Из инклюзивного класса – в МГУ? Жезказганская школа получила международную аккредитацию

2849
Юлия Пулина

Это стало возможным благодаря 20-летней практике работы с детьми с особыми образовательными потребнос­тями. Независимую общественно-профессиональную оценку качества предоставляемых образовательных услуг на основе собственных стандартов проводило казахстанское агентство ARQA. Опыт работы с особенными детьми сыграл важнейшую роль в процессе аккредитации.

фото Виктора Шавнева

В СОШ № 3 обучаются свыше тысячи учеников, 93 из них – с особыми образовательными потребностями, рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе, куратор инклюзивного образования Гульмира Камалова.

– Наша двуязычная школа является региональной стажерской площадкой, – сообщила она. – Это единственное образовательное учреждение в городе, где действуют специальные классы для детей с задержкой развития. В них могут обучаться не более 12 учеников одновре­менно. Помимо спецклассов, есть инклюзивные, где среди нормотипичных детей учатся ребята с особыми потребностями, не более двух в одном классе.

Для особенных детей – иной подход и индивидуальная программа обучения, которую преподаватели разрабатывают с учетом способностей ученика. В отличие от других школ города здесь работает целый штат подготовленных специалистов в сфере инклюзии: два логопеда, дефектолог, два психолога, учитель адаптивной физкультуры.

– Мы стремимся социализировать своих особенных учеников, ведь это помогает им обрести уверенность в себе, улучшить отметки, найти друзей, – говорит завуч. – Перевод детей с домашнего обучения в специальный или инклюзивный классы со временем дает положительную динамику, многих потом переводим в обычные классы.

Один из учеников инклюзивного класса до старшей школы обучался дома. В 10-м он начал посещать занятия. Сначала на 1–2 часа в день, потом присутствовал на всех уроках. Во-первых, он стал общительным, появились друзья среди одноклассников. Но главное – окончив школу, он поступил в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова! Парень теперь обучается на программиста.

Еще один выпускник СОШ № 3 также выбрал профессию программиста, но уже в Алматинском инклюзивном колледже. Из-за проблем со здоровьем в школе он обучался в специальном классе.

– Первое время даже к доске не выходил, все время плакал, – отмечает Гульмира Камалова. – За три года смог полностью освоиться в школе, а в 5-6-м классах он стал знаменитос­тью, вел фестиваль, участвовал в разных проектах.

В учебном заведении проводятся семинары, собрания с персоналом, учениками, родителями, где учат принимать особенных детей, понимать и поддерживать их. Толерантность – на первом месте. В прошлом году педагогический коллектив получил первый большой опыт в работе с аутистами. В школу поступили сразу 10 детей с диагностированным заболеванием.

– Первый инклюзивный класс у нас открылся в 2004 году, – вспоминает Гульмира Камалова. – А сегодня к нам уже прикреплены 9 «магнитных» русскоязычных школ, для коллективов которых мы проводим обучение.

За последние несколько лет в школе был проведен капитальный ремонт, здание полностью переоборудовали и усовершенствовали материально-техническое оснащение, установлен лифт для детей с ограниченными возможностями. Большая часть работ была завершена до аккредитации при спонсорской поддержке. Как правило, подготовка к такой оценке занимает около четырех лет, но в жезказганской школе смогли уложиться в полтора года.

Сертификат международного образца открывает новые возможности в сфере сотрудничест­ва с коллегами из-за рубежа. И это не только обмен опытом, но и обучение учащихся. В рамках разных проектов в школу приезжали специалисты из Франции, Канады, Великобритании и Швеции.

– Конечно же, учатся сегодня не только дети, но и учителя, многое меняется и очень быст­ро  – уверена Гульмира Камалова. – Это требование времени, тем более когда работа ведется с детьми с особыми образовательными потребностями.

Дети с сохранным интеллектом имеют равные возможности с нормотипичными учениками – они поступают в колледжи, университеты. С 8-го класса в школе начинаются занятия по профориентации. С Жезказганским горно-металлургическим колледжем, который также является инклюзивным, заключен меморандум о сотрудничестве. Выпускники с задержкой психического развития обучаются интересующим их профессиям – это повара, электрики, сварщики, электромеханики.

