Доказанная эффективность
В заседании приняли участие депутаты Парламента, председатели и члены советов общественного согласия Ассамблеи народа Казахстана, руководители центральных и местных государственных органов, председатели этнокультурных объединений.
Главным вопросом повестки дня стала деятельность советов общественного согласия АНК в регионах республики. Как подчеркнул заместитель Председателя ассамблеи – заведующий секретариатом АНК Администрации Президента РК Ералы Тугжанов, в реализации всех направлений Плана нации "100 конкретных шагов" вопросы общественного согласия являются стержневым элементом.
– Глава государства два года назад поставил перед ассамблеей задачу создания советов общественного согласия, – напомнил глава секретариата АНК. – В 2013 году было создано 14 70 советов, к 2015 году их число выросло до 1 722.
По его словам, действуют 10 советов на областном уровне, на городском – 77, районном – 147 и на сельском уровне – 1 377 организаций, а также 111 советов в коллективах крупных предприятий страны. За прошлый год советами проведено более 2 500 мероприятий, затрагивающих актуальные вопросы развития общества.
– Цифры говорят сами за себя. Советы общественного согласия фактически выступают в роли моста, обеспечивающего взаимодействие всех общественных институтов с государственными, в том числе местными исполнительными органами, – отметил Ералы Тугжанов.
Особо он отметил работу советов в регионах. Так, в Восточно-Казахстанской области при совете созданы и активно действуют пять экспертных рабочих групп по вопросам ЖКХ, экологии и здравоохранения, устойчивого развития региона, межэтнических отношений, молодежной политики. Решены вопросы бюджетного финансирования обеспечения населения лекарственными средствами на амбулаторном уровне. В больницах введены дополнительные телефоны для записи на прием, электронный реестр больных. Впервые в Казахстане создан центр экологической безопасности, разработаны программы по ликвидации радиоактивных пятен, на 46% снижены выбросы автотранспорта.
Советом общественного согласия Кызылординской области проведены мероприятия, посвященные соблюдению норм Закона "О языках" в лечебных учреждениях, по культуре обслуживания населения в общественном транспорте, инициирован проект по строительству комплекса иппотерапии для детей с ДЦП. В районах организовано движение по поддержке малообеспеченных семей, работа совета старейшин по предупреждению конфликтов среди молодежи этнических групп.
– Нам необходимо обобщить опыт работы советов общественного согласи во всех регионах Казахстана, отметить хорошие предложения и их практическую реализацию в тех или иных направлениях, – добавил Ералы Тугжанов.
Спикер акцентировал внимание на том, что основная задача советов общественного согласия – обеспечение интеграции усилий государства и общества по достижению стратегических целей. И в этом контексте советы берут на себя ряд функций в по исполнению поручений Главы государства и пяти институциональных реформ.
– Важное направление – интегрировать структуру гражданского общества в вопросах укрепления казахстанской идентичности, общественного согласия и общенационального единства, – отметил Ералы Тугжанов. – Советы могут также выступать универсальной диалоговой площадкой для обсуждения любых актуальных проблем населения, для выработки и принятия конструктивных решений, осуществлять открытое и гласное обсуждение наиболее значимых проблем, доведение общественного мнения до государственных органов.
Кроме того, советы могут обеспечивать взаимодействие институтов гражданского общества и власти в любых конфигурациях и форматах, осуществлять общественный контроль реализации местными государственными органами мероприятий по социально-экономическому развитию на местах, а также мониторинг проблем населения, инициировать и поддерживать общественно значимые проекты.
Говоря о дальнейшем укреплении советов общественного согласия, спикер перечислил предлагаемые меры. Так, в институциональной сфере предлагается принять типовое положение о советах общественное согласия на региональном уровне, в котором будут отражены задачи и функции советов, полномочия и основные направления деятельности. Вносится предложение о создании при АНК республиканской комиссии по координации деятельности советов общественного согласия для выработки единых подходов к деятельности на региональном уровне.
– В информационной сфере необходимо на базе интернет-портала АНК создать единый информационный ресурс советов общественного согласия РК, включая веб-страницы региональных подразделений, – добавил Ералы Тугжанов. – В методологической сфере в течение 2016 года необходимо организовать обучение членов советов общественного согласия социальным технологиям, методам работы в сфере общественного контроля, медиации в Академии государственного управления.
Новый формат работы
О создании правового поля для другой формы взаимодействия гражданского общества и госорганов, – общественных советов – рассказал на форуме депутат Мажилиса Парламента РК Серик Сейдуманов. Он сообщил, что профильный закон уже принят Парламентом и направлен на подпись Главе государства. Планируется, что общественные советы (ОС) будут создаваться во всех государственных органах, как на центральном, так и на региональном уровне, а также в органах местного самоуправления. Схема этих организаций была разработана частично на основе опыта работы советов общественного согласия Ассамблеи народа Казахстана.
