​И она ответила: «Победа!»

1067
Игорь Бургандинов

Любой современный кроссовер средних размеров попадает в эти параметры. Будь он «тойотой» или «ниссаном», «хондой» или «субару», «фольксвагеном» или даже «мерседесом»…

Но попалась мне недавно одна автошестидесятилетка. Причем не на улицах города, а в офисе. Ну, прямо, как на карикатуре из журнала «Крокодил» тех времен, когда машина была и роскошью, и средством передвижения, а некоторые счастливые обладатели готовы были поставить ее в гостиной. В качестве серванта. Но в том помещении ветеранша смотрелась весьма органично и нарядно. Тем более, что фирма имеет прямое отношение к автомобилям, и ее руководитель Эдуард Зейферт согласился-таки рассказать о судьбе раритета. Догадаться о том, о какой машине идет речь, несложно: не так много массовых моделей выпускалось в СССР в 1957-м. Точнее 2: «москвич» да «Победа». Конечно, «Победа»! Знакомая с детства покатая крыша, маленькие фонарики габаритных огней да лючок воздухозаборника у лобового стек­ла. Сознаюсь сразу: в те времена, а это середина 60-х, данная модель мне, ученику начальных классов, уже казалась анахронизмом. Ведь на вершине научно-технического прогресса сверкала ее красавица-дочка, «Волга» ГАЗ-21, мечта каждого дееспособного гражданина страны Советов.

Впрочем, через несколько лет мечтою стал плод любви КПСС и Компартии Италии под унисекс-названием «жигули», определивший вектор развития автопромышленности Союза, а потом и России на много лет вперед. Что касается «Победы», или ГАЗ М-20, то этот автомобиль стал знаковым не только для страны, едва оправившейся после войны, но и оставил след в мировой автомобильной истории, а также породил много слухов и легенд. Говорили, что поначалу авто хотели наречь «Родиной», но Вождь Всех Народов ехидно поинтересовался: почем, мол, продавать будете? На самом деле – это просто байка. Зато споры о том, кто у кого чего украл, не утихают до сих пор. Ведь машина имела передовую по тем временам конструкцию: несущий кузов понтонной конструкции без высту­пающих фар, подножек и прочих рудиментов был достаточно просторным и комфортабельным. Одна беда: нижнеклапанный четырехцилиндровый двигатель развивал всего 50 лошадиных сил, что даже для тех времен было маловато. Скорость в 100 км в час достигалась за долгие 46 секунд, а «максималка» составляла 110…

Однако это не мешало машине продаваться за границей. Ее покупали Финляндия, Австрия и Бельгия, а потом Англия и даже США. Один авторитетный американский журнал, отметив низкую энерговооруженность автомобиля, отдал должное современной конструкции, комфорту и выносливости, высокомерно указав, впрочем, на «вторичность» дизайна кузова. На самом деле в таком плагиате, скорее, можно было упрекнуть иностранцев. Например, годом позже «Победы» был выпущен английский «Стандарт Вэнгард», как две капли похожий на нашу новинку. Не думаю, что они «слизали» формы. Просто тенденции были такие. Оглянитесь вокруг. Все машины теперь «на одно лицо».Только по эмблеме различить можно (и то если не «китаец»).

Еще одна легенда. Говорили, что все М-20 были «луженые», то есть покрытые слоем олова, благодаря чему не ржавели. На самом деле оловянный припой применялся для выравнивания технологического брака при штамповке панелей кузова (как современная шпатлевка). До весомых 17 кг олова приходилось на одну машину, которые со стальным листом превращались в гальваническую пару и наоборот вызывали электрохимическую коррозию. Вообще, со стальным прокатом в те годы в стране была напряженка. В результате часть машин была сделана с мягким верхом, в виде пижонских кабриолетов.

Всего с 1946 по 1956 год было выпущено чуть более 240 тысяч. Совсем немного по современным меркам. С 1951 года машина выпускалась в Польше под именем «Варшава» и до 1973 набрала тираж даже больше, чем на родине.

Оказывается, такие авто в Казахстане все еще можно купить. Чаще в промышленных городах. Ими когда-то премировали известных шахтеров, сталеваров и чабанов. Машины на ходу, иногда в неплохом состоянии. Просят за них, как за новую иномарку малого класса. Наш экземпляр был приобретен в городе Зыряновске. Два года ушло на восстановление. Как оказалось, можно еще найти «родные» запчасти. Машине вернули оригинальный двигатель и трансмиссию. Любовно восстановили салон. Даже шины удалось отыскать нужной размерности и типа. Старый дедушка из породы советских «дядей Вась» отрегулировал клапана.

