Как IT-технологии отразились на уровне жизни граждан

2358
Асель Муканова
редактор отдела информации и права

О полезных информационных инструментах мы беседуем с председателем Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, государственным советником юстиции 3-го класса Сабитом Нурлыбаем

коллаж Павла Цедилина

– Сабит Нурлыбаевич, давайте поговорим о Вашей работе в контексте не только интересов государства, но и пользы для общества. Какие пре­имущества и инструменты имеются для граждан?

– Комитет по правовой статис­тике и специальным учетам Генеральной прокуратуры в своей деятельности успешно применяет и развивает современные инновационные IT-технологии с внедрением элементов искусственного интеллекта, ставя целью повышение эффективности работы правоохранительных и других государственных органов. Сочетание функций формирования правовой информации, ведения спецучетов, защиты бизнеса и осуществление прокурорского надзора способствует обеспечению высшего руководства страны, Администрации Президента, Парламента, Правительства, госорганов и общества достоверной правовой информацией.

фото предоставлено Комитетом по правовой статистике
и специальным учетам Генеральной прокуратуры

На сегодняшний день цифровые инст­рументы нами реализованы по нескольким направлениям. Они есть в уголовной сфере, административном блоке, которые, в свою очередь, включают в себя работу с обращениями граждан, административными правонарушения­ми и в сфере защиты бизнеса. Многие инструменты давно на слуху, ими каждый день пользуются и сами граждане, и представители госорганов. К примеру, уже стали привычными планшеты в руках сотрудников полиции, в которых есть все данные на автовладельцев – от водительских прав до страховки.

Но мало кто сейчас знает, что планшеты появились по инициативе нашего комитета. В результате сотрудник полиции получил оперативное оформление правонарушения, а водителю не нужно возить с собой все документы – достаточно иметь электронное удостоверение личности.

Оповещение о штрафе через SMS и банковские приложения, а также возможность их быстрой оплаты – тоже реализованные нами инструменты. Все это стало возможным с поэтапной цифровизацией процедуры возбуждения административного дела в информационной системе «Единый реестр административных производств» (ЕРАП).

Для удобства и экономии времени участников адмпроцесса мы реализовали функцио­нал обратной связи «Публичный сектор». С его помощью можно подать заявление либо жалобу по административному делу напрямую в орган, его рассмот­ревший, и своевременно получить ответ. В «Публичном секторе» ЕРАП есть возможность просмотра фотографий и видеозаписи зафиксированного нарушения и их использования в качестве доказательств, в случае несогласия с наложенным штрафом.

Все помнят, как раньше водитель долго ожидал оформления. А сейчас протокол составляется в течение пяти минут в пару кликов на планшете. Эти данные сразу попадают в базу, и правонарушитель может оплатить штраф на месте с 50-процентной скидкой либо через банковское приложение на смартфоне.

Также раньше, оплатив штраф, граж­данин обязан был предоставить квитанцию в госорган, но благодаря автоматизации сведения об оплате поступают онлайн. Это действительно удобно и экономит время.

На портале комитета имеются и другие услуги. Например, граждане могут в онлайн-режиме подавать жалобы в госорганы, а предприниматели – сообщать о незаконных проверках и здесь же получать информацию о результатах рассмотрения обращений, нахождении лица в розыске, участии автомашины в ДТП и многом другом. Статистические данные на портале пользуются большим спросом у студентов вузов при подготовке дипломных и диссертационных работ, представителей СМИ, общественных объединений, а также госорганов и иных организаций.

– Год назад на заседании коллегии МВД Глава государства поручил усилить дорожную безопасность. Ваш комитет активно участвует в этой работе. Расскажите подробнее о результатах и перспективах...

– Во-первых, мы ведем государственную статистику о ДТП, в которых пострадали люди. Эти данные вывели на Карту аварийности, разработанную комитетом, она есть в открытом доступе на нашем портале. Полученные данные анализируем, изучаем причины роста или снижения аварийности, травматизма, вырабатываем рекомендации для уполномоченных органов, направленные на профилактику и предупреждение, а также в рамках надзорной деятельности выявляем факты укрытия от учета ДТП с последующей их постановкой на учет.

В результате анализа аварийности за последние пять лет мы инициировали ряд предложений, которые были рассмот­рены на заседании Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью под председательством генерального прокурора и легли в основу его решений. При комитете создана постоянно действующая межведомственная рабочая группа, которая изучает причины аварийности, разрабатывает предложения и принимает меры по повышению уровня дорожной безопасности. Ее деятельность уже дает свои плоды.

