Касым-Жомарт Токаев: Нужна результативность, а не бюрократия

708
Юлия Магер

Для успешной реализации нового экономического курса Правительство и акимы должны кардинально обновить подходы к своей работе, заявил Президент на расширенном заседании Правительства в Астане.

фото Аманкула Дюсенбаева, Еркебулана Укибаева

Есть четкий ориентир

Неделя в стенах Үкімет үйі выдалась насыщенной. В понедельник Президент принял отставку Правительства. Во вторник была согласована кандидатура нового Премьер-министра и сформирован обновленный состав Кабинета министров. А в среду Касым-Жомарт Токаев провел запланированное ранее расширенное заседание Правительства, на котором обстоятельно обрисовал «фронт работы» для исполнительной власти.

Примечательно, что рабочая встреча прошла без традицион­ных докладов Премьера, минис­тров или акимов, рапортующих о проделанной работе. Говоря об итогах прошедшего года, Глава государства сам отметил главное достижение: удалось сохранить позитивную динамику развития страны и обеспечить рост национальной экономики на 5,1%.

– В этом значительная заслуга предыдущего Правительства. Я поблагодарил бывшего
Премьер-министра Алихана Смаилова. Однако это не повод для самоуспокоения, впереди много работы. Нужен новый импульс деятельности Правительства, – сказал Президент, начиная заседание.

Он напомнил, что поставлен четкий ориентир: увеличить экономику к 2029 году до 450 млрд долларов, для чего ВВП страны должен ежегодно расти на уровне минимум 6%. При этом, как подчеркнул Касым-Жомарт Токаев, важно, чтобы макроэкономические показатели обеспечивали опережаю­щий рост реальных доходов граждан.

– Чтобы совершить качественный рывок в развитии, требуются продуманные и решительные действия, – отметил Президент. – У Правительства и акиматов имеются необходимые инструменты для решения поставленных задач. Но они зачастую не используются в должной мере. В результате темпы реформ снижаются. Это недопустимо. В процессе обсуж­дений и согласований между госорганами инициативы отходят от изначального замыс­ла. Правительство и акимы должны кардинально пересмотреть свое отношение к работе – нужна результативность, а не бюрократия. Требуется системный подход, сочетающий в себе оперативное решение вопросов и долгосрочное видение перспектив экономики.

Глава государства остановился на ряде актуальных задач текущей экономической повестки.

Бюджетная и налоговая политики, инвестиции, госрегулирование, либерализация экономики, индустриализация, развитие АПК, управление водными ресурсами, модернизация коммунально-энергетического сектора, укрепление транспорт­но-логистического потенциала, цифровизация, искусственный интеллект, социальная сфера – по каждому из этих направлений Президент обозначил имею­щиеся проблемы и поставил конкретные задачи, решением которых должно заняться Правительство.

В заседании приняли участие Премьер-министр Олжас Бектенов, руководитель Админис­трации Президента Айбек Дадебаев, члены Правительства, председатель Национального банка, акимы областей и городов Астаны, Алматы и Шымкента, руководители центральных государственных органов и национальных компаний.

Деньгам нужен счет

Начал Глава государства с воп­роса, который с повестки дня не сходит уже давно и касается бюджетной и налоговой политики. Как подчеркнул Президент, требуется кардинально повысить их эффективность.

По его словам, за последние пять лет объем дефицита бюджета превысил 11 трлн тенге, а это говорит о том, что над управлением бюджетом и прог­нозированием бюджетных параметров Правительству надо серьезно поработать.

– Как я понимаю, исполнение плана по доходам прошлого года Минфин во многом обеспечил за счет налогов текущего года. Возврат НДС на 600 миллиардов тенге был приостановлен. Получается, бюджетные вопросы решены за счет изъятия оборотных средств у бизнеса. Еще одна системная проблема кроется в порядке распределения бюджета, который не сориентирован на стимулирование экономичес­кой активности. Финансы расходуются на текущие задачи, а стратегические цели отходят на второй план. Правительству предстоит определить четкие приоритеты расходов с упором на получение максимальной экономической отдачи, – отметил Глава государства.

Что касается разрабатываемого сейчас нового Налогового кодекса, то Касым-Жомарт ­Токаев заявил: работа по формированию этого документа не соответствует его ожиданиям как Главы государства. Кодекс должен обеспечить разумный баланс между созданием комфортных условий для инвес­торов и поддержанием необходимого уровня поступлений в бюджет, но у бизнес-сообщества складывается мнение, что он нацелен прежде всего на повышение налоговых ставок.

– Повышение НДС с 12 до 16% – это не панацея, в реформировании нуждается сам НДС, который в Казахстане приобрел другую сущность. Эксперты обоснованно утверждают, что повышение НДС может увеличить уровень инфляции и долю теневой экономики, снизить инвестиционную привлекательность страны, – отметил Президент. – Просто увеличивать налоги нельзя. Нужно работать над совершенствованием системы их сбора, сокраще­нием теневой экономики. Даже самая продвинутая налоговая политика будет неэффективной, если не выстроить правильное администрирование.