– Проект закона "Об общественных советах" был разработан во исполнение 99-го шага Плана нации "100 конкретных шагов", – уточнил Серик Сейдуманов. – На необходимость усиления роли общественных советов Глава государства неоднократно обращал внимание. Когда началось рассмотрение законопроекта в рабочих группах при Национальной комиссии по модернизации в мае этого года, поступило предложение сделать советы общественного согласия под эгидой АНК основной формой, по которой можно было бы реализовать идею Президента. Мы рассмотрели и оценили важность работы, которая проводится этими советами.
Продумывая схему формирования и деятельности будущих ОС, рабочие группы изучали различные модели формирования общественных советов, учли предложения депутатов Парламента, маслихатов, акиматов, других государственных органов, общественных объединений. Рассматривался также и международный опыт.
– В мире существует много моделей общественных советов как консультативных механизмов между обществом и властью, – отметил депутат. – В демократических странах мнение общественности по тем или иным вопросам оказывает существенное влияние на процесс формирования государственной политики. В разных странах есть различные подходы к формированию ОС: избрание общественностью, назначение госорганами, уведомительный порядок получения членства. Широкое распространение получила смешанная форма, – в территориальные советы представители избираются, а в советы при госорганах – назначаются. Но всегда представительство общественности в ОС преобладает.
Еще один важный момент, который подчеркнул Серик Сейдуманов – несмотря на то, что решения общественных советов в разных странах имеют рекомендательный характер, они обязательны для рассмотрения госорганами, а ход реализации рекомендаций находится под контролем общественности.
– В итоге было решено создать в Казахстане новые многопрофильные общественные советы, в полной мере соответствующие реализации шага 99-го Плана нации «100 конкретных шагов», – подытожил мажилисмен.
Так, в 99-м шаге – "усиление роли общественных советов при государственных органах и акимах" речь идет об обсуждении ОС выполнения стратегических планов и программ развития территорий; бюджетов, отчетов, достижения целевых индикаторов, проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан; проектов программных документов. Также в Плане нации отмечается, что закрепление статуса и полномочий общественных советов законом повысит прозрачность принятия государственных решений.
– Рабочая группа определила следующие механизмы в отношении общественных советов: их основные функции должны реализовываться через представительство различных групп населения с целью оказания влияния общественности на процессы, указанные Президентом, – пояснил Серик Сейдуманов. – В соответствии с новым законопроектом, будут созданы полноценные ОС в регионах и госорганах. При этом важно подчеркнуть, что, согласно законопроекту, общественный совет будет консультативным, совещательным и наблюдательным органом. Ранее подобные советы всегда были только консультативно-совещательные. Теперь же они усиливаются наблюдательной функцией.
В итоге, согласно проекту закона, ОС будут образовываться общественными институтами, совместно с министерствами, центральными исполнительными органами, входящими в состав Правительства РК, органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту РК, за исключением специальных государственных органов. Также советы появятся при органах местного государственного управления по вопросам их компетенции и органах местного самоуправления в пределах соответствующей административно-территориальной единицы.
– Консультативно-совещательные органы при министерствах, образованные в ином порядке, чем предусмотрено этим законом, равно, как и некоммерческие организации, после вступления в действие закона не смогут носить названия "общественных советов", – подчеркнул депутат. – Это наименование будет закреплено только за теми советами, которые создаются в соответствии с законом. Все остальные структуры должны назваться иначе.
Он отметил, что основными принципами формирования и деятельности общественных советов являются автономность, самостоятельность, общественное начало. ОС создаются, как форма взаимодействия общества и власти, инструмент влияния общества на дела государства.
По его словам, в законопроекте прописана примерная универсальная структура формирования ОС. Возглавлять его будет авторитетный общественный деятель, не состоящий на госслужбе и работающий на общественных началах. Председатель избирается на заседании совета, имеет право участвовать на заседаниях акимата, маслихатов, коллегий государственных органов, с правом совещательного голоса. Секретарь ОС – совмещаемая должность. На республиканском уровне функции секретаря возлагаются на ответсекретаря или заместителя руководителя центрального госоргана. В регионах обязанности секретаря ОС могут быть возложены на работника аппарата акима или аппарата маслихата. Состав ОС формируется по квотному принципу, – не менее двух третей должны составлять представители общественности. Состав совета утверждается на сессии маслихата. В республиканских органах – приказом руководителя министерства.
Особое внимание при разработке модели общественных советов уделялось сфере общественного контроля. Поэтому список функций ОС, помимо указанных в шаге 99-м Плана нации, был дополнен еще рядом пунктов. В частности, в него включены общественный мониторинг, общественные слушания, общественная экспертиза и заслушивание отчетов о результатах работы государственных органов, направленных на выявление несоответствия деятельности госоргана требованиям законодательства и общественным интересам.
– Советы будут не только органом, повышающим прозрачность приятия государственных решений, но также и фактором развития гражданского общества и школой воспитания государственных служащих за счет постоянной коммуникации общества и власти, – резюмировал Серик Сейдуманов.
Также в ходе форума прошли презентации программы деятельности советов общественного согласия в регионах по различным направлениям.
По итогам мероприятия были разработаны меры, направленные на усиление роли советов общественного согласия на местах в соответствии с новыми утвержденными законодательными нормами. В завершение участниками форума было принято обращение к Главе государства.