Захотелось вспомнить, как же обслуживались авто тех лет. Нашел книгу «Автомобиль М-20 Победа. Описание конструкции и уход» товарища Липгарта, главного конструктора машины. За 1951 год, между прочим! Прочитал, как роман. Настолько грамотно и толково все описано. Понял, что машина делалась с любовью. А повозиться тогдашнему шоферу приходилось немало. Техобслуживание проводилось каждые 500 и 1 000 км , а через 2 000 км менялось масло. При обкатке пос­ле первых 500 км, если не было свежего, старое масло надлежало слить из картера, отфильтровать через тряпочку и залить вновь! И осознал, что принципиальных-то отличий в устройстве автомобиля по сравнению с теми годами и нет! Я не говорю, конечно, об экономичных гибридах или электромобилях. Кстати, последние съедают фактически около ведра угля на 100 км при нашей электроэнергетике (сам считал). За ними будущее. Ну да ладно.

Теперь машина радует хозяев и окружающих не только «в виде серванта». Раз десять в году бороздит она просторы столицы. И обязательно на День Победы в компании с ГАЗ-69 и «Москвичом 401»!

Популярное

Все
Нужны новые подходы
Аэрохаб Караганды: когда бизнес на высоте, цены – низкие
Приказано выжить!
Реконструкция близится к завершению
Из села – в чемпионы
Число аварий снизит «цифра»
В канун Дня Республики награждены ученые, учителя, медики, спасатели, производственники
Новое футбольное поле открылось в Жезказгане
Столичный статус не гарантирует комфорт
Контрафакт на миллионы
Труба достигла намеченной отметки
Получать наибольший урожай с наименьшими потерями воды
Особенности выборов депутатов маслихатов проанализировали эксперты КИСИ
В Петропавловске прошел областной конкурс «Өнеріміз саған, Қазақстан!»
Ценить и сберечь
Образ, сотканный из мифов и легенд
«Барыс» одержал первую победу при новом тренере
Брейкинг снова на вершине!
Триумф «Жетысу»
Университет спорта введут в строй в следующем году
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Засоряют Большой Алматинский канал
Пассажиров поезда в РК обокрали во время сна
Президент: Стремление к миру путем переговоров - это стратегическое благоразумие
Вместе почти 60 лет: супруги Джангазиевы раскрыли секреты семейного счастья
Команда Казахстана по керлингу впервые в истории пробилась в плей-офф ЧМ
Расследования в сфере защиты конкуренции выявили ряд нарушений в Жамбылской области
Чемпионат мира по боксу: определен состав молодежной команды Казахстана
Задержан еще один подозреваемый по делу об убийстве Шерзата Болата
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
«Наш священный долг – сохранить память о героях войны для подрастающего поколения» – преподаватель
29 лет исполняется органам гражданской защиты Казахстана
Как безопасно перевозить детей транспортом, рассказали в Минпросвещения
Сахарный завод временно прекратил прием сырья в области Жетысу
День Республики – символ гордости и независимости
Уникальным ландшафтом Алматинской области восхитились зарубежные воздухоплаватели
Нарушения в сфере безопасности обнаружили в организациях образования ЗКО
Эксперты ООН предложили рекомендации по регулированию ИИ
Кто он, основатель Семипалатной крепости?
Аул Бозанбай, что в 65 километрах от Усть-Каменогорска, в октябре будет встречать гостей со всего мира
Ушел из жизни сын известного казахстанского композитора Армана Дуйсенова
Схрон оружия нашли по маршруту кортежа Токаева в Туркестанской области
В Атырау появится дендрологический парк
Предприятие оштрафовали на 2,9 млрд тенге в Актюбинской области
Молодая семейная пара педагогов из Алматы планирует переехать в сельскую местность
Ломать - не строить: водоканал в Шымкенте хотят вернуть государству
Стали известны все четвертьфиналисты ЧМ-2024 по футзалу
Ждут туристов в Атырау
В Жамбылской области поэтапно включают отопление
Запуск экспресс-маршрутов в Астане: названа цена проездных билетов
Русская девушка с казахским менталитетом
Аким Кызылординской области проверил готовность региона к отопительному сезону
Шымкент меняет трубы: десятки километров теплотрасс заменены в южном мегаполисе
«Барьеры мы создаем в своей голове» – параспортсмен
«В условиях дефицита электроэнергии невозможно наращивать экономическую мощь страны» – мажилисмен
Не столкнуться бы с тотальным дефицитом
Казахстан занял 74-е место в глобальном рейтинге по индексу знаний
Ставки по кредитам в Казахстане пошли вниз

Читайте также

В Нацгвардии наградили солдат, задержавших закладчиков
Министр обороны Казахстана посетил международную выставку S…
На страже тишины и спокойствия
Астана готовится к Nobel Fest & Teachers’ Summit 2024

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]