Как IT-технологии отразились на уровне жизни граждан

2540
Асель Муканова
редактор отдела информации и права

О полезных информационных инструментах мы беседуем с председателем Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, государственным советником юстиции 3-го класса Сабитом Нурлыбаем

коллаж Павла Цедилина

– Сабит Нурлыбаевич, давайте поговорим о Вашей работе в контексте не только интересов государства, но и пользы для общества. Какие пре­имущества и инструменты имеются для граждан?

– Комитет по правовой статис­тике и специальным учетам Генеральной прокуратуры в своей деятельности успешно применяет и развивает современные инновационные IT-технологии с внедрением элементов искусственного интеллекта, ставя целью повышение эффективности работы правоохранительных и других государственных органов. Сочетание функций формирования правовой информации, ведения спецучетов, защиты бизнеса и осуществление прокурорского надзора способствует обеспечению высшего руководства страны, Администрации Президента, Парламента, Правительства, госорганов и общества достоверной правовой информацией.

фото предоставлено Комитетом по правовой статистике
и специальным учетам Генеральной прокуратуры

На сегодняшний день цифровые инст­рументы нами реализованы по нескольким направлениям. Они есть в уголовной сфере, административном блоке, которые, в свою очередь, включают в себя работу с обращениями граждан, административными правонарушения­ми и в сфере защиты бизнеса. Многие инструменты давно на слуху, ими каждый день пользуются и сами граждане, и представители госорганов. К примеру, уже стали привычными планшеты в руках сотрудников полиции, в которых есть все данные на автовладельцев – от водительских прав до страховки.

Но мало кто сейчас знает, что планшеты появились по инициативе нашего комитета. В результате сотрудник полиции получил оперативное оформление правонарушения, а водителю не нужно возить с собой все документы – достаточно иметь электронное удостоверение личности.

Оповещение о штрафе через SMS и банковские приложения, а также возможность их быстрой оплаты – тоже реализованные нами инструменты. Все это стало возможным с поэтапной цифровизацией процедуры возбуждения административного дела в информационной системе «Единый реестр административных производств» (ЕРАП).

Для удобства и экономии времени участников адмпроцесса мы реализовали функцио­нал обратной связи «Публичный сектор». С его помощью можно подать заявление либо жалобу по административному делу напрямую в орган, его рассмот­ревший, и своевременно получить ответ. В «Публичном секторе» ЕРАП есть возможность просмотра фотографий и видеозаписи зафиксированного нарушения и их использования в качестве доказательств, в случае несогласия с наложенным штрафом.

Все помнят, как раньше водитель долго ожидал оформления. А сейчас протокол составляется в течение пяти минут в пару кликов на планшете. Эти данные сразу попадают в базу, и правонарушитель может оплатить штраф на месте с 50-процентной скидкой либо через банковское приложение на смартфоне.

Также раньше, оплатив штраф, граж­данин обязан был предоставить квитанцию в госорган, но благодаря автоматизации сведения об оплате поступают онлайн. Это действительно удобно и экономит время.

На портале комитета имеются и другие услуги. Например, граждане могут в онлайн-режиме подавать жалобы в госорганы, а предприниматели – сообщать о незаконных проверках и здесь же получать информацию о результатах рассмотрения обращений, нахождении лица в розыске, участии автомашины в ДТП и многом другом. Статистические данные на портале пользуются большим спросом у студентов вузов при подготовке дипломных и диссертационных работ, представителей СМИ, общественных объединений, а также госорганов и иных организаций.

– Год назад на заседании коллегии МВД Глава государства поручил усилить дорожную безопасность. Ваш комитет активно участвует в этой работе. Расскажите подробнее о результатах и перспективах...

– Во-первых, мы ведем государственную статистику о ДТП, в которых пострадали люди. Эти данные вывели на Карту аварийности, разработанную комитетом, она есть в открытом доступе на нашем портале. Полученные данные анализируем, изучаем причины роста или снижения аварийности, травматизма, вырабатываем рекомендации для уполномоченных органов, направленные на профилактику и предупреждение, а также в рамках надзорной деятельности выявляем факты укрытия от учета ДТП с последующей их постановкой на учет.

В результате анализа аварийности за последние пять лет мы инициировали ряд предложений, которые были рассмот­рены на заседании Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью под председательством генерального прокурора и легли в основу его решений. При комитете создана постоянно действующая межведомственная рабочая группа, которая изучает причины аварийности, разрабатывает предложения и принимает меры по повышению уровня дорожной безопасности. Ее деятельность уже дает свои плоды.

