​Генеральная линия шанхайской восьмерки

727
Марат Мамаев

Как сообщил генеральный сек­ретарь ШОС Рашид Алимов, главный вопрос повестки форума, который состоится в начале июня, напрямую связан с ходом реализации Стратегии развития организации до 2025 года.

Этот документ, принятый главами государств в 2015 году в Уфе, утверждает основные направления деятельности Шанхайской организации сотрудничества на среднесрочную перспективу. Их много, и касаются они самых разных аспектов. Все они, как отметил генсек ШОС, и будут обсуждаться на предстоящем саммите. В частности, речь пойдет о вопросах безопасности, экономики и культурно-гуманитарного сотрудничества.

В новом формате

Предстоящий саммит лидеров стран ШОС в Китае будет отличаться от предыдущих прежде всего форматом. За время существования организация прошла эволюционный путь развития. Когда-то в нее входили только государства, которые непосредственно граничат с Китаем, нынче же в структуру входят и страны, географически удаленные от региона.

«Я с удовольствием могу отметить, что в Циндао мы встретимся на уровне «шанхайской восьмерки», – сказал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. – Потому что в Астане при нашем председательстве состоялось принятие в нашу организацию Индии и Пакистана». И теперь в составе ШОС находятся уже 8 государств.

Стоит отметить, что Дели и Исламабад давно стучались в двери ШОС. Однако решение об их полноценном членстве было непростым.

В мировой практике не часто наблюдается, когда в составе одной организации действуют страны, между которыми есть нерешенные вопросы. А именно такими, весьма непростыми, являются отношения между Индией и Пакистаном. Их разногласия, в частности, касаются принадлежности Кашмира.

К тому же в недалеком прошлом Индия была лидером «Движения неприсоединения», предпочитав поддерживать равноудаленные отношения с крупными державами. Но в наши дни страна решила не отказывать себе в возможности вступить в политический альянс ШОС. Почему? Скорее всего, ей нравятся идеи организации, касающиеся взаимовыгодного сот­рудничества в регионе, решения проблем безопасности.

Каковы же плюсы обновленного формата ШОС? Прежде всего расширяется инструментарий организации по «перезагрузке» обширного региона. В частности, членство Индии и Пакистана поз-волит нашим странам более эффективно решать вопросы, касающиеся нормализации обстановки в Афганистане. В стране почти 40 лет идет непрерывная война, и если ничего не предпринять в ближайшие годы, то конфликт перешагнет полувековой рубеж.

В последние годы Афганистан часто задерживает на себе внимание. Совсем недавно, в марте, его проблемы обсуждали дипломаты­ на министерской встрече в Узбекистане. Становится очевидно, что страна сдерживает развитие Центральной Азии. Из-за постоянной войны невозможно реализовать многие проекты, касающиеся сотрудничества с Индией и Пакистаном или пре­дусматривающие выход к мировому океану.

Торг не уместен!

Саммит Шанхайской организации сотрудничества обещает стать необычным и потому, что пройдет в непростое для КНР время. На прошлой неделе весь мир наблюдал за прелюдией торговой войны, которая развязалась между Вашингтоном и Пекином. Поводом для нее стало решение США ввести «заградительные» пошлины на китайские товары.

Таким образом американский президент Дональд Трамп планирует снизить торговый дефицит США, который, по его оценкам, составляет от 375 до 504 млрд долларов. Помогут ли ему такие меры? До Трампа к таким мерам прибегали Джордж Буш-младший и Барак Обама. Но значительного эффекта не добились.

Так, по данным Института меж­дународной экономики Питерсона, введенные Бараком Обамой 35-процентные пошлины на импортируемые в США китайские шины помогли сохранить 1 200 рабочих мест. Но каждое из них обошлось американцам в 900 тыс. долларов. Эффект от пошлин оказался невысоким.

Между Дональдом Трампом и его предшественниками на посту главы Белого дома есть отличие – они избегали настоящей торговой войны с Китаем и старались решать проблему в ходе переговоров. Нынешняя администрация США предпочла «добрую ссору». Китай в свою очередь пообещал принять соразмерные и адекватные меры.

Поднебесная пытается мобилизовать сторонников открытой конкуренции – представители КНР говорят о защите глобализации не только на бизнес-форумах, но и на площадках, где привыкли обсуждать социальные, гуманитарные и политические темы. Скорее всего, не станет исключением ШОС.

