В нынешнем году Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции впервые представило на рассмотрение Главы государства Национальный доклад о состоянии государственной службы. Документ, получивший одобрение Президента, отражает основные этапы развития госслужбы за годы независимости, ее текущее состояние и предложения по дальнейшему совершенствованию.
Об основных моментах содержания Национального доклада на брифинге в СЦК рассказала заместитель председателя АДГСПК Айгуль Шаимова.
– Значимую роль в становлении системы государственной службы и в целом госаппарата сыграл второй этап реформ, в ходе которого было создано наше агентство. На это же время пришлось принятие Закона «О государственной службе». Сейчас в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» проводится ключевой этап реформ в этой сфере, – отметила Айгуль Шаимова.
Благодаря проделанной за этот период работе удалось повысить качество предоставления государственных услуг, уровень ответственности служащих и снизить количество этических правонарушений (на 43% с 2015 года). Казахстанской госслужбе удалось избежать старения и гендерного дисбаланса – средний возраст сотрудников составляет 39 лет, и женщины занимают 55% постов на госслужбе. На центральном уровне высшее образование имеют 100% работников, более 4 тыс. служащих владеют иностранными языками, создана эффективная система повышения квалификации. Обеспечена стабильность госаппарата и реальные возможности для карьерного роста.
– Сейчас более 77% респондентов в целом верят в принцип меритократии при принятии кадровых решений. Если сравнить, то в 2001 году, когда проводились подобные исследования, только 39% респондентов считали, что кадровые решения в Казахстане принимаются справедливо, – отметила Айгуль Шаимова. – В целом благодаря политике Главы государства за короткий промежуток времени мы прошли большой путь и сформировали профессиональный госаппарат.
Зампред агентства подчеркнула, что работа будет продолжаться с учетом передового международного опыта. Так, агентство планирует изменить организационную культуру на госслужбе, отойти от практики контроля над процессом к оценке конечного результата. Будет снижено количество поручений, отчетов, внеплановых совещаний, сокращены сроки ожидания подписания писем и согласования документов. Важным инструментом станет внедрение смарт-технологий, которые позволят управлять документооборотом и анализировать большой объем информации посредством электронных девайсов – компьютеров, планшетов.
– Мы предлагаем проработать централизацию сбора и обработки статистических сведений на базе уполномоченного органа. На сегодня ситуация такова, что каждый орган по своей линии собирает несколько видов отчетностей, которые зачастую дублируют друг друга. Централизация этих вопросов позволит нам избавиться от лишней отчетности. Масштабная автоматизация бизнес-процессов и интеграция информационных систем обеспечат автономность и компактность госаппарата, – отметила Айгуль Шаимова.
Агентство продолжит работу по повышению конкурентоспособности госслужащих путем обучения их информационным технологиям, языкам, новым знаниям и компетенциям. В том числе стоит задача по развитию у них лидерства и гибких навыков. По словам Айгуль Шаимовой, будут приняты меры для устранения дисбаланса в распределении штатной численности госслужащих в регионах.
Важный вопрос – стимулирование служащих к повышению эффективности за счет пересмотра системы оплаты труда. С начала года новые подходы в этой области тестируются в пилотном режиме, а для проецирования этой системы в масштабе страны проводится большая аналитическая работа по вопросу оптимизации подведомственных организаций госорганов. Кроме того, как рассказала зампред АДГСПК, в данный момент большая работа в сфере госслужбы ведется в контексте целей и задач программы «Рухани жаңғыру».