Ни для кого не секрет, что водительская дисциплина значительно ухудшилась, после того как разрешили готовиться к сдаче экзамена на права самостоятельно. По инициативе межведомственной группы с 10 апреля Министерством внутренних дел внесены поправки в Правила приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений, и самоподготовка отменена.

Также МВД разработана информацион­ная система «Автошкола» для учета учебных центров по подготовке водителей и обучаемых лиц, которая находится на стадии тестирования. Эта система позволяет вести контроль за автошколами и исключить выдачу фиктивных свидетельств об обучении.

Следующее новшество направлено на дебюрократизацию сферы выдачи прав, в частности, планируется перевод в электронный формат госуслуги «Выдача справки о допуске к управлению транспортным средством». Соответствующий проект приказа Министерство здравоохранения уже разработало.

Министерством по чрезвычайным ситуациям по нашей инициа­тиве впервые принята методика определения мест по размещению и передислокации трассовых медико-спасательных пунктов, которые появились в Казахстане 10 лет назад. Все эти пунк­ты, медицинские учреждения, а также ДТП и аварийно-опасные участки дорог визуализируются на Карте аварийности. Любой пользователь может при необходимости найти на карте ближайшее к месту аварии лечебное учреждение либо по указанным контактам вызвать спасателей.

Одной из причин аварийности на дорогах стали частные извозчики, которые в погоне за бонусами игнорируют и скоростной режим, и элементарные правила безопасности, включая режим труда и отдыха. Требования к таким перевозчикам не были урегулированы. Для осуществления контроля за ними Министерство транспорта заключило с крупными агрегаторами такси «Яндекс» и «Индрайвер» меморандум о сотрудничестве, в котором учтены корпоративные требования для водителей такси и ряд других важных вопросов.

Качество дорог – это еще одна из причин, влияющих на дорожную безопасность. Сейчас уполномоченные органы этому вопросу уделяют серьезное внимание. Мы также тесно взаимодействуем в части автоматизации привлечения нарушителей к админист­ративной ответственности за превышение массо-габаритных параметров при грузовых перевозках. Цель – исключить человеческий фактор в сфере контроля за транспортными перевозками и повысить дисциплину самих перевозчиков.

В целом межведомственная рабочая группа под эгидой комитета стала своеобразным хабом, который позволяет уполномоченным органам объединить усилия и, тесно взаимодействуя друг с другом, решать возникающие вопросы. Буквально на днях провели очередное заседание МВРГ с участием председателя Комитета административной полиции МВД Кайсара Султанбекова, заместителей акимов регионов, руководителей ответственных подразделений профильных ведомств, территориальных под­разделений местных исполнительных органов, департаментов полиции, областных прокуратур, АО «НК «ҚазАвтоЖол», а также IT-компаний.

В ходе заседания обсужден новый пакет рекомендаций по повышению уровня дорожной безопас­ности. Кроме того, рассмот­рен опыт Атырауской области, где успешно апробировали патрулирование загородных трасс на служебных автомашинах полиции без опознавательных знаков, оборудованных современными системами фотовидеофиксации нарушений. Информация о таких правонарушениях автоматически направляется в процессинговый центр ЕРАП КПСиСУ ГП, а сам правонарушитель получает уведомление о штрафе.

МВД рекомендовано аналогичную практику апробировать во всех регионах страны, а также совместно с КПСиСУ ГП изучить техническое решение о возможности применения дронов для составления схем ДТП и профилактики нарушений на дорогах. Работа в этом направлении продолжается.

– Какие еще приоритетные задачи, поставленные перед органами прокуратуры, решаются комитетом?

– По поручению Главы государства на Генеральную прокуратуру возложена ключевая роль, которая открывает новую главу в истории главного надзорного органа, – сопровождение инвес­тиционных проектов и защита инвестиций. Дело не только в расширении обязанностей, но и в какой-то степени в трансформации органов прокуратуры на современном этапе.

В рамках реализации «прокурорского фильтра» по защите инвесторов комитетом внедрены такие механизмы, как обязательное электронное согласование назначения налоговых проверок, а также проверка законности возбуждения дел об админист­ративных правонарушениях. Теперь прокурор изучает обос­нованность, целесообразность, законность возбуждения административного производства и при необходимости пресекает его. Весь этот процесс работает в сис­теме «Единый реестр субъектов и объектов проверок» (ЕРСОП), где обеспечивается защита бизнеса и прозрачность госконтроля.

В помощь бизнесменам дейст­вует мобильное приложение Qamqor, где предприниматель может узнать законность проверки, ее предмет и сроки, получить сведения о проверяющих. Если он не согласен с ходом проверки, может направить в прокуратуру онлайн-жалобу, на которую отреагирует мобильная группа.

