Сейчас музеи уже перестали быть склепом или сейфом для экспонатов. Они активно осваивают новые технологии и приемы. А некоторые шагнули еще дальше, вынося на суд публики неожиданные, а порой и весьма экстравагантные экспонаты. Скажем, любителям сладостей будет интересно побывать в музее шоколада, любителям старины – в музее карет, а любителям психологии – в музее сновидений Зигмунда Фрейда.
В этом плане Казахстан не отстает от развитых стран мира – не так давно в Алматы открылся Музей разбитых сердец, экспонаты которого учат беречь любовь. Этот музей создан по новому принципу «три в одном», то есть как информационный, образовательный и досуговый центр одновременно. В определенные дни его посетители могут прийти, чтобы послушать лекцию психолога, встретиться с дизайнерами, художниками и даже драматическими актерами, которые на импровизированной сцене музея в лицах разыгрывают любовные истории.
В современном мире, нашпигованном различными коммуникационными новинками, музеи могут с выгодой для себя использовать возможности новых технологий. Алматинцы наверняка помнят необычную мультисенсорную выставку работ Леонардо да Винчи, где картины были представлены на огромных плазменных экранах в формате 3D, что давало возможность рассмотреть мельчайшие детали. Показ сопровождался классической органной музыкой. Кроме того, на многочисленных компьютерах, установленных в выставочном зале, посетители могли ознакомиться с биографией великого мастера эпохи Возрождения и историей создания его шедевров.
Понятно, что не все музеи могут приобретать дорогостоящую технику, в то же время музейные работники уже пришли к пониманию, что настало время ломать привычные стереотипы. Музеи, особенно краеведческие, вполне могут стать не просто посещаемым местом, но и дать толчок к развитию территории, ассоциируясь с городом, становясь его символом, своеобразной визитной карточкой.
Как сказала мне как-то член Международного комитета музеев и коллекций современного искусства Сабина Шихлинская, сейчас во многих европейских странах несколько музеев объединяются в единое географическое пространство. Скажем, в Вене, Берлине появились целые музейные кварталы.
У нас в Казахстане пошли по иному пути – в русле государственной программы «Культурное наследие» создаются историко-культурные музеи-заповедники, такие, например, как «Иссык» в Алматинской, «Берель» в Восточно-Казахстанской и «Сарайшик» в Атырауской областях. Деятельность таких «музеев под открытым небом» направлена в первую очередь на изучение археологических памятников своих регионов. При этом для Казахстана важно сохранить и небольшие мемориальные музеи, которые есть практически в каждом регионе. Скажем, Дом-музей Мухтара Ауэзова в Алматы, музей Федора Достоевского в Семипалатинске, квартира-музей Нургисы Тлендиева в Алматы, Музей казахских народных музыкальных инструментов и т. д.
Но вот вопрос: как сделать их посещаемыми? Казалось бы, чего проще – стоит лишь скопировать методы работы самых востребованных музеев мира. На самом деле, по мнению специалистов, это тупиковый путь: чтобы заинтересовать нынешнюю искушенную публику, необходимо предложить такую идею, которая была бы действительно уникальной. В качестве примера можно было бы назвать Музей жертв политичес-ких репрессий в поселке Долинка, что под Карагандой, экспозиция которого соответствует международному уровню. Кстати, уже само это место – экспонат, наполненный собственными смыслами, эмоционально воздействующий на посетителей. Для этого создана особая экспозиция в виде движущихся по стене теней силуэтов-пленников Карлага. Экспонатами стали даже звуки лагеря.
Такие музеи работают на перспективу, образовывая своих посетителей. Музейные работники понимают, что только просвещенный, образованный и творческий человек будет готов творить добро, работая на благо своей страны.
Все колонки автора