
Заинтересованное, эмоциональное обсуждение вызвали такие злободневные вопросы, как масштабное распространение фейковых новостей, ставшие главными в повестке «круглого стола» «Казахстанское медиапространство: современные реалии». Встреча, организованная Клубом главных редакторов и Агентством стратегических коммуникаций SUCCESS, началась с загадки: что скрыто в черном ящике, который вынесли в центр зала? Исходя из заявленной «фейковой» темы, ответ прозвучал мгновенно: утка! Действительно, это была утка и ассоциируемая с ней фейковая информация. Как сказал президент Клуба главных редакторов Ерлан Бекхожин, медиапространству Казахстана, как неотъемлемой части мировой информационной системы, важно найти достойный ответ на такой глобальный вызов, как масштабное распространение фейковых новостей.
– Фейк-ньюс как явление имеет давнюю историю, – продолжил Ерлан Бекхожин. – Если раньше слухи распространялись на уровне кухонных разговоров, то сегодня социальные сети стали благодатной почвой для фейк-мейкеров.
Подготовка кадров, по его словам, не успевает за быстрым ростом журналистского сообщества и числа СМИ. Этим обстоятельством можно объяснить неумение не только молодых журналистов, но и некоторых руководителей оперативно распознавать фейк. А значит, решение проблемы требует координации двух министерств – образования и информации и коммуникаций. Здесь показателен рассказ директора издательства «Мектеп» Ерлана Сатыбалдиева о нашумевшем кейсе массового вброса в соцсети лживых публикаций о казахстанских учебниках обновленного содержания. «Мектеп» показал видеоролик, как с помощью фейков шла настоящая атака на подрыв репутации не просто учебника, а всей системы по созданию учебников и даже на репутацию образования всей страны! Когда отрывки из юмористической книги Григория Остера стали выдавать за упражнения из казахстанского учебника по математике или страницы из российских книг о сексуальном воспитании – за казахстанские учебники для вторых классов. Люди поддались на провокации, что вызвало волну гневных комментариев: кто-то крайне заинтересован в формировании негативного образа и казахстанских учебников, и их авторов. При этом, не гнушаясь лжи и провокаций, навязывалась мысль, что все казахстанское – плохое. По сути, это преступные фейки.
Член Клуба PR-шы Ерлан Аскарбеков в своем выступлении говорил о том, что крупнейшие рекламодатели страны, банки и транснациональные компании тщательно отфильтровывают журналистов, редакции и блогеров для любого рода сотрудничества. Лица, засвеченные в черном пиаре, постепенно оказываются не у дел. Таким образом, происходит структурирование медиарынка на мейнстримные СМИ, представленные авторитетными журналистскими организациями, и на временные команды, специализирующиеся на информационных войнах и информационном шантаже.
Вице-министр информации и коммуникаций Алан Ажибаев отметил, что в информационный век журналистика и родственные профессии, безусловно, будут идти вперед.
– Медиапространство развивается, и молодым журналистам необходимо знание этических норм, новых тенденций. Их надо учить распознавать фейки, – продолжил вице-министр.
Участники «круглого стола» выразили пожелание, чтобы наш медиарынок очистился от уток благодаря предложенным мерам, которые предстоит рассмотреть не только журналистскому сообществу, но и всей казахстанской общественности.