Качественное, динамичное развитие национальной экономики невозможно обеспечить без внедрения новой системы налогообложения прибыли и имущества, стимулирования реинвестирования полученных доходов в развитие бизнеса, изменения налоговых спецрежимов, акцентировал Глава государства. Поэтому, по его мнению, такой стратегически значимый документ, как Налоговый кодекс, должен разрабатываться не только фис­калами, но и экономистами, с привлечением представителей бизнес-сообщества.

Правительству также предстоит выработать прозрачные и конкретные правила получения налоговых льгот. Президент подчеркнул, что его поручение о сокращении налоговых преференций на 20% до сих пор не исполнено, даже подходы к решению проблемы не разработаны.

До логического конца не доведено и внедрение единого платежа с фонда оплаты труда для микро- и малого предпринимательства. Не решены вопросы искусственного дробления бизнеса, методологии категоризации субъектов предпринимательства, приоритетного доступа к госзакупкам и мерам господдержки. Обратил внимание Президент и на необходимость снижения административного прессинга.

– Еще один резерв – полная цифровизация налогового администрирования. Данная сфера должна стать самой передовой в плане применения цифровых решений, в том числе инструментов искусственного интеллекта, – продолжил Касым-Жомарт Токаев. – В Комитете государственных доходов функциониру.т 14 информсистем, созданных в период с 2000-го по 2014 год. Большинство из них даже не введены в широкую эксплуатацию. Ожидалось, что в 2021 году эти системы будут заменены на новые, которые разрабатывались при поддержке международных финансовых организаций в течение 12 лет. Но результата нет, хотя бюджеты освоены. Поручаю провести независимый IТ-аудит всех информационных систем ведомства. Параллельно с подготовкой нового Налогового кодекса необходимо сформировать и новую информационную архитектуру Комитета государственных доходов, – подчеркнул он.

В целом, как считает Президент, кардинальная реформа в налоговых и бюджетных отношениях должна стать частью нового общественного договора между государством и бизнесом, закрепляющего подходы в справедливом распределении национальных доходов. Обновленное налоговое и бюджетное законодательство должно стать прочным базисом новой экономической политики.

Новый инвестиционный цикл

Запуск нового инвестиционного цикла – еще одна актуальная задача, стоящая перед Правительством.

Президент выразил обеспокоенность тем, что доля инвестиций в основной капитал снижается, то есть в экономику не вкладывается достаточно средств, чтобы в последующие годы хотя бы поддерживать текущие темпы роста.

Существенно увеличить приток внешних и внутренних инвестиций – ключевая задача для созданного Инвестиционного штаба. Ему предстоит сформировать целостную экосистему привлечения инвестиций, активизировать работу институтов развития, наладить четкое взаимодействие между загранучреждениями, центром и регионами, выстроить эффективный диалог с бизнес-сообществом.

– Инвесторам, и тем более крупным, готовым вкладывать, например, более 50 миллионов долларов, следует оказывать весь спектр поддержки по принципу «одного окна». При этом необходимо запустить действенную систему мониторинга реализации проектов, – отметил Президент.

При этом он подчеркнул, что госорганы не должны увлекаться организацией формальных презентационных мероприятий. Все зарубежные командировки руководителей ведомств должны нести практическую отдачу – это значит, что нужно отчитываться по их итогам перед руководством Правительства, а в необходимых случаях – и перед Президентом.

Отдельно Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на то, что проблемы с реализацией инвестпроектов особенно четко проявляются на местном уровне. Инвесторы, имеющие желание работать в регионах, часто сталкиваются с бездействием и волокитой со стороны местных властей и в результате либо переносят сроки запуска проектов либо вовсе уходят. Как подчеркнул Президент, задача привлечения частных инвестиций должна быть для акимов одной из самых важных.

– В целом деятельность всех государственных органов должна быть нацелена на привлечение большего объема инвестиций в экономику и соответствующим образом оцениваться, – отметил Глава государства. – По результатам первого полугодия мы подведем итоги работы Инвестиционного штаба и предметно оценим работу каждого министра и акима в этом направлении. Спрос будет жесткий.

Важным условием для широкого привлечения инвестиций является качественная подготовка Национального инфраструктурного плана. Президент поручил Правительству пересмотреть данный документ. В нем, по мнению Главы государства, нужно определить приоритеты, точечно проработать привлечение частных инвестиций в стратегически важные проекты, предусмотреть меры финансовой поддержки лишь для крайних случаев.

– Еще одним источником инвестиций должен стать возврат незаконно выведенных активов, – также отметил Касым-Жомарт Токаев, поручив уполномоченным структурам активизировать усилия. – Поступающие средства надо направлять на реализацию важных для страны проектов. В то же время еще раз предупреждаю – нельзя перегибать палку, произвол со стороны правоохранительных органов недопустим. С моей стороны последует жесткая реакция на каждый такой сигнал.

Как подчеркнул Президент, основная задача – обеспечить благоприятный бизнес- и инвестиционный климат в стране, а не держать предпринимателей на коротком поводке. Эта работа имеет большое значение с точки зрения обеспечения социальной справедливости и экономического развития, поэтому дискредитировать ее недопустимо.

Госзакупки, ГЧП, строительство

Другое важное направление работы – реформа системы государственных закупок, государственно-частного партнерства, регулирования строительной отрасли. Как считает Глава государства, это направление должно органично дополнить реформы в сфере привлечения инвестиций, а также эффективного использования бюджетных средств.

В настоящее время на рассмотрении Мажилиса находится законопроект о госзакупках. Президент подчеркнул, что документ нуждается в доработке и попросил депутатов уделить ему особое внимание. Основным ориентиром, по его словам, должно стать недопущение различных толкований норм закона, а также требований и критериев, предъявляемых к поставщикам. Также следует усилить ответственность поставщиков за срыв сроков и ненадлежащее качество работ, особенно в сфере строительства.

– Новый закон о государственных закупках призван создать условия для полноценной реализации инфраструктурных проектов с применением EPC-контрактов, – добавил Касым-Жомарт Токаев.

Вновь поднималась и тема государственно-частного партнерства, огромный потенциал которого все еще не удалось реализовать. Сейчас ГЧП в Казахстане представляет собой, по сути, схему скрытого бюджетного финансирования частных проектов, обратил внимание Президент.

Он поручил Правительству активизировать работу по перезагрузке системы ГЧП, для чего, в частности, порекомендовал изучить передовой мировой опыт, привлечь международные финансовые организации, которые предложат проверенные временем подходы.

Актуальной проблемой назвал Глава государства отсутствие эффективного регулирования строительной отрасли, играющей большую роль в социально-экономической жизни страны.

Так, на заседании Правительству было поручено на основе международного опыта кардинально упростить порядок утверждения проектно-сметной документации для инвесторов. Поставлена задача основательно доработать проект Градостроительного кодекса.

– В настоящее время активно обсуждается вопрос возврата государственной монополии на экспертизу в строительной сфере. Безопасность граждан – это главный приоритет, поэтому надо повышать контроль качества строительства. Но Правительству следует соблюсти баланс интересов, чтобы не допустить полного поглощения государством этого конкурентного рынка. В отрасли также накопились острые вопросы, касающиеся долевого строительства, незаконной и точечной застройки, реформы ОСИ. Граждане регулярно высказывают недовольство, но со стороны уполномоченных органов действенных мер для решения этих проблем пока нет. До конца года жду от Правительства конкретных результатов в данном направлении, – подчеркнул Президент.

Отметив, что одним из факторов, сдерживающих развитие строительного сектора, да и экономики в целом, все еще остается коррупция, Касым-Жомарт Токаев призвал для решения проблемы активнее использовать цифровые технологии.

– Посредством таких решений надо обеспечить полную прозрачность и контроль за целевым использованием средств. Это крайне важно, поскольку вывод средств снижает качество строительства, влечет дополнительные расходы из бюджета. Для контроля расходования бюджетных средств ключевой может стать возможность маркирования и отслеживания, или так называемого «окрашивания», денег с помощью цифрового тенге. В настоящее время реализуются пилотные проекты по использованию цифровой валюты, которые уже показывают свою эффективность. Поручаю Агентству по противодействию коррупции совместно с Правительством и Национальным банком масштабировать такие проекты, в том числе в строительной сфере, – сказал Глава государства.

Либерализация экономики

– Необходимо принять системные меры для комплексной либерализации экономики, – продолжил Касым-Жомарт Токаев. – Это крайне важная реформа, которая позволит поэтапно отойти от масштабного государственного вмешательства в экономические процессы. Нужно продолжать работать над повышением качества услуг, последовательно снижать государственное участие, устранять избыточное регулирование и ограничения. Это касается всех секторов экономики. Бесконтрольные монополии, неравный доступ к ресурсам, недобросовестные методы конкуренции должны быть изжиты на корню, – заявил он.

Ключевым направлением в рамках либерализации экономики должно стать проведение эффективной приватизации, однако до сих пор с этим есть проблемы. Так, по словам Президента, в свободном доступе отсутствует детальная информация по выставленным на приватизацию предприятиям. Не в полной мере регламентирован и выбор способа приватизации.

Правительству поручено пересмотреть Реестр государственного имущества и уточнить методологические аспекты процесса приватизации.

– Важно по-новому посмотреть на вывод национальных компаний на IPO. Здесь главным должно быть повышение эффективности государственных активов. Эту задачу можно решить за счет внедрения современных методов корпоративного управления, что обеспечит прозрачность деятельности компаний. Правительство должно определить конкретный перечень крупных объектов, которые в ближайшие два года со значительными долями выйдут на IPO, – сказал Глава государства.

В целом он подчеркнул, что нужно уже поставить точку в вопросе, где должно сохраниться участие государства, а где можