Из инклюзивного класса – в МГУ? Жезказганская школа получила международную аккредитацию

3276
Юлия Пулина

Это стало возможным благодаря 20-летней практике работы с детьми с особыми образовательными потребнос­тями. Независимую общественно-профессиональную оценку качества предоставляемых образовательных услуг на основе собственных стандартов проводило казахстанское агентство ARQA. Опыт работы с особенными детьми сыграл важнейшую роль в процессе аккредитации.

фото Виктора Шавнева

В СОШ № 3 обучаются свыше тысячи учеников, 93 из них – с особыми образовательными потребностями, рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе, куратор инклюзивного образования Гульмира Камалова.

– Наша двуязычная школа является региональной стажерской площадкой, – сообщила она. – Это единственное образовательное учреждение в городе, где действуют специальные классы для детей с задержкой развития. В них могут обучаться не более 12 учеников одновре­менно. Помимо спецклассов, есть инклюзивные, где среди нормотипичных детей учатся ребята с особыми потребностями, не более двух в одном классе.

Для особенных детей – иной подход и индивидуальная программа обучения, которую преподаватели разрабатывают с учетом способностей ученика. В отличие от других школ города здесь работает целый штат подготовленных специалистов в сфере инклюзии: два логопеда, дефектолог, два психолога, учитель адаптивной физкультуры.

– Мы стремимся социализировать своих особенных учеников, ведь это помогает им обрести уверенность в себе, улучшить отметки, найти друзей, – говорит завуч. – Перевод детей с домашнего обучения в специальный или инклюзивный классы со временем дает положительную динамику, многих потом переводим в обычные классы.

Один из учеников инклюзивного класса до старшей школы обучался дома. В 10-м он начал посещать занятия. Сначала на 1–2 часа в день, потом присутствовал на всех уроках. Во-первых, он стал общительным, появились друзья среди одноклассников. Но главное – окончив школу, он поступил в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова! Парень теперь обучается на программиста.

Еще один выпускник СОШ № 3 также выбрал профессию программиста, но уже в Алматинском инклюзивном колледже. Из-за проблем со здоровьем в школе он обучался в специальном классе.

– Первое время даже к доске не выходил, все время плакал, – отмечает Гульмира Камалова. – За три года смог полностью освоиться в школе, а в 5-6-м классах он стал знаменитос­тью, вел фестиваль, участвовал в разных проектах.

В учебном заведении проводятся семинары, собрания с персоналом, учениками, родителями, где учат принимать особенных детей, понимать и поддерживать их. Толерантность – на первом месте. В прошлом году педагогический коллектив получил первый большой опыт в работе с аутистами. В школу поступили сразу 10 детей с диагностированным заболеванием.

– Первый инклюзивный класс у нас открылся в 2004 году, – вспоминает Гульмира Камалова. – А сегодня к нам уже прикреплены 9 «магнитных» русскоязычных школ, для коллективов которых мы проводим обучение.

За последние несколько лет в школе был проведен капитальный ремонт, здание полностью переоборудовали и усовершенствовали материально-техническое оснащение, установлен лифт для детей с ограниченными возможностями. Большая часть работ была завершена до аккредитации при спонсорской поддержке. Как правило, подготовка к такой оценке занимает около четырех лет, но в жезказганской школе смогли уложиться в полтора года.

Сертификат международного образца открывает новые возможности в сфере сотрудничест­ва с коллегами из-за рубежа. И это не только обмен опытом, но и обучение учащихся. В рамках разных проектов в школу приезжали специалисты из Франции, Канады, Великобритании и Швеции.

– Конечно же, учатся сегодня не только дети, но и учителя, многое меняется и очень быст­ро  – уверена Гульмира Камалова. – Это требование времени, тем более когда работа ведется с детьми с особыми образовательными потребностями.

Дети с сохранным интеллектом имеют равные возможности с нормотипичными учениками – они поступают в колледжи, университеты. С 8-го класса в школе начинаются занятия по профориентации. С Жезказганским горно-металлургическим колледжем, который также является инклюзивным, заключен меморандум о сотрудничестве. Выпускники с задержкой психического развития обучаются интересующим их профессиям – это повара, электрики, сварщики, электромеханики.

Коллектив школы по праву гордится своими проектами. Один из них – шахматная школа, которая была открыта более десяти лет назад по предложению учителя русского языка и литературы Любови Муренко, она же является сертифицированным тренером, аккредитованным Казахстанской федерацией шахмат. Шахматной азбуке детей обучают со второго класса. Продолжать ли обучение уже на стратегическом уровне решают сами школьники.

– Сейчас к выезду на респуб­ликанские соревнования в Кокшетау и Шымкенте готовятся младшая и старшая группы, – рассказала Любовь Муренко. – У некоторых ребят я уже вижу задатки тренеров. Старшекласс­ники часто выступают полевыми судьями на соревнованиях областного и городского уровней, организованных филиалом Федерации шахмат по области Улытау.

К слову, несколько лет назад школа приняла участие и победила в большом конкурсе «Внед­рение шахмат в школах Казах­стана»­ и получила оборудование, инвентарь для обучения.

Еще одно направление – школьное волонтерство. Несколько лет назад в рамках работы с одаренными детьми была создана волонтерская группа из учащихся, девиз которой «Успешен сам – нау­чи другого». Стать волонтером могут только старшеклассники, которые учатся на «отлично». За каждым закреплен один класс – со 2-го по 8-й.

Задача волонтера – помогать классному руководителю в организации учебного процесса, готовиться к классным часам и школьным мероприятиям. Они же проводят интеллектуальный марафон среди подопечных, чтобы по итогам года выявить лучшего ученика класса. Это своего рода игра, но она очень популярна в школе. Волонтерам поручают также подтянуть отстающих учеников по тому или иному предмету.

Возвращаясь к преимуществам аккредитации, педагоги рассказали о том, что они могут сотрудничать с любой школой или вузом мира. Сейчас меморандумы заключены с российскими университетами. В перспективе рассматривается партнерство с коллегами из стран Европы, которые также работают в сфере инклюзивного образования. В планах учителей – взять лучшие идеи и действующие проекты, чтобы усовершенствовать процесс обучения и создать все условия для комфортного обучения детей.

Популярное

Все
Сносить нельзя оставить
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Разрабатывается проект генплана Туркестана
Фронтовик дал бата гвардейцам
Когда отходы превращаются в доходы
Создать устойчивую экосистему
Как укрощается сталь
Основа стабильного будущего
От сердца к сердцу
А за весною спешит лето...
Моя профессия – мое будущее
Браконьеры наносят огромный ущерб
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Односменка стала реальностью
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

«Рахмет, Казахстан!»: гражданин Армении смог вернуться на р…
Проект «Марафон добрых дел» возобновляется в Казахстане
От сердца к сердцу
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]