Христо Кючуков: «Языки надо учить по любви»

6175
Дина Устиненко
старший корреспондент отдела культуры

По некоторым исследованиям, от того, на каком языке говорит человек, зависят даже основные черты его внешности

«Знать много языков — значит иметь много ключей к одному зам­ку», – считает наш собеседник Христо Кючуков, доктор педагогических наук, профессор, нейролингвист, специалист в области детского двуязычия, межкультурного образования, социальной работы и социальной педагогики, консультант секции «Психолинг­вистика» Института языкознания им. А. Байтурсынулы.

– В Казахстане билингвальность – явление весьма распространенное. А для ребенка два разных языка – хорошо или плохо? Сможет ли он овладеть языками в равной степени, и пойдет ли это ему на пользу? Отличается ли как-то сознание билингвов от людей, владеющих одним языком?

– Конечно, у людей, владеющих несколькими языками, абсолютно другое развитие сознания, нежели у тех, кто говорит лишь на одном. Психологи установили: у детей, с раннего возраста изучающих два, три языка, очень высокий интеллектуальный коэффициент (IQ).

Билингвизм, конечно, полезен, но при этом очень важно, чтобы дети в раннем возрасте усваивали именно родной язык. Его надо очень хорошо знать, постоянно слышать и совершенствовать. Часто он отличается от официального.

Бывает и такое, что язык семьи не воспринимается таким же престижным, как официальный язык государства, и тогда у ребенка случается внутренний конфликт. Он воспринимает мир через родной язык – видит, слышит, говорит, чувствует – это первично, и лишь потом начинает писать и читать.

Политика государства должна брать во внимание языки меньшинства и обеспечивать их развитие. Но, к сожалению, не все понимают, как это важно. Детям, владеющим несколькими языками, в будущем открываются дополнительные возможности и перспективы. Говоря на двух языках, ребенку приходится быстро переключаться с одного языка на другой. Таким образом формируются новые нейронные связи, развиваются интеллектуальные способности, память, сооб­разительность, логика.

– Как известно, под Вашим руководством в Казахстане было проведено психолингвис­тическое исследование детей 3–6 лет. Расскажите подробнее об этом опыте, какие цели и задачи перед Вами стояли?

– Подобные исследования я провожу во многих странах. В Казахстане это делали впервые. Вообще, основа развития речи – это формирование словарного запаса, развитие мелкой моторики, рисование, лепка, иные развивающие занятия. Мы хотели установить, как дети понимают психолингвистичес­кие задания, которые связаны с развитием языка и мышления, какова связь между степенью развития мышления и степенью развития языка.

Исследование в Казахстане стало первым психолингвистическим исследованием, проведенным с детьми в возрасте 3–6 лет. Мы использовали передовые методы психолингвистики. Основная цель – наблюдение связи между сознанием и языком казахских детей, говорящих на казахском языке.

Мы показывали им серию картинок для развития нарративности речи (умение рассказывать). И в конце задавали вопросы, связанные с теорией мышления. В Казахстане с казахскими детьми на казахском языке до нас этого не делал никто, поэтому для меня данное исследование было очень важным и интересным.

После проведения исследования пришли к выводу, что необходимо внедрять новые методики преподавания языка в дошкольных учреждениях. Изыскания мы обязательно продолжим.

– Интерес у мирового сообщества к нашей стране растет. Известно, что казахский язык будут преподавать в Оксфорд­ском университете. Как, по Вашему мнению, можно поспособствовать тому, чтобы в мире формировался интерес не только к стране, но и к казахскому языку?

– Сегодня люди во всем мире интересуются тем, что же это за страна такая – Казахстан, какие там живут люди и на каких говорят языках. Развитие и внед­рение казахстанского трехъязычия – очень дальновидный ход в государственной политике. Ведь помимо билингвов через пару десятков лет вас ожидает поколение трехъязычных граждан с очень высоким IQ и развитым уровнем мышления, а это огромное преимущество, особенно перед теми странами, где пытаются возвысить один язык, принижая значение других.

Надо стремиться не подавлять какой-то язык, а развивать дополнительно и другие языки. В Казахстане придерживаются именно такой мудрой политики.

Развивая интерес к стране, государство автоматически развивает интерес к языку. Мир меняется, и все чаще люди поворачиваются в сторону тюркского мира. Казахский язык – аттрактивный, он вызывает интерес не только у ближайших соседей.

А преподавание казахского языка в Оксфордском университете – это как раз и есть проявление мирового интереса к языку и стране. Это очень важный шаг в развитии Казахстана, в представлении миру своего языка и культуры.

Считаю это важным научным новшест­вом с точки зрения социо­лингвистики и психолинг­вистики.

Казахский народ – очень творческий и талантливый, песни казах­станцев разлетаются по всему миру, а это пиар. Спортсмены – это тоже пиар. Плоды уже видны.

– Существует мнение, что, выучив хотя бы один неродной язык, человеку будет гораздо легче изучать другие. Так ли это? Вы, как известно, владеете восемью языками. В каком возрасте их изучали и с каким было сложнее всего?

– Я родился и вырос с тремя языками – это турецкий, болгарский, цыганский. Затем были русский и немецкий.

Но немецкий я перестал упот­реблять и очень быстро забыл. Если не обращаться к языку более шести месяцев, он начинает атрофироваться. Впоследствии, когда вернулся к его изучению, испытывал трудности, нелегко давались грамматика и некоторые особенности. На тот момент мне было 48 лет, но я этот язык выучил и довольно сносно владею им сейчас.