Запад есть Восток...

Как отмечается в Стратегии развития ШОС до 2025 года, «важным направлением совместной работы станет взаимодействие в области модернизации инфраструктуры и логистики». Для Казахстана и стран Центральной Азии этот пункт имеет особое значение, пос­кольку у них нет выхода к морю, а сами они зависят от доступа к транспортной инфраструктуре соседей.

В плане развития транзитного потенциала уже проделана большая работа. Так, в 2017 году был запущен контейнерный поезд из Китая в Европу. Путь до Лондона занял 2 недели, за это время сос­тав преодолел 12 тыс. км.

Символично, что в Велико-британию поезд привез из КНР текстиль – а именно ткани были основным товаром купцов, которые следовали по Великому шелковому пути из Китая в страны Старого Света.

В прошлом году, кроме того, были запущены поезда на линии Баку – Тбилиси – Карс. Хотя это и небольшой отрезок железной дороги, проходящей по странам Кавказа, тем не менее у него большой потенциал для наращивания грузопотока между Европой и Азией. Первоначально он составит 6,5 млн тонн в год, а в пиковом режиме – до 17 млн тонн. Казахстан благодаря этому железнодорожному маршруту сможет загрузить свой порт на Каспии.

Не стоит забывать и о пассажиропотоке. В рамках ШОС обсуждается строительство высокоскоростной железной дороги, которая свяжет между собой сразу 3 столицы: Пекин, Астану и Москву. Проект дорогостоящий. Но игра стоит свеч. Как отметил первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов, «проект евразийского скоростного коридора, соединяющего Китай с Западной Европой через территорию Казахстана и России, является важным для каждой из наших стран».

Скоростная железная дорога всего за 3 дня поможет добраться из Берлина в Пекин. Китай окажется рядом для европейцев. Однако главное – не скорость, а то влияние, которое трасса окажет на евразийские страны. А это не только новые рабочие места.

По оценкам «застройщиков», только за год из одного конца Евразии в другой смогут добраться до 50 млн человек. Начнется новое «великое переселение народов», которое, несомненно, окажет влия­ние на развитие континента.

Несмотря на то что строительство скоростной трассы считается хлопотным делом, к проекту наб­людается устойчивый интерес. Власти Китая, к примеру, готовы предоставить кредит под дорогу, а европейские компании, в свою очередь, оказать техническое содействие.

Тот факт, что скоростную дорогу готовы строить всем миром, говорит о ее востребованности и влиянии на экономику и геополитику Евразии. 

Популярное

Все
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Искусственный интеллект и робот-полицейский: безопасность большого города находится под контролем
Мошенников осудили, деньги вернули
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Отзвук души, прошедшей сквозь время
Провели «Чистый четверг»
Господдержка стимулирует развитие реального сектора
Алматы сохранит статус студенческого города
В Астане прошел турнир «Экстрабилити-2025»
Досье человека с домброй
«Город мечты» глазами детей
Кокшетаусцы – в числе лучших
Токаев поздравил президента и народ Алжира с Днем независимости
Алмагуль Батталиева и Нагашыбай Мирас представят Казахстан на «Славянском базаре»
Раскрыты технологические тайны получения селена
Жемчужина культурного наследия
С Днем рождения, Астана!
Город мира
Освобождены от должностей послы РК в Бельгии, Кувейте и Таиланде
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
День безопасной дороги провели в Казахстане
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
Распоряжение Главы государства о назначении
Победителей групповой гонки чествовали в ВКО
Жанбота Алдабергенова вошла в число кандидатов на выборы в комиссию спортсменов МОК на ОИ-2026
Расписание соревнований казахстанских спорстменов с 30 июня по 6 июля
Бейбит Жукаев впервые сыграет в основной сетке турнира серии "Большого шлема"
Казахстан и Монголия нацелены на укрепление взаимодействия
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с вековым юбилеем
Антикор присоединили к КНБ
Фестиваль «Кымызмурындык» организовали в заповеднике Бозок
В Актобе завершился XI Международный военно-патриотический сбор молодёжи «Айбын»
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга

Читайте также

Бюрократические барьеры уйдут в прошлое
С Днем рождения, Астана!
В Астане прошел турнир «Экстрабилити-2025»
«Город мечты» глазами детей

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]