![](/media/uploads/publication2/977/14/97714-image.jpg)
Кем-то сказано, что нет предела совершенству. Это в полной мере можно отнести к главному врачу, руководителю областной станции скорой помощи Канадану Ахметжанову и к возглавляемому им коллективу. 29 апреля нынешнего года «Казахстанская правда» в статье «Всегда на передовой линии…» рассказывала о том, как это подразделение регионального здравоохранения изменило понятие «золотого часа», то есть оптимального времени для спасения пациента, и снизило его до «золотых минут». Говорилось в материале и о том, что за последние три года в работу павлодарской областной станции скорой помощи внедрены 12 проектов ее реформирования. Об их эффективности и значении говорят такие факты: в Павлодар на станцию скорой помощи за изучением опыта приезжают медики родственных служб из регионов Казахстана. А руководители оперативных медслужб России и Украины также перенимают павлодарский опыт. Они даже приглашают к себе К. Ахметжанова прочесть курс лекций, организовать у них на месте работу скорой помощи по аналогии с Павлодаром.
Более того, журнал «Врач скорой помощи», который издается под эгидой Академии медицинских наук и организации здравоохранения РФ и распространяется в СНГ, опубликовал в восьмом номере за нынешний год статью о достижениях и новациях ССМП. То есть коллектив и его руководитель достигли профессиональных больших высот, признания и по логике могут почивать на лаврах.
Оказалось, что это не так и за минувшие полгода в работе оперативного медучреждения произошли значительные изменения, о чем при встрече поведали Канадан Ахметжанов и его заместитель по лечебной части Галина Сукончик. Главным событием, по их словам, стало то, что теперь в состав Павлодарской станции скорой медицинской помощи вошли и родственные службы Экибастуза и Аксу, а также пункты неотложки в девяти районах. В результате чего численность населения, которое теперь обслуживается объединенной скорой помощью областного центра, составляет почти 753 тыс. человек. Такого примера работы в СНГ нет. «Золотой час» доведен до «золотых минут» спасения в Республике Казахстан, да и в Содружестве, создана единая автоматизированная система приема и обработки вызовов всей области с таким радиусом покрытия. Что это дало пациентам и медикам, рассказывает К. Ахметжанов.
– Начну с того, – сказал он, – что скорая и неотложная медицинская услуга носит приоритетный характер в системе обеспечения населения первичной медико-санитарной помощью. Несмотря на ряд существенных успехов в области экстренного медицинского обслуживания населения на догоспитальном этапе, СМП тем не менее нуждается в совершенствовании организационно-управленческих форм работы. Посему в этих целях в соответствии с международными стандартами в Павлодарской области внедряется проект «Оптимизация службы скорой медицинской помощи».
Что он дает? Во-первых, создаются головная структура, общие подходы и требования к работе и единые ее методики гораздо эффективнее для пациентов, чем в разрозненных подразделениях. Во-вторых, отныне все действия работников скорой помощи в районах будут отслеживаться и в случае необходимости корректироваться оперативным отделом областной станции скорой помощи. А главная цель пилотного проекта в том, чтобы уровень оказания догоспитальной помощи сельскому населению был не ниже, чем в городе. И это несмотря на то, что расстояние до максимально удаленного населенного пункта области составляет 250 км.
– Наверное, Канадан Канашевич, еще рано делать большие обобщения, но какие-то положительные наработки наверняка уже есть?
– Безусловно. Как уже сказано, существующие различия между медициной города и периферии обусловлены значительной удаленностью сельских населенных пунктов от областных лечебных организаций и несовершенством транспортной инфраструктуры. На уровень и качество медицинской помощи населения также влияют изношенность материально-технической базы сельского здравоохранения, недооснащенность оборудованием согласно установленным стандартам.
Вдобавок в том виде, в котором функционировала служба скорой медицинской помощи в области, не было единого структурного управления, координации и взаимодействия станций и отделений скорой медицинской помощи. Это вело к нерациональному использованию ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических. Все нововведения, которые были внедрены в нашей организации и уже проверены временем, доказав свою эффективность, сейчас будут распространены по всей области.
– Можно привести конкретные примеры?
– Начну с главного. Проведена работа по обеспечению на 100% санитарным транспортом (с учетом резервных машин на случай поломки) всех присоединенных к нам подразделений. Причем это специальные реанимобили выпуска не ранее 2014 года. И, что немаловажно, теперь сформирована единая техническая служба по ремонту и профилактике санитарного транспорта медицинской помощи всей области. Существенным моментом считаю и то, что отныне никто в районах не привлечет машины скорой помощи для каких-либо иных надобностей, кроме их прямого назначения. Поэтому в районах тоже отлажена навигационная система отслеживания всего автотранспорта скорой медицинской помощи с единым центром управления и контроля в областной СМП. Это позволяет сократить время прибытия на место вызова за счет выбора эффективного маршрута.
Второй момент. Продолжается дооснащение бригад всех районов области недостающим оборудованием. Все пункты скорой помощи оснастили компьютерной техникой. Причем все звонки на 103 попадают в единый центр в Павлодаре. Впервые в Казахстане создана единая автоматизированная система приема и обработки вызовов всей области с таким радиусом покрытия. Все действия работников скорой помощи в районах отслеживаются и в случае необходимости корректируются оперативным отделом областной станции скорой помощи. Все фельдшерские бригады на селе и в городах обеспечены приборами для дистационной передачи электрокардиограмм в центральную диспетчерскую областной станции. В режиме онлайн медицинскому работнику отправляется заключение по электрокардиограмме с рекомендациями по тактике ведения больного. Помимо дистанционной передачи электрокардиограмм, данные приборы позволяют проводить видеосвязь.
– Судя по вашему рассказу, все получается легко и просто…
– Не совсем так. Мы, прежде чем запустить этот проект, провели большую подготовительную работу. Объяснили своим сельским коллегам, что их ожидает и к чему они должны быть готовы. Поэтому большинство из них хорошо восприняли новацию. Тем более что со всеми районными медицинскими работниками нашей службы были проведены обучающие семинары по алгоритмам оказания помощи при неотложных состояниях, практические занятия по работе с медицинской аппаратурой, по проведению базовой и расширенной реанимации.
Кроме медицинских работников, профессиональной подготовкой охвачен и водительский состав бригад скорой помощи на селе. Обучение проводится по курсу «Парамедик» (для лиц без медицинского образования) с выдачей сертификатов.
И еще. Персонал сельских служб скорой помощи прежде был облачен кто во что горазд. Ныне всех сотрудников мы обеспечили сезонной униформой «осень-зима». И они это оценили, как и оплату наравне с городскими коллегами.
…Пользуясь случаем, скажу, что все эти достижения стали возможны благодаря коллективным усилиям сотрудников нашей базовой станции скорой помощи, большой поддержке со стороны директора республиканского Центра санитарной авиации Нуржана Отарбаева, акима области Булата Бакауова и руководителя регионального управления здравоохранения Нурлана Касимова.
– Канадан Канашевич, судя по размаху вашей деятельности, похоже, что вы на сегодняшнем этапе не остановитесь. Не исключаю и присоединения к вашей структуре санитарной авиации области…
– Мы над этим работаем. Оперативная медицина региона должна отвечать своему предназначению, а пациенты – получать экстренную помощь.