Вы правы, когда ребенок растет с несколькими языками, выучить еще один ему проще, это доказано наукой. Владеть языком – это не как на велосипеде: однаж­ды и навсегда. Языками надо пользоваться, постоянно их применять и совершенствовать.

Я владею восемью языками, это правда. Учил их в разные периоды своей жизни. Возрастных ограничений для изучения иност­ранного языка нет. Границы мы сами устанавливаем себе в голове. Мой новый интерес – казахский язык. Хочу при следующем исследовании общаться с детьми на их родном языке. Еще мечта – изучить арабский, хинди и греческий.

– Для некоторых детей языком, на котором они говорят, думают, произнесли первое слово, является русский. Изу­чив казахский, каким он для них будет, сможет ли человек думать на нем?

– Дети, которые говорят на русском и станут изучать казахский, он для них будет вторым. Но это абсолютно не проблема! Они могут знать два языка на одном уровне и станут в итоге билингвами. Для этого, конечно, изучать язык надо с 3, 4, 5 лет, тогда стопроцентно ребенок будет думать на двух языках. Это особенность двуязычных людей.

Билингвы в разных ситуациях думают на разных языках. Тем, кто не владеет в достаточной степени вторым языком, понять это сложно. Но только представьте, как это расширяет сознание и мышление!

Я тоже периодически думаю на разных языках. На английском, если долго говорю на английском. Могу переформатироваться и начать планировать и думать на болгарском. Когда нахожусь среди родственников, используя турецкий, то и думаю на нем.

Способность эта меняется. Даже сны снятся на разных языках.

– Существуют ли единые правила в изучении языков? Что Вы посоветуете нашим гражданам, начинающим изу­чать казахский язык?

– Единых правил не существует. Каждый человек изучает по-разному. У меня лично система такая – приступая к изучению нового языка, прежде всего пополняю словарный запас. Учу очень много слов и, чтобы их запомнить, каждое пишу десять раз. У меня образное мышление, и если я увижу как слово пишется, то быстрее запоминаю его.

Но есть и другая категория людей – им легче и быстрее пополнять словарный запас и сближаться с языком, слушая, например, песни. Люди, которые хотят изучать казахский, тоже могут использовать этот метод. Он очень многим подходит. Есть мелодия, есть ритм, и человек, даже не понимая значения слов, запоминает их.

Но самое важное – это, конечно, мотивация, понимание – для чего ты изучаешь язык и чего хочешь достичь. И еще очень важно – языки надо учить по любви! Буквально – закрутить с новым языком интеллектуальный роман!

 

Популярное

Все
Альпинист Юрий Лукьянов первым среди соотечественников поднялся на все высочайшие вулканы семи континентов
Суициды: что приводит подростков к непоправимым последствиям
Современный административно-деловой центр в ближайшие годы появится в Шымкенте
В селе Петровка Сандыктауского района Акмолинской области распахнула двери новая школа на 80 мест
Запретить продажу спиртного в обычных магазинах предлагают полицейские Костанайской области
Пособие по казахскому языку и языковой культуре издано в Кызылординской области
О присвоении статуса «Национальный» РГКП «Государственный музей искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева» и «Центральный государственный музей Республики Казахстан» Комитета культуры Министерства культуры и информации РК
Талдыкорганские пенсионеры поделились секретами изучения казахского языка
Сотрудники судебной системы активно изучают казахский язык в СКО
150-летие со дня рождения писателя-историка Василия Яна отмечает общественность в нынешнем году
Выставка о композиторе Иване Коцыке открылась в Петропавловске
Подвиг казахстанцев еще ждет своих исследователей
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 30 января 2025 года №64-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года»
Письма потомкам из эпохи бронзы
В Алматы завершил работу V Форум гражданского общества ЕС – Центральная Азия
Товарооборот с Ираном подрос на четверть
Дойти до каждого села
Больше внимания промышленной кооперации
Рассмотрено взаимодействие по широкому кругу вопросов
Не хлебом единым
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Буренки нынче довольны
Учиться будем только на отлично
Казахстан подтвердил приверженность международным обязательствам в области прав человека
В стране стартует масштабная модернизация энергетической и коммунальной инфраструктуры
В колледже столицы созданы площадки для практики студентов
На перекрестке культур
«Барыс» прервал 12-матчевую серию поражений, победив дома «Сибирь»
Около 70 беглецов экстрадировали в Казахстан за год
Глава Нацбанка представил президенту информацию о Нацфонде и ЕНПФ
И даже деньги не спасают
Строитель скончался от падения с высоты в Атырау
То взлет, то посадка…
Ждем дебюта на «Стэмфорд Бридж»
В главном надзорном органе обсудили результаты работы
Защищая небо и землю
За Деда Мороза обидно
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон РК О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях
Закон Республики Казахстан
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
МВД обратилось к казахстанским водителям
Сигареты подорожают в РК
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны
На 20% вырастет зарплата отдельных категорий гражданских служащих в 2025 году
Зимнее содержание дорог не выдерживает критики
В Сарани будут выпускать телевизоры Samsung
Областная филармония в Кызылорде планировала купить 300 картин на завышенную сумму
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев: Цель – укрепить экономику и суверенитет
Закон Республики Казахстан
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Елдос Сметов перебрался с семьей в Лондон
Трамп поинтересовался казахстанским видением прекращения военных действий на Украине

Читайте также

Подвиг казахстанцев еще ждет своих исследователей
Вопросы науки и образования должны войти в повестку Национа…
Субсидии должны работать на продовольственную безопасность …
Мультипликативный эффект АЭС

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]