Ни для кого не секрет, что водительская дисциплина значительно ухудшилась, после того как разрешили готовиться к сдаче экзамена на права самостоятельно. По инициативе межведомственной группы с 10 апреля Министерством внутренних дел внесены поправки в Правила приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений, и самоподготовка отменена.

Также МВД разработана информацион­ная система «Автошкола» для учета учебных центров по подготовке водителей и обучаемых лиц, которая находится на стадии тестирования. Эта система позволяет вести контроль за автошколами и исключить выдачу фиктивных свидетельств об обучении.

Следующее новшество направлено на дебюрократизацию сферы выдачи прав, в частности, планируется перевод в электронный формат госуслуги «Выдача справки о допуске к управлению транспортным средством». Соответствующий проект приказа Министерство здравоохранения уже разработало.

Министерством по чрезвычайным ситуациям по нашей инициа­тиве впервые принята методика определения мест по размещению и передислокации трассовых медико-спасательных пунктов, которые появились в Казахстане 10 лет назад. Все эти пунк­ты, медицинские учреждения, а также ДТП и аварийно-опасные участки дорог визуализируются на Карте аварийности. Любой пользователь может при необходимости найти на карте ближайшее к месту аварии лечебное учреждение либо по указанным контактам вызвать спасателей.

Одной из причин аварийности на дорогах стали частные извозчики, которые в погоне за бонусами игнорируют и скоростной режим, и элементарные правила безопасности, включая режим труда и отдыха. Требования к таким перевозчикам не были урегулированы. Для осуществления контроля за ними Министерство транспорта заключило с крупными агрегаторами такси «Яндекс» и «Индрайвер» меморандум о сотрудничестве, в котором учтены корпоративные требования для водителей такси и ряд других важных вопросов.

Качество дорог – это еще одна из причин, влияющих на дорожную безопасность. Сейчас уполномоченные органы этому вопросу уделяют серьезное внимание. Мы также тесно взаимодействуем в части автоматизации привлечения нарушителей к админист­ративной ответственности за превышение массо-габаритных параметров при грузовых перевозках. Цель – исключить человеческий фактор в сфере контроля за транспортными перевозками и повысить дисциплину самих перевозчиков.

В целом межведомственная рабочая группа под эгидой комитета стала своеобразным хабом, который позволяет уполномоченным органам объединить усилия и, тесно взаимодействуя друг с другом, решать возникающие вопросы. Буквально на днях провели очередное заседание МВРГ с участием председателя Комитета административной полиции МВД Кайсара Султанбекова, заместителей акимов регионов, руководителей ответственных подразделений профильных ведомств, территориальных под­разделений местных исполнительных органов, департаментов полиции, областных прокуратур, АО «НК «ҚазАвтоЖол», а также IT-компаний.

В ходе заседания обсужден новый пакет рекомендаций по повышению уровня дорожной безопас­ности. Кроме того, рассмот­рен опыт Атырауской области, где успешно апробировали патрулирование загородных трасс на служебных автомашинах полиции без опознавательных знаков, оборудованных современными системами фотовидеофиксации нарушений. Информация о таких правонарушениях автоматически направляется в процессинговый центр ЕРАП КПСиСУ ГП, а сам правонарушитель получает уведомление о штрафе.

МВД рекомендовано аналогичную практику апробировать во всех регионах страны, а также совместно с КПСиСУ ГП изучить техническое решение о возможности применения дронов для составления схем ДТП и профилактики нарушений на дорогах. Работа в этом направлении продолжается.

– Какие еще приоритетные задачи, поставленные перед органами прокуратуры, решаются комитетом?

– По поручению Главы государства на Генеральную прокуратуру возложена ключевая роль, которая открывает новую главу в истории главного надзорного органа, – сопровождение инвес­тиционных проектов и защита инвестиций. Дело не только в расширении обязанностей, но и в какой-то степени в трансформации органов прокуратуры на современном этапе.

В рамках реализации «прокурорского фильтра» по защите инвесторов комитетом внедрены такие механизмы, как обязательное электронное согласование назначения налоговых проверок, а также проверка законности возбуждения дел об админист­ративных правонарушениях. Теперь прокурор изучает обос­нованность, целесообразность, законность возбуждения административного производства и при необходимости пресекает его. Весь этот процесс работает в сис­теме «Единый реестр субъектов и объектов проверок» (ЕРСОП), где обеспечивается защита бизнеса и прозрачность госконтроля.

