Понятно, что спорт сейчас давно отошел от принципа состязательности в его чистом виде. Сейчас уровень государства определяется и его достижениями в развитии как физической культуры, так и (в особенности) результатами, показываемыми профессиональными спортсменами на мировых аренах под флагами своих государств. Брендами стран становятся выдающиеся спортсмены – в нашем случае можно говорить о феномене Геннадия Головкина, или, например, профессиональные клубы (опять же можно взять в пример нашу велокоманду «Астана») или даже целые лиги. В последнем случае можно привести в пример американские НБА, НХЛ, английскую и испанскую футбольные лиги.
Прошлогодний выстрел столичной футбольной «Астаны» в Лиге чемпионов – самого престижного клубного первенства планеты – в очередной раз подчеркнул, как нам нужны достижения на мировых аренах. Вместе с тем обнажилась и другая проблема. Несмотря на успех отечественных мастеров кожаного мяча (будем так их называть по старинке, хотя сейчас спортивные снаряды делаются из более высокотехнологичных материалов), он не повлиял на ситуацию в инфраструктурных изменениях в отечественном футболе.
Чтобы той же «Астане» продолжать выступать на таком уровне и не снижать планку требований, клубу теперь нужны не только сильные противники в национальном первенстве, но и еще чтобы они обладали соответствующей инфраструктурой. Сегодня своей базой в стране может похвастать лишь алматинский «Кайрат», а большинство дружин продолжают выступать на аренах (в том числе и запасных), которые вызывают горькую усмешку. Не отдав в свое время должного внимания стадионам, а лишь разбрасывая баснословные деньги на третьесортных легионеров, мы упустили много. Благо, кризис все расставил по своим местам. Наконец-то к клубным менеджерам пришло отрезвление, что прошлое – это был путь в никуда. Но ведь вместе с этим и не стало денег – сокращение финансирования идет по многим позициям, и, конечно же, это в первую очередь видно по профессиональному спорту. Какие же есть выходы?
Понятно, что ликвидность выставляемых уже даже на продажу клубов в наших условиях почти никакая. От государства денег ждать не приходится, отечественные меценаты в спорте не так многочисленны, да и вкусы у них могут лежать в иной плоскости. Одним из выходов может стать поиск внешних инвесторов. Причем не только для отдельных клубов в частности, но и в целом для лиг.
Совсем недавно весь мир взбудоражила информация о том, что китайская компания Ledman стала официальным спонсором второго дивизиона чемпионата Португалии. При этом представители Поднебесной озаботились не только о страновом имидже Китая, но и захотели повысить мастерство своих игроков – надеясь заставить все клубы данного чемпионата гарантированно заявлять в свои составы китайских футболистов. Такое спонсорское «предложение» не нашло горячего отклика в этой европейской стране, и потому азиатские меценаты были вынуждены отступить, но при этом остались титульными спонсорами лиги. Китайским инвесторам в этом случае нужна лишь была известность на европейском уровне. Но ведь с таким успехом эта же компания могла бы стать и титульным спонсором нашей лиги. Хотя менеджеры лиги об этом явно не задумывались. А стоило бы...
Мы, как и португальцы, входим в УЕФА. И при этом у нас есть большое преимущество на этом рынке – наши клубы постоянно участвуют в розыгрыше континентальных трофеев, в отличие от второго португальского дивизиона. И китайцам было бы выгоднее вкладываться в раскрутку клубов, которые фактически находятся у них под боком.
Если кто-то посчитает неудачным пример с китайскими компаниями (особенно с их завышенными требованиями), то мы бы вполне могли бы обратиться и на южно-корейский, и японский рынки. Ну и есть совсем фантастические спонсоры – это арабские государства. С последними наша страна исторически находится в очень хороших отношениях. Хватило бы одного шейха, который может вливать финансы на уровне таких клубов, как английский «Манчестер сити» или французский ПСЖ, чтобы поднять на совсем другой уровень то же казахстанское клубное первенство. Так, может, в условиях кризиса нам стоит задуматься об этом направлении?
У нас уже есть первая ласточка в виде одного из крупнейших банков страны, который купил название строящейся ледовой арены в Алматы к Универсиаде сроком на 5 лет.
Все колонки автора