21 мая – День специалиста инженерно-авиационного обеспечения

2904
Беседовала Асель Шаяхмет

Накануне профессионального праздника мы побеседовали с заместителем главнокомандующего Силами воздушной обороны по вооружению (главным инженером) – начальником главного управления вооружения управления главнокомандующего СВО ВС РК генерал-майором авиации Ержаном Нильдибаевым.

фото предоставлено пресс-службой Сил воздушной обороны МО

– Ержан Болатович, какие задачи стоят перед специа­листами инженерно-авиа­ционного обеспечения в современной системе Воен­но-воздушных сил и Сил воздушной обороны?

– В этом году Силы воздушной обороны Вооруженных сил Рес­публики Казахстан отмечают 32-ю годовщину со дня образования структуры инженерно-авиационного обеспечения казахстанской армии. Это профессиональный праздник наших высококлассных специалистов, которые, находясь на земле, отвечают за безопасность и эффективность воздушных операций.

Пока зрители с восхищением наблюдают за виражами самолетов на авиашоу, за кулисами остаются специалисты, без которых полеты были бы невозможны. Именно они отвечают за открытое небо.

Инженерно-авиационное обеспечение (ИАО) – это, по сути, невидимый фронт военной авиа­ции. Ни один учебно-тренировочный полет или боевой вылет не состоятся без тщательной подготовки авиационной техники, полной проверки воздушного судна, диагностики систем, профилактических мероприятий и ремонта. Специалисты ИАО обеспечивают исправность самолетов и вертолетов, наземного оборудования, систем вооружения... Также они отвечают за своевременное обеспечение заправки горючим, маслами, спецжидкостями, средствами пожаротушения. А еще ведут расчеты по нагрузке, центровке и погодным условиям.

В общем, без специалистов ИАО летчики не смогут эффективно выполнять поставленные задачи. Они – основа технической готовности авиации, а это колоссальная ответственность и каждодневный кропотливый труд.

– Расскажите, в чем отличие инженерно-авиационного обеспечения полетов военной и гражданской авиации.

– Во многом. Военное воздушное судно, по сути, оружие в умелых руках авиационного персонала Сил воздушной обороны. И под обеспечением полетов здесь понимается не только красивый пилотаж в небе, но и боевая работа на полигонах с применением различного вооружения, а также боевое дежурство по охране воздушных рубежей.

Военный авиационный персонал должен быть наготове в режиме 24⁄7, чтобы в случае необходимости в кратчайшие сроки подготовить и починить крылатое оружие для выполнения поставленной боевой задачи. Каждый авиационный специалист одновременно испытывает огромную ответственность и гордость за то, что принимает непосредственное участие в деле обороноспособности страны.

– Вспомните, пожалуйста, историю создания службы.

– Это было время больших перемен. Происходившие в начале 1990-х годов реформы, без преувеличения, затронули все отрасли промышленности, обороны и социальной сферы. Требовалось перестроить системы организации управления и финансирования, наладить связи с поставщиками и учебными заведениями.

Многие зарубежные предприятия в тот период не мог­ли закрыть требуемый объем необходимых запасных частей и обеспечить своевременную поставку. Тогда перед инженерно-авиационным обеспечением встала нелегкая задача – сохранить исправность воздушных судов и удержать любой ценой подготовленные кадры. Благодаря общим усилиям, инженерной смекалке и поддержке Правительства мы сумели не только сохранить, но и улучшить количественное и качественное состояние парка воздушных судов Сил воздушной обороны, а также подготовить достаточное количество высококвалифицированных специалистов.

Официально День специалиста инженерно-авиационного обеспечения был утвержден приказом министра обороны в сентябре 2023 года. С тех пор этот праздник стал символом признания важности нашей работы.

– Как сейчас обстоят дела с подготовкой кадров, сущест­вует ли преемственность?

– Инженерно-авиационное обеспечение – это, конечно же, в первую очередь, люди – механики, техники, инженеры, которые, как и летчики, любят небо, но их работа – на земле. Подготовка инженерно-технического состава ведется в Военном институте Сил воздушной обороны имени Талгата Бегельдинова, в Нацио­нальном университете обороны, в зарубежных вузах, а также через систему наставничества, непосредственно в авиационных частях СВО.

У нас работают настоящие профессионалы, и мы гордимся тем, что молодежь с уважением относится к этой профессии и видит в ней перспективу. Со­временный инженер-авиатор – это специалист с мышлением конструктора и дисциплиной военного.

В Силах воздушной обороны эксплуатируются воздушные суда ближнего и дальнего зарубежья. Это требует от авиационного персонала не только базовых инженерных знаний, но и владения иностранными языками, определенной коммуникабельности. Ведь в разных странах и подходы к организации процесса эксплуатации воздушных судов разные, а это требует от инженерно-технического состава определенных навыков адаптации к реалиям.

В завершение я хотел бы поздравить коллег с профессиональным праздником. Пусть авиационная техника будет всегда исправна, а небо – мирным.

 

Популярное

Все
Ураган не щадил никого
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
Железные нервы и желание помогать
Новые системы, современные услуги, инновационные решения
Между сном и реальностью
ЕНУ занял 317-е место в мировом рейтинге университетов
Видеть в повседневном вечное
Вторсырье: в контексте правил нулевого захоронения
Госслужащие должны быть проводниками принципа «Закон и Порядок»
Вопрос будущего нации
О металлах и цифровизации юстиции
Королеву красоты выберут ночью и под землей
Наукоград будущего: в правительстве обсудили создание Техноқала
Общественный контроль необходим
Больше чем помощник
Узы дружбы и добрососедства
Отдых становится разнообразнее
Раскрыл преступление в рекордные сроки
Мы живы, пока помним
Сам себя уличил
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Молочный флагман республики
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
Как идет строительство завода по производству стали в Жамбылской области
Мынжылкы Бердиходжаев: Профессия врача требует человечности и самопожертвования
Саранча угрожает посевам
Листая страницы старинных книг
Гендиректор Института ядерной физики: "Партнёрство с Росатомом открывает возможность сразу применять единую систему образовательных стандартов"
Олжас Бектенов обсудил с Ли Яньтао строительство нового завода в РК
Турнир по тактическому многоборью выявил сильнейших среди команд спецназа МВД РК
Распоряжение Главы государства об освобождении от должности
Журналистам показали строительство завода KIA в Костанайской области
Токаев поздравил Трампа с днем рождения
Отец XXI века: призыв к действию
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Уральске реконструируют набережную
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Истоки тюркской письменности
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile

Читайте также

Большие крылья малой авиации
Прямые рейсы запустят из Шымкента в Европу
С 1 июля рейсы из Алматы в Петропавловск не будут субсидир…
Более миллиарда долларов инвестируют в развитие аэропорта А…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]