
Одним из приоритетных направлений Стратегии «Казахстан-2050» является активное вовлечение бизнес-сообщества к взаимодействию с государством в вопросах решения социально-экономических проблем, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
Под государственно-частным партнерством (ГЧП) понимается система взаимоотношений государства и субъектов частного предпринимательства, направленных на реализацию инфраструктурных и других проектов на условиях сбалансированного распределения прав и обязанностей, рисков, затрат и выгод.
Применение механизмов ГЧП предоставляет ряд преимуществ как для государства, так и для бизнеса. Государство получает возможность решить проблемы населения «здесь и сейчас», используя ресурсный и интеллектуальный потенциал частного сектора, а для частного сектора открываются новые инвестиционные возможности и дополнительные источники доходов.
ГЧП как форма сотрудничества между государством и бизнес-сообществом активно применяется в мировой практике сравнительно недавно, с 90-х годов прошлого века. В настоящее время этот механизм широко используется в более чем 100 странах мира. По оценке Европейской экономической комиссии при ООН, 80% всех проектов ГЧП считаются успешными. Наиболее эффективно ГЧП применяется в Южной Корее, Сингапуре, Великобритании, Канаде, Франции, Италии, Испании, Японии.
Анализ зарубежного опыта показывает, что наибольшая выгода от применения инструментов ГЧП заключается во внедрении инновационных изменений в инфраструктуру. Как правило, стоимость строительства, а также затраты на дальнейшую эксплуатацию объектов частных компаний значительно ниже, чем объектов, строящихся и эксплуатируемых государственными организациями. Чем ниже издержки и выше качество объектов, тем выше получаемые предпринимателем доходы, соответственно быстрее срок окупаемости проекта и возможность погашения обязательств перед кредиторами. При этом в выигрыше остается и потребитель, который получает доступ к качественным и стабильно предоставляемым услугам.
Это создает дополнительные стимулы для использования частным сектором наиболее прогрессивных технических решений, инновационных технологий, а также повышает качество на стадии строительства. В мировой практике концессионные компании являются основной движущей силой как технологического, так и инновационного развития отраслей экономики и производства, а их разработки в дальнейшем повторяются и используются при реализации как других концессионных, так и неконцессионных проектов.
Таким образом, государство может ожидать от частного сектора использования новейших технологий, инноваций и ноу-хау. Речь также идет о доступе к имеющемуся опыту и технологиям частного сектора, которые иначе недоступны для государства, или которые разрабатываются индивидуально для определенного проекта.
Законодательная основа применения механизма ГЧП в Казахстане была заложена в 1991 году, а в 2006-м был уже принят отдельный Закон РК «О концессиях», который стал основным документом, предопределившим дальнейшее развитие законодательной базы ГЧП в Казахстане.
В 2015 году уже был принят Закон РК «О государственно-частном партнерстве», который повысил роль частного сектора в инициировании и подготовке проектов ГЧП.
Координацию развития ГЧП в республике осуществляет созданный при Министерстве национальной экономики Казахстанский центр развития государственно-частного партнерства, на территориальном уровне созданы региональные центры ГЧП, которые непосредственно ведут проекты, а также оказывают содействие местным исполнительным органам.
В начале текущего года центром разработаны практические рекомендации для местных исполнительных органов по реализации проектов ГЧП. В них в доступной форме разъяснены базовые механизмы ГЧП, даны пошаговые рекомендации для разработчиков и инициаторов проектов, приведены ответы на часто задаваемые вопросы.
В настоящее время на республиканском уровне на этапе разработки находятся 8 проектов в социальной, транспортной, здравоохранительной и жилищно-коммунальной сферах общей стоимостью строительства 290,7 млрд тенге. Наиболее крупные проекты – это большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога, обводная автомобильная дорога города Шымкента, многопрофильные больницы в Алматы и Карагандинской области.
В рамках Антикризисного плана действий Правительства на 2016–2018 годы в целях дальнейшего развития ГЧП на региональном уровне в Программы развития территорий в качестве целевого индикатора в каждом регионе РК включен показатель по реализации проектов через механизм ГЧП – не менее пяти ежегодно.
В результате проводимой государственной политики в настоящее время наблюдается существенный рост активности местных исполнительных органов в вопросах внедрения и применения механизмов государственно-частного партнерства. Так, если в 2012 году ГЧП реально развивалось только в 6 регионах, то по состоянию на начало текущего года уже все регионы активизировали привлечение частных инвестиций в общественно-значимые проекты. К числу регионов, наиболее активно занимающихся реализацией проектов ГЧП, относятся Актюбинская, Восточно-Казахстанская области и город Астана.
В данное время местными исполнительными органами рассматривается свыше 100 проектов ГЧП. Среди них: строительство, модернизация, реконструкция больниц, поликлиник, объектов водоснабжения, детских садов, спортивных сооружений, дорог.
Вместе с тем, несмотря на существенные положительные сдвиги, основными сдерживающими факторами развития ГЧП на уровне региональных проектов являются отсутствие доступного фондирования, особенно в национальной валюте, высокие процентные ставки банковских займов, недостаток квалифицированных кадров. Казахстанские институты развития ввиду долгосрочности проектов ГЧП, жизненный цикл которых составляет от 3 до 30 лет, высоких рисков возврата капитала активного участия в проектах ГЧП не принимают. Отечественные банки второго уровня, пенсионные фонды, страховые компании остаются незадействованными ввиду восприятия ими проектов ГЧП как высокорискованных инвестиций.
Однако, несмотря на вышеперечисленные обстоятельства, необходимо отметить, что в целом в условиях новой экономической политики применение механизмов государственно-частного партнерства имеет большие перспективы во всех регионах.
Во-первых, ГЧП позволит значительно «разгрузить» бюджеты всех уровней от капитальных расходов, привлекая частные инвестиции. При этом государство сможет сконцентрировать средства на реализацию текущих задач, повышение качества услуг, относящихся исключительно к компетенции государства.
Во-вторых, принимаемые меры государственной поддержки и поощрения частных инвестиций, в том числе на принципах ГЧП, будут способствовать поддержанию экономического роста, снижению зависимости экономики страны от сырьевых отраслей за счет активного развития малого и среднего бизнеса, увеличения его в валовом внутреннем продукте до 50% к 2050 году.
В-третьих, использование частным сектором при реализации проектов ГЧП наиболее прогрессивных технических решений, инновационных технологий позволит повысить развитие социально-ориентированных отраслей экономики и производства.
В-четвертых, учитывая, что механизм ГЧП преимущественно реализуется при строительстве объектов социальной и инженерной инфраструктуры, привлечение частного капитала в эти сектора позволит повысить качество и разнообразить услуги этих секторов, способствуя в целом повышению уровня конкурентоспособности страны в мировых рейтингах.
Поэтому руководители всех государственных исполнительных органов ориентированы на активный поиск и подбор проектов, представляющих интерес для частного бизнеса на принципах ГЧП. При этом и бизнес-сообщество должно понимать перспективы такого сотрудничества и больше проявлять инициативы.