Работа с обращениями – еще одно приоритетное направление нашей прокурорской работы. Обращения граждан – один из важнейших каналов связи между государством и обществом. Каждый гражданин нашей страны имеет право обращаться в гос­органы, чтобы решать свои проблемы как лично, так и коллективно. Это закреплено в Конституции.

За последние четыре года наблюдается динамика роста обращений более чем в два раза – с 1,5 до 3,2 миллиона. Существенный рост обращений свидетельствует о том, что реализуемая по поручению Главы государства концепция «слышащего государства» работает, граждане охотно обращаются в уполномоченные органы для разрешения своих жизненных вопросов. При этом результаты анализов и проверок, проводимых нашим комитетом, показывают наличие системных нарушений в деятельности отдельных госорганов.

В рамках надзорной деятельности за шесть месяцев в данной сфере выявлено свыше 3 тысяч нарушений, по которым приняты меры прокурорского реагирования, к ответственности привлечено более 1,8 тысячи долж­ностных лиц, защищены права порядка 3 тысяч заявителей.

Граждане также активно обращаются в квазигосударственные организации. При этом проверки, проведенные комитетом в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», АО «ФНБ «Самрук-Қазына», АО «НК «Қазақстан Темір Жолы», АО «Казпочта», свидетельствуют о том, что компании не всегда должным образом реагируют на их обращения, в результате чего гражданам приходится повторно обращаться к ним по одному и тому же вопросу.

Только за первое полугодие в их адрес поступило свыше 300 тысяч обращений, из них более полутора тысяч рассмотрены с нарушением сроков и перенаправлены несвоевременно. По всем нарушениям приняты меры прокурорского реагирования, а также оказана практическая и методологическая помощь с проведением занятий для сотрудников указанных компаний.

Периодически итоги надзорных мероприятий по конкретным государственным органам совместно с профильным отделом Администрации Президента обсуждаются на площадке Центра приема граждан Правительства. В рамках поручения Главы государства по ускоренному развитию искусственного интеллекта комитет создает Аналитический инструмент мониторинга и прогнозирования рисков на базе обращений населения.

В целом, решая задачи по защите прав граждан и субъектов бизнеса, дебюрократизации гос­аппарата, обеспечению удобной для граждан коммуникации с госорганами в повседневной жизни, комитетом на основе накопленного практического опыта, имеющихся больших данных (BigDATA) проводится поэтапная цифровизация уголовного, граж­данского и административных процессов.

Популярное

Все
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Худи и свитшоты made in Abai
Второй хлеб: шанс для села и занятость для людей
Солнце – дирижер жизни на Земле
Автопарк Семея пополнился новыми автобусами
Проекты, укрепляющие надежность энергосистемы
Важный культурный ресурс
Вернулись домой с Гран-при
В Министерстве обороны чествовали лучших военнослужащих
Через «Бахты» в Китай пешком и на машине
Более 500 семей получили квартиры в Туркестане
Указ Президента Республики Казахстан
Указ Главы государства
В каждом рисунке – солнце!
«Народных» и «образцовых» стало больше
Диетическое питание будут производить в Акмолинской области
Молодежный задор и упорство
Сплав опыта и целеустремленности
Без сучка и без задоринки
Грядет большое новоселье
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
В Алматы завершился XII МКФ Bastau
Прокурор Аймаганова высказалась по делу Шерзата
Юные шахматисты Казахстана завоевали 10 медалей в Словении
ФИФА объявила лучшего игрока 2024 года
«Языковой караван» сплачивает
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
Мощное землетрясение произошло у берегов Вануату
Число погибших на архипелаге Майотта может превысить тысячу – власти
Бектенов отчитался перед президентом по показателям экономического развития
Назван средний размер пенсии в Казахстане
Cartier, золото и норковая шапка: мужчина дважды ограбил квартиру в Талдыкоргане
В МЧС достигли значительного снижения числа коррупционных правонарушений
Макрон посетит Майотту после обрушившегося на остров урагана
Итоги года: от дорог до энергоснабжения – как улучшается инфраструктура Казахстана
76 сельских семей региона получили жилье от государства
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Трудов высокая оценка
Прорыв в дорожной сфере
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Владимир Путин прилетел в Астану
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине
Казахстан – Россия: стратегическое партнерство, обращенное в будущее
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии
Вдохновлять собственным примером

Читайте также

Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
Без прошлого нет будущего
Бигельды Габдуллин: «Сегодня профессия литератора переживае…
Объекты археологии и архитектуры нужно сберечь

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]