Правительства, необходимо стимулировать аграриев на создание сети заготовительных организаций, связывающих мелких сельхозпроизводителей с перерабатывающими предприятиями. Минсельхозу поручено проработать меры поддержки развития селекционно-племенной работы в рамках совершенствования системы субсидирования. Кроме того, МСХ совместно с Минобразования и НПП «Атамекен» надлежит подготовить «дорожную карту» по внедрению инноваций в отрасль. – На сегодня решение актуальных вопросов животноводства может быть результативным лишь при консолидации усилий со стороны госорганов, фермеров, бизнеса, науки и ветеринарии, – подчеркнул Премьер-министр. Автодорожные акценты качества Как сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев, общая протяженность системы автодорог в стране составляет 96 тыс. км. Из них 25 тыс. км – дороги республиканского, 71 тыс. км – областного и районного значения. Меры повышения транзитно-транспортного потенциала реализуются через проекты модернизации 8 транзитных автотранспортных коридоров. – На сегодня все коридоры функционируют в полной мере. По отдельным участкам ведется реконструкция, направленная на повышение пропускной способности, – отметил министр. В связи с приростом транспортных потоков на транзитном коридоре Западная Европа – Западный Китай в период с 2023 по 2030 год планируется поэтапный перевод участка трассы от Кызылорды до границы РФ (Мартук) протяженностью 1 363 км в первую техническую категорию. В эту же категорию в перспективе будет переведен и ряд других участков автодорог, в том числе Нур-Султан – Костанай – граница РФ на Челябинск, Алматы – Караганда. В текущем году будет завершена реконструкция участка Кандыагаш – Макат – Атырау. По участку Атырау – Уральск протяженностью 487 км на сегодня ведется разработка ПСД для перевода в первую категорию с четырехполосным движением. Строительно-монтажные работы на этом маршруте начнутся уже в текущем году по мере завершения разработки ПСД. – Сегодня в связи с геополитическим положением в России очень востребован транспортный коридор ТРАСЕКА протяженностью 4 016 километров. Маршрут коридора пролегает по основной части автотрассы Западная Европа – Западный Китай и далее через Актобе и Доссор выходит к морским портам Казахстана. Коридор обеспечивает транзит из Китая и стран Средней Азии через морской порт Актау и Курык на Кавказ и далее в Европу, – отметил глава МИИР. По его словам, на реализацию проектов автодорожной отрасли из республиканского бюджета выделено около 601 млрд тенге. На эти средства предстоит выполнить работы по строительству, реконструкции и ремонту 11,5 тыс. км автодорог общего пользования. В этом году осуществляются 18 автодорожных проектов протяженностью 4,3 тыс. км, из которых 15 – переходящих и три – новых. В соответствии с поручениями Главы государства в текущем году планируется начать разработку ТЭО на строительство автодороги Бейнеу – Шалкар – Иргиз. На начало работ на двух участках по проекту Подстепное – Федоровка выделено 6 млрд тенге. На два других участка этой автодороги, как сообщил глава ведомства, планируется привлечение средств в рамках социальных инфраструктурных проектов западного региона «Карачаганак Петролиум Оперейтинг». В 2022 году на финансирование местных дорог из бюджета ассигновано 367 млрд тенге. За счет выделенных средств всеми видами строительно-монтажных работ охвачено более 4,2 тыс. км местных сетей автодорог. Для обеспечения безопасности и комфортных условий проезда, а также снижения нагрузки на республиканский бюджет внедряется платность на участках, где проведена реконструкция с расширением проезжей части и после проведения дорожно-ремонтных работ. Чтобы в дальнейшем перевести автодороги на самосодержание, рассматривается вопрос введения платности (для грузовых автотранспортных средств) на участках автодорог второй категории протяженностью до 2,5 тыс. км после приведения их в нормативное состояние. В целом, как уточнил министр индустрии, до конца 2025 года согласно приоритетам национального проекта «Сильные регионы – драйвер развития страны» планируется дополнительно ввести платность на участках автодорог I и II категорий протяженностью 4 тыс. км по мере завершения их реконструкции. Между тем вопросы качества выполняемых работ и используемых дорожно-строительных материалов остаются по-прежнему актуальными. С начала года экспертизой качества работ и материалов охвачены все автодорожные проекты по республиканской и 52% – по местной сети. При этом выяснилось, что 503 из 3 299 проб дорожно-строительных материалов не соответствуют требуемым нормам. В целом с начала года переустроены работы за счет собственных средств подрядчиков на сумму 51,2 млн тенге. В целях повышения контроля качества выполняемых работ в рамках разработки проекта закона «О транспорте» будут внесены такие поправки, как солидарная ответственность за качество дорог авторского и технического надзора наравне с подрядными организациями и другие законодательные изменения. Кроме того, для обеспечения качества дорожного строительства ведется работа по пересмотру более 1 тыс. нормативно-правовых актов с разработкой методики определения рейтинга акимов по качеству дорог. По словам Каирбека Ускенбаева, в текущем году планируется довести долю дорог республиканской сети в нормативном состоянии до 91%, местной сети – до 85%, протяженность платных участков автодорог – до 4,7 тыс. км. О мерах, принимаемых регионами в дорожной отрасли, доложили также акимы Алматинской, Жамбылской и Атырауской областей. Подводя итоги рассмотрения данного вопроса, Алихан Смаилов отметил, что за последние годы наблюдается позитивная динамика как по темпам исполнения проектов, так и по повышению качества дорожно-строительных работ. Система платности внедрена на более чем 2 тыс. км автодорог. Тем не менее состояние многих из них, в том числе тех, что переводятся на платную основу, оставляет желать лучшего. По данным Всемирного экономического форума, Казахстан занимает 93-е место в мире по качеству дорог. – Глава государства неоднократно обращал внимание на проблему неудовлетворительного состояния автодорог в стране. Поэтому нелишне напомнить, что каждый аким несет персональную ответственность за состояние дорог в регионе, – сказал Премьер. Он также отметил, что на качество дорог, сроки ремонта и строительства оказывают свое влияние и проблемы недостатка квалифицированных кадров на местах, низкий уровень использования новых стройматериалов и современных технологий в дорожно-строительной практике. Профильному ведомству поручено проработать все эти вопросы для определения соответствующих мер по их решению. МИИР совместно с акиматами и АО «НК «КазАвтоЖол» необходимо обеспечить своевременный ввод в эксплуатацию запланированных объектов и полное освоение выделенных средств. Министерству энергетики и «Қазақстан темір жолы» для беспрерывной работы по реализации дорожных проектов поручено обеспечить строительные компании необходимым объемом битума и железнодорожными вагонами для доставки инертных материалов. Акиматам совместно с АО «НК «КазАвтоЖол» необходимо активизировать работу по развитию придорожного сервиса с предоставлением земельных участков для строительства соответствующих объектов.
20 декабря 2024 г. 0:00 Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
21 декабря 2024 г. 13:00 В Казахстане установили требования к автовокзалам и автостанциям и по пассажирским перевозкам
20 декабря 2024 г. 16:50 Казахстан назван одним из трендовых направлений астротуризма в исследовании Euronews
28 ноября 2024 г. 19:24 «Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине