Из инклюзивного класса – в МГУ? Жезказганская школа получила международную аккредитацию

4032
Юлия Пулина

Это стало возможным благодаря 20-летней практике работы с детьми с особыми образовательными потребнос­тями. Независимую общественно-профессиональную оценку качества предоставляемых образовательных услуг на основе собственных стандартов проводило казахстанское агентство ARQA. Опыт работы с особенными детьми сыграл важнейшую роль в процессе аккредитации.

фото Виктора Шавнева

В СОШ № 3 обучаются свыше тысячи учеников, 93 из них – с особыми образовательными потребностями, рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе, куратор инклюзивного образования Гульмира Камалова.

– Наша двуязычная школа является региональной стажерской площадкой, – сообщила она. – Это единственное образовательное учреждение в городе, где действуют специальные классы для детей с задержкой развития. В них могут обучаться не более 12 учеников одновре­менно. Помимо спецклассов, есть инклюзивные, где среди нормотипичных детей учатся ребята с особыми потребностями, не более двух в одном классе.

Для особенных детей – иной подход и индивидуальная программа обучения, которую преподаватели разрабатывают с учетом способностей ученика. В отличие от других школ города здесь работает целый штат подготовленных специалистов в сфере инклюзии: два логопеда, дефектолог, два психолога, учитель адаптивной физкультуры.

– Мы стремимся социализировать своих особенных учеников, ведь это помогает им обрести уверенность в себе, улучшить отметки, найти друзей, – говорит завуч. – Перевод детей с домашнего обучения в специальный или инклюзивный классы со временем дает положительную динамику, многих потом переводим в обычные классы.

Один из учеников инклюзивного класса до старшей школы обучался дома. В 10-м он начал посещать занятия. Сначала на 1–2 часа в день, потом присутствовал на всех уроках. Во-первых, он стал общительным, появились друзья среди одноклассников. Но главное – окончив школу, он поступил в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова! Парень теперь обучается на программиста.

Еще один выпускник СОШ № 3 также выбрал профессию программиста, но уже в Алматинском инклюзивном колледже. Из-за проблем со здоровьем в школе он обучался в специальном классе.

– Первое время даже к доске не выходил, все время плакал, – отмечает Гульмира Камалова. – За три года смог полностью освоиться в школе, а в 5-6-м классах он стал знаменитос­тью, вел фестиваль, участвовал в разных проектах.

В учебном заведении проводятся семинары, собрания с персоналом, учениками, родителями, где учат принимать особенных детей, понимать и поддерживать их. Толерантность – на первом месте. В прошлом году педагогический коллектив получил первый большой опыт в работе с аутистами. В школу поступили сразу 10 детей с диагностированным заболеванием.

– Первый инклюзивный класс у нас открылся в 2004 году, – вспоминает Гульмира Камалова. – А сегодня к нам уже прикреплены 9 «магнитных» русскоязычных школ, для коллективов которых мы проводим обучение.

За последние несколько лет в школе был проведен капитальный ремонт, здание полностью переоборудовали и усовершенствовали материально-техническое оснащение, установлен лифт для детей с ограниченными возможностями. Большая часть работ была завершена до аккредитации при спонсорской поддержке. Как правило, подготовка к такой оценке занимает около четырех лет, но в жезказганской школе смогли уложиться в полтора года.

Сертификат международного образца открывает новые возможности в сфере сотрудничест­ва с коллегами из-за рубежа. И это не только обмен опытом, но и обучение учащихся. В рамках разных проектов в школу приезжали специалисты из Франции, Канады, Великобритании и Швеции.

– Конечно же, учатся сегодня не только дети, но и учителя, многое меняется и очень быст­ро  – уверена Гульмира Камалова. – Это требование времени, тем более когда работа ведется с детьми с особыми образовательными потребностями.

Дети с сохранным интеллектом имеют равные возможности с нормотипичными учениками – они поступают в колледжи, университеты. С 8-го класса в школе начинаются занятия по профориентации. С Жезказганским горно-металлургическим колледжем, который также является инклюзивным, заключен меморандум о сотрудничестве. Выпускники с задержкой психического развития обучаются интересующим их профессиям – это повара, электрики, сварщики, электромеханики.

Коллектив школы по праву гордится своими проектами. Один из них – шахматная школа, которая была открыта более десяти лет назад по предложению учителя русского языка и литературы Любови Муренко, она же является сертифицированным тренером, аккредитованным Казахстанской федерацией шахмат. Шахматной азбуке детей обучают со второго класса. Продолжать ли обучение уже на стратегическом уровне решают сами школьники.

– Сейчас к выезду на респуб­ликанские соревнования в Кокшетау и Шымкенте готовятся младшая и старшая группы, – рассказала Любовь Муренко. – У некоторых ребят я уже вижу задатки тренеров. Старшекласс­ники часто выступают полевыми судьями на соревнованиях областного и городского уровней, организованных филиалом Федерации шахмат по области Улытау.

К слову, несколько лет назад школа приняла участие и победила в большом конкурсе «Внед­рение шахмат в школах Казах­стана»­ и получила оборудование, инвентарь для обучения.

Еще одно направление – школьное волонтерство. Несколько лет назад в рамках работы с одаренными детьми была создана волонтерская группа из учащихся, девиз которой «Успешен сам – нау­чи другого». Стать волонтером могут только старшеклассники, которые учатся на «отлично». За каждым закреплен один класс – со 2-го по 8-й.

Задача волонтера – помогать классному руководителю в организации учебного процесса, готовиться к классным часам и школьным мероприятиям. Они же проводят интеллектуальный марафон среди подопечных, чтобы по итогам года выявить лучшего ученика класса. Это своего рода игра, но она очень популярна в школе. Волонтерам поручают также подтянуть отстающих учеников по тому или иному предмету.

Возвращаясь к преимуществам аккредитации, педагоги рассказали о том, что они могут сотрудничать с любой школой или вузом мира. Сейчас меморандумы заключены с российскими университетами. В перспективе рассматривается партнерство с коллегами из стран Европы, которые также работают в сфере инклюзивного образования. В планах учителей – взять лучшие идеи и действующие проекты, чтобы усовершенствовать процесс обучения и создать все условия для комфортного обучения детей.

Популярное

Все
Каждому школьнику – безграничные возможности
Событие особой значимости
Музыка, объединившая народы
Как ИИ помогает педагогам
Господдержка помогла фермерам
Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана
Мастер-класс мирового уровня
Цифровизация становится новой национальной идеей
На кортах Китая и США
Уроки большого спорта
Энергетический переход – не самоцель, а инструмент
Первый звонок прозвучал не везде
«Барыс» побеждает на старте сезона
Бронзовый прыжок
Внимание каждому региону
Наращивая промышленную мощь
Техническое обновление – не только вызов, но и новые возможности
Шестью победами завершил Казахстан пятый день чемпионата мира по боксу
Созидательный потенциал духовной дипломатии
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
35 школ Атырауской области остались без директоров
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Смена графика работы в Астане: что изменится
Съемки международного музыкального проекта Димаша стартуют в Казахстане
Токаев и Сюэсян открыли в онлайн-режиме новый завод в Жамбылской области
Фильм Qaitadan стартует в казахстанском кинопрокате
Какой будет погода в сентябре для казахстанцев
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Сабина Алтынбекова будет играть за казахстанский клуб
Астана принимает VI Континентальный форум спортсменов ОСА
Токаев выступил на заседании казахско-китайского Делового совета в Пекине
Тяньцзинь – Пекин: как визит Токаева усилил позиции Казахстана в Евразии
В Пекине началось 8-е заседание казахско-китайского Делового совета
Род-Айленд ввел «налог на Тейлор Свифт»
Комплексность и стратегический взгляд: чем отличалась позиция Токаева на саммите ШОС в Китае
Шестилетнего мальчика с ножом сняли на видео в Астане
Перспективы развития сотрудничества обсудил Токаев с президентом АБИИ
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
День строителя
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
День спорта отметят в Казахстане
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Сегодня – День спорта

Читайте также

Президент назвал неприятными скандалы и драки женщин
Форум молодых религиозных лидеров: преемственность диалога …
В Минтруда рассказали об услугах инватакси через агрегаторы
Вторую жизнь получил простаивавший Дом культуры в области Ж…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]