![](/media/news/2022/default.png)
Двухтомник издан по программе «Повышение конкурентоспособности сферы культуры и искусства, сохранение, изучение и популяризация казахстанского культурного наследия и повышение эффективности реализации архивного дела» Министерства культуры и спорта РК. Весомую лепту в общую палитру портрета живописи нашей страны внесли три союза художников – Казахстана, Астаны, Караганды и Национальный музей РК.
И весьма символично, что этот поистине энциклопедический труд, вышедший на казахском, русском и английском языках в издательстве «Золотая книга» под редакцией Вячеслава Титенева, стал «золотым» подарком не только для поклонников мастеров кисти, но и путеводителем в мир прекрасного для широкого круга читателей. А для юных дарований – это просто бесценный учебник.
В богато иллюстрированной книге наглядно разворачивается картина становления казахстанской школы живописи за годы независимости. А открывается повествование словами Главы государства: «Я всегда считал и считаю, что вопросы развития культуры и утверждения высокой духовности в нашем обществе так же важны, как и экономический рост или повышение благосостояния народа. Казахстанская культура должна стать патриотическим ядром всех граждан страны. Казахстанская культура должна стать неотъемлемой частью глобального культурного наследия».
Именно в этом контексте и воспринимается масштабное издание, рассказывающее о именитых художниках нашей страны. Причем о текстах надо сказать особо. Их авторы – гранды искусствоведения – Баян Барманкулова, Елена Дубовая, Райхан Ергалиева, Елизавета Ким, Ирина Юферова и другие пишут так, что получаешь двойное эстетическое наслаждение. И от иллюстраций, и от возвышенного слога.
Вот как, например, о Гульнар Суйнбаевой пишет Баян Барманкулова: «Суйнбаева обладает талантом откликаться цветом на зовы собственной души и находить чувствам адекватные композиционные решения».
О том, как художники откликаются своими произведениями не только на зов души, но и на вызовы времени, книга и рассказывает. Это синтез двух парадигм – Запада и Востока с акцентом на традиционные народные ценности. В их основе – сакские и тюркские представления о единстве мироздания, природы и человека, о гармонии духовного и материального начал. Их взаимовлиянии. Близость мировоззренческих установок и объединяет зачастую столь внешне не похожих художников. Объясняет их тематический выбор.
У картин Бакытнура Бурдесбекова, Адилгали Баяндина, Елены и Владимира Григорьян, Адилкайыра Жантасова, Елены Ралиной, Руслана Абдрафикова, Карлыгаш Кансеит, Куата Аскарова, Ахмета Ахата, Мажита Байтенова, Нэлли Бубэ, Балнур Асановой, Владимира Гвоздева (Шеге), Расильбека Естемесова, Георгия Макарова и их многочисленных коллег – разная стилистика и жанровое своеобразие. Общее – стремление философски осмыслить жизнь и показать ее глубинную суть, сакральный феномен бытия – драгоценный и неповторимо притягательный. В нем каждая частность красками воспевает красоту и щедрость окружающего мира.
Одни художники обращаются к мифу, который помогает понять настоящее и заглянуть в будущее. Других вдохновляют сюжеты античности и казахских сказаний. Интересно представлен и этномодерн, впитавший в себя особенности бытовой традиционной культуры. Импульсом для ностальгических работ стали личные воспоминания детства, рассказы старшего поколения. Орнаменты кошм, деревянной резьбы, вышивки, ювелирных украшений, петроглифы, роспись надгробий Мангышлака, отражая многовековые знания, читаются как послания из прошлого в будущее.
Стремясь показать изначальную красоту мира, художники уходят от стандартов. Преломляя мир через призму своего таланта, они создают портрет времени. Переводя видимые знаки и бытовые подробности в метафоры – представляют глубокие изобразительные тексты. Их работы немногословны и полисемантичны. И каждая, обращаясь к душе, призывает к совместному вчувствованию и размышлению. Приглашает подумать не только о судьбах мира, но и о собственной судьбе. Обращаясь к народным истокам, художники не намерены обособляться, они своим талантом утверждают культуру своего народа в семье мировых культур.
Они разные – художники Казахстана. Талантливые и удивительно многогранные. Так, например, Ляззат Шайкежанова, кроме живописи, занимается еще графикой, сопровождая ее стихами. Пишет сказки и притчи, создает серии фильмов в технике компьютерной анимации. А приверженец искусства Рафаэля и Рубенса, Альтдорфена, Иванова и Тюбке – Айбек Бегалин разработал графическую технику – «бегалиграфию» и теорию «паттернового структурурализма» – учения, объясняющего принципы формообразования в живописной композиции, которое позволяет выстраивать на плоскости картин ассоциативные образы реального и мыслимого многомерного пространства мира.
Да, книга о художниках, но написана она поэтично. И потому о каждом из представленных в книге живописцев хочется «говорить» стихами или ...музыкой.