В помощь бизнесменам дейст­вует мобильное приложение Qamqor, где предприниматель может узнать законность проверки, ее предмет и сроки, получить сведения о проверяющих. Если он не согласен с ходом проверки, может направить в прокуратуру онлайн-жалобу, на которую отреагирует мобильная группа.

Работа с обращениями – еще одно приоритетное направление нашей прокурорской работы. Обращения граждан – один из важнейших каналов связи между государством и обществом. Каждый гражданин нашей страны имеет право обращаться в гос­органы, чтобы решать свои проблемы как лично, так и коллективно. Это закреплено в Конституции.

За последние четыре года наблюдается динамика роста обращений более чем в два раза – с 1,5 до 3,2 миллиона. Существенный рост обращений свидетельствует о том, что реализуемая по поручению Главы государства концепция «слышащего государства» работает, граждане охотно обращаются в уполномоченные органы для разрешения своих жизненных вопросов. При этом результаты анализов и проверок, проводимых нашим комитетом, показывают наличие системных нарушений в деятельности отдельных госорганов.

В рамках надзорной деятельности за шесть месяцев в данной сфере выявлено свыше 3 тысяч нарушений, по которым приняты меры прокурорского реагирования, к ответственности привлечено более 1,8 тысячи долж­ностных лиц, защищены права порядка 3 тысяч заявителей.

Граждане также активно обращаются в квазигосударственные организации. При этом проверки, проведенные комитетом в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», АО «ФНБ «Самрук-Қазына», АО «НК «Қазақстан Темір Жолы», АО «Казпочта», свидетельствуют о том, что компании не всегда должным образом реагируют на их обращения, в результате чего гражданам приходится повторно обращаться к ним по одному и тому же вопросу.

Только за первое полугодие в их адрес поступило свыше 300 тысяч обращений, из них более полутора тысяч рассмотрены с нарушением сроков и перенаправлены несвоевременно. По всем нарушениям приняты меры прокурорского реагирования, а также оказана практическая и методологическая помощь с проведением занятий для сотрудников указанных компаний.

Периодически итоги надзорных мероприятий по конкретным государственным органам совместно с профильным отделом Администрации Президента обсуждаются на площадке Центра приема граждан Правительства. В рамках поручения Главы государства по ускоренному развитию искусственного интеллекта комитет создает Аналитический инструмент мониторинга и прогнозирования рисков на базе обращений населения.

В целом, решая задачи по защите прав граждан и субъектов бизнеса, дебюрократизации гос­аппарата, обеспечению удобной для граждан коммуникации с госорганами в повседневной жизни, комитетом на основе накопленного практического опыта, имеющихся больших данных (BigDATA) проводится поэтапная цифровизация уголовного, граж­данского и административных процессов.

Популярное

Все
Учиться учитывать принципы гендерного равенства
В Астане почтили память легендарного Бауыржана Момышулы
Застраховать риски
Приоритеты и возможности казахско-корейского взаимодействия
«Обещалкиных» лишат лицензий
Зачем конкурсы, если победитель заранее известен?
К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Сила и ловкость в пожарном кроссфите
В Таразе широко отметили 100-летие сатирика Шоны Смаханулы
У меня зазвонил телефон...
В шестой раз прошел театральный фестиваль «Алматинская осень»
Посол США впечатлен работой казахстанских реставраторов
С чего начинается «Родина»
Почувствуй себя флористом!
Экологичная упаковка завоевывает рынок
Новейшие технологии как фактор высокого качества
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
До золота рукой подать
Больничный теперь не подделаешь
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Кто и как охотится за нашими детьми?
Димаш Кудайберген выступил в Елисейском дворце
Движение ограничили на трассе в Карагандинской области
Осмысливая «Средний коридор»
Казахстанский борец возглавил мировой рейтинг UWW
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
Строительство завода будет возобновлено
Адлет Барменкулов покидает пост президента КФФ
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Успешные педагоги вдохновляют на успех
Чувство – главное оружие поэта
Санжар Адилов назначен заместителем министра внутренних дел РК
В Египте перевернулся автобус с туристами из Казахстана
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Реконструкция близится к завершению
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Профессионализм, ответственность, добропорядочность – качес…
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО …
Отзовутся ли прибылью полные закрома?

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]