
О том, как она выполняется, рассказывает ректор вуза Раушан Габдуалиева.
– Раушан Смадиновна, как бы вы охарактеризовали главные приоритеты образовательного процесса?
– Сегодня в условиях жесткой рыночной конкуренции необходимы квалифицированные кадры новой формации, обладающие не только качественными знаниями и навыками, но и сознающие необходимость постоянно самосовершенствоваться. В стратегическом плане ЗКИТУ,рассчитанном на 2016–2020 годы, отражены государственные приоритеты в области образования и науки, нацеленные на формирование интеллектуальной нации и инновационной модели отечественной науки. Об этом не единожды говорил в своих выступлениях Президент Нурсултан Назарбаев. Стратегия – это пошаговый план достижения намеченной цели. Наш университет – это многопрофильный образовательный комплекс, в состав которого входят четыре факультета, готовящих специалистов по более чем 40 образовательным программам инженерного, гуманитарного, экономического и педагогического направлений и 7 специальностям магистратуры.
– Список солидный. Насколько он соответствует спросу на рынке труда?
– Профессиональная компетентность будущих специалистов соотносится с квалификационными требованиями Государственного обязательного стандарта образования РК. К тому же создан и апробирован механизм привлечения работодателей к разработке образовательных программ. Для этого проводится анкетирование, анализируются их отзывы и мнения на заседаниях «круглых столов», совещаниях и конференциях. Это дает возможность четко понимать, какие именно качества наиболее востребованы, и формировать их у студентов..
В соответствии с этими требованиями совершенствуем методики преподавания, повышаем эффективность учебного процесса за счет внедрения информационных технологий. В университете также внедрена программа полиязычия. Для проведения лекций и занятий, а также мастер-классов, семинаров и конференций широко привлекаются зарубежные преподаватели. Занятия ведутся на трех языках – казахском, русском и английском. Только в 2015–2016 годах наш университет посетили 20 ученых из России, Германии и Австрии.
– Прокомментируйте формулировку «инновационно-технологический» в названии вашего университета.
– Мы готовим кадры, способные применять инновационные технологии и новаторски мыслить. Для чего в учебном процессе применяется инновационный подход. Мы стремимся создать треугольник, который я бы назвала «инновации – образование – наука». Такая интеграция обеспечивает повышение научного потенциала. У нас профессорско-преподавательский состав представлен докторами и кандидатами наук, профессорами и доцентами. Тем не менее постоянное внимание уделяется подготовке научных кадров. Преподаватели обучаются в докторантуре PhD казахстанского вуза и в аспирантуре российских вузов. В рамках грантового финансирования выполняются научно-исследовательские работы по рациональному использованию природных ресурсов, переработке сырья и продукции. Более 20 НИР проводятся по заказам предприятий и организаций.
Новации, представленные в научных статьях, монографиях, учебниках и международных базах данных, широко внедряются в учебный процесс. Можно говорить о том, что в университете формируется научная школа ведущих ученых, к которой проявляют интерес казахстанские и зарубежные коллеги. К примеру, весной нынешнего года совместно с областной АНК мы провели научно-практическую конференцию, посвященную 25-летию Независимости РК, «Казахстанцы – нация единого будущего». В ней приняли участие ученые 12 казахстанских, 16 российских вузов, а также делегации из дальнего зарубежья. К слову, сотрудничество с зарубежными вузами мы считаем одним из основных приоритетов. Партнерские отношения поддерживаются с более чем 30 институтами и университетами. Заключенные с ними договоры предусматривают повышение квалификации и стажировки, совместные исследования, защиту диссертаций и академический обмен учащимися.
– А насколько активно студенты участвуют в научно-исследовательских проектах?
– Это важная составляющая научно-инновационного и учебно-воспитательного процессов. Таким образом реализуется принцип «обучение через науку». Достаточно сказать, что наши студенты – победители республиканского конкурса НИРС, организованного МОН РК, конкурса инновационных проектов среди молодежи «Мы – энергия будущего», «Иннова-2016», «Жас ғалым», Atameken Startup, международного конкурса IT-работ и многих других. Что тоже стало весомым доказательством интеграции вуза в общее образовательное пространство.
– Какие требования вы предъявляете к себе и к своим коллегам?
– Они общеизвестны и необходимы для всех преподавателей высшей школы. Это владение несколькими языками, способность инновационно мыслить, применять в сфере образовательных услуг креативные подходы и передовые технологии обучения. Только так можно готовить кадры для «умной» экономики.