Из инклюзивного класса – в МГУ? Жезказганская школа получила международную аккредитацию

3512
Юлия Пулина

Это стало возможным благодаря 20-летней практике работы с детьми с особыми образовательными потребнос­тями. Независимую общественно-профессиональную оценку качества предоставляемых образовательных услуг на основе собственных стандартов проводило казахстанское агентство ARQA. Опыт работы с особенными детьми сыграл важнейшую роль в процессе аккредитации.

фото Виктора Шавнева

В СОШ № 3 обучаются свыше тысячи учеников, 93 из них – с особыми образовательными потребностями, рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе, куратор инклюзивного образования Гульмира Камалова.

– Наша двуязычная школа является региональной стажерской площадкой, – сообщила она. – Это единственное образовательное учреждение в городе, где действуют специальные классы для детей с задержкой развития. В них могут обучаться не более 12 учеников одновре­менно. Помимо спецклассов, есть инклюзивные, где среди нормотипичных детей учатся ребята с особыми потребностями, не более двух в одном классе.

Для особенных детей – иной подход и индивидуальная программа обучения, которую преподаватели разрабатывают с учетом способностей ученика. В отличие от других школ города здесь работает целый штат подготовленных специалистов в сфере инклюзии: два логопеда, дефектолог, два психолога, учитель адаптивной физкультуры.

– Мы стремимся социализировать своих особенных учеников, ведь это помогает им обрести уверенность в себе, улучшить отметки, найти друзей, – говорит завуч. – Перевод детей с домашнего обучения в специальный или инклюзивный классы со временем дает положительную динамику, многих потом переводим в обычные классы.

Один из учеников инклюзивного класса до старшей школы обучался дома. В 10-м он начал посещать занятия. Сначала на 1–2 часа в день, потом присутствовал на всех уроках. Во-первых, он стал общительным, появились друзья среди одноклассников. Но главное – окончив школу, он поступил в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова! Парень теперь обучается на программиста.

Еще один выпускник СОШ № 3 также выбрал профессию программиста, но уже в Алматинском инклюзивном колледже. Из-за проблем со здоровьем в школе он обучался в специальном классе.

– Первое время даже к доске не выходил, все время плакал, – отмечает Гульмира Камалова. – За три года смог полностью освоиться в школе, а в 5-6-м классах он стал знаменитос­тью, вел фестиваль, участвовал в разных проектах.

В учебном заведении проводятся семинары, собрания с персоналом, учениками, родителями, где учат принимать особенных детей, понимать и поддерживать их. Толерантность – на первом месте. В прошлом году педагогический коллектив получил первый большой опыт в работе с аутистами. В школу поступили сразу 10 детей с диагностированным заболеванием.

– Первый инклюзивный класс у нас открылся в 2004 году, – вспоминает Гульмира Камалова. – А сегодня к нам уже прикреплены 9 «магнитных» русскоязычных школ, для коллективов которых мы проводим обучение.

За последние несколько лет в школе был проведен капитальный ремонт, здание полностью переоборудовали и усовершенствовали материально-техническое оснащение, установлен лифт для детей с ограниченными возможностями. Большая часть работ была завершена до аккредитации при спонсорской поддержке. Как правило, подготовка к такой оценке занимает около четырех лет, но в жезказганской школе смогли уложиться в полтора года.

Сертификат международного образца открывает новые возможности в сфере сотрудничест­ва с коллегами из-за рубежа. И это не только обмен опытом, но и обучение учащихся. В рамках разных проектов в школу приезжали специалисты из Франции, Канады, Великобритании и Швеции.

– Конечно же, учатся сегодня не только дети, но и учителя, многое меняется и очень быст­ро  – уверена Гульмира Камалова. – Это требование времени, тем более когда работа ведется с детьми с особыми образовательными потребностями.

Дети с сохранным интеллектом имеют равные возможности с нормотипичными учениками – они поступают в колледжи, университеты. С 8-го класса в школе начинаются занятия по профориентации. С Жезказганским горно-металлургическим колледжем, который также является инклюзивным, заключен меморандум о сотрудничестве. Выпускники с задержкой психического развития обучаются интересующим их профессиям – это повара, электрики, сварщики, электромеханики.

Коллектив школы по праву гордится своими проектами. Один из них – шахматная школа, которая была открыта более десяти лет назад по предложению учителя русского языка и литературы Любови Муренко, она же является сертифицированным тренером, аккредитованным Казахстанской федерацией шахмат. Шахматной азбуке детей обучают со второго класса. Продолжать ли обучение уже на стратегическом уровне решают сами школьники.

– Сейчас к выезду на респуб­ликанские соревнования в Кокшетау и Шымкенте готовятся младшая и старшая группы, – рассказала Любовь Муренко. – У некоторых ребят я уже вижу задатки тренеров. Старшекласс­ники часто выступают полевыми судьями на соревнованиях областного и городского уровней, организованных филиалом Федерации шахмат по области Улытау.

К слову, несколько лет назад школа приняла участие и победила в большом конкурсе «Внед­рение шахмат в школах Казах­стана»­ и получила оборудование, инвентарь для обучения.

Еще одно направление – школьное волонтерство. Несколько лет назад в рамках работы с одаренными детьми была создана волонтерская группа из учащихся, девиз которой «Успешен сам – нау­чи другого». Стать волонтером могут только старшеклассники, которые учатся на «отлично». За каждым закреплен один класс – со 2-го по 8-й.

Задача волонтера – помогать классному руководителю в организации учебного процесса, готовиться к классным часам и школьным мероприятиям. Они же проводят интеллектуальный марафон среди подопечных, чтобы по итогам года выявить лучшего ученика класса. Это своего рода игра, но она очень популярна в школе. Волонтерам поручают также подтянуть отстающих учеников по тому или иному предмету.

Возвращаясь к преимуществам аккредитации, педагоги рассказали о том, что они могут сотрудничать с любой школой или вузом мира. Сейчас меморандумы заключены с российскими университетами. В перспективе рассматривается партнерство с коллегами из стран Европы, которые также работают в сфере инклюзивного образования. В планах учителей – взять лучшие идеи и действующие проекты, чтобы усовершенствовать процесс обучения и создать все условия для комфортного обучения детей.

Популярное

Все
Ирригационные системы области Абай восстановят полностью до 2028 года
С начала года на производстве погибло 40 человек в Казахстане
Казахстанские школьники отличились на чемпионате школьной инженерии в Хьюстоне
Токаев освободил от должности посла в Монголии
Президент назначил новых послов в Монголии, Дании и Шри-Ланке
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Незнание законов не освобождает от... профессии
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Взорвавшая мировые чарты башкирская группа Ay Yola удостоена почетных званий
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Астана становится центром ивент-туризма
Говорят правнуки солдат Победы
Нет дружбы крепче фронтовой
В Астане открылась выставка «Художник своего времени»
Рекордные заморозки зафиксировали в Турции
Как убивали Шерзата Болата
В ВКО из-за дефицита сырья под вопросом оказалась реализация важных инвестпроектов
Более тысячи вывесок демонтировали в Астане
Автомобилисты жалуются на километровые пробки в Алматинской области
Любовь сильнее времени: история Козы Корпеша и Баян Сулу
Планами по развитию казахстанского спорта поделились в министерстве
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике

Читайте также

С начала года на производстве погибло 40 человек в Казахста…
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безоп…
В ВКО прошла конная выставка «Шығыс арғымағы»
Сим-карта для защиты детей от негативного контента станет д…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]