Коллектив школы по праву гордится своими проектами. Один из них – шахматная школа, которая была открыта более десяти лет назад по предложению учителя русского языка и литературы Любови Муренко, она же является сертифицированным тренером, аккредитованным Казахстанской федерацией шахмат. Шахматной азбуке детей обучают со второго класса. Продолжать ли обучение уже на стратегическом уровне решают сами школьники.

– Сейчас к выезду на респуб­ликанские соревнования в Кокшетау и Шымкенте готовятся младшая и старшая группы, – рассказала Любовь Муренко. – У некоторых ребят я уже вижу задатки тренеров. Старшекласс­ники часто выступают полевыми судьями на соревнованиях областного и городского уровней, организованных филиалом Федерации шахмат по области Улытау.

К слову, несколько лет назад школа приняла участие и победила в большом конкурсе «Внед­рение шахмат в школах Казах­стана»­ и получила оборудование, инвентарь для обучения.

Еще одно направление – школьное волонтерство. Несколько лет назад в рамках работы с одаренными детьми была создана волонтерская группа из учащихся, девиз которой «Успешен сам – нау­чи другого». Стать волонтером могут только старшеклассники, которые учатся на «отлично». За каждым закреплен один класс – со 2-го по 8-й.

Задача волонтера – помогать классному руководителю в организации учебного процесса, готовиться к классным часам и школьным мероприятиям. Они же проводят интеллектуальный марафон среди подопечных, чтобы по итогам года выявить лучшего ученика класса. Это своего рода игра, но она очень популярна в школе. Волонтерам поручают также подтянуть отстающих учеников по тому или иному предмету.

Возвращаясь к преимуществам аккредитации, педагоги рассказали о том, что они могут сотрудничать с любой школой или вузом мира. Сейчас меморандумы заключены с российскими университетами. В перспективе рассматривается партнерство с коллегами из стран Европы, которые также работают в сфере инклюзивного образования. В планах учителей – взять лучшие идеи и действующие проекты, чтобы усовершенствовать процесс обучения и создать все условия для комфортного обучения детей.

Популярное

Все
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
Завершился 22-й раунд переговоров по Сирии
Ни закупочных цен, ни субсидий
Легенда купеческой эпохи оживает в Петропавловске
Увеличить объем подачи питьевой воды в Актау обещают до конца ноября
Будущее детей родители связывают с новой школой
Дорогу и возможности – молодым
В Алматы прошел творческий вечер поэтессы и певицы Аксункар Акынбаба
Инновации и инклюзивность
Пришел в кино, а там...
«Казаханимация» запустила серию международных мастер-классов
В Петропавловске состоялась международная выставка голубей
Доля шутки
Сделать ход конем
Музыкальная машина времени
Урок мужества провели в Нацгвардии
Молодое пополнение принимает присягу
Точки духовного притяжения
Ироническая сказка для взрослых
Музейный уголок
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Больничный теперь не подделаешь
До золота рукой подать
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Нацбанк сообщил о переходе на международный стандарт ISO 20022
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Кто и как охотится за нашими детьми?
Димаш Кудайберген выступил в Елисейском дворце
Движение ограничили на трассе в Карагандинской области
Осмысливая «Средний коридор»
Казахстанский борец возглавил мировой рейтинг UWW
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Строительство завода будет возобновлено
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
Макпал Жунусова пожаловалась на FlyArystan
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Реконструкция близится к завершению
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань
Редкие породы собак представили на международной выставке «Созвездии псовых» в Алматы
Шатры и юрты Великой степи
В Алматы будут выпускать лекарство от рака молочной железы

Читайте также

«Самрук» гордится даже этим, но это же нонсенс» – омбудсмен…
Дорогу и возможности – молодым
Обучающий тренинг по гендерной экспертизе законодательства …
Сколько безработных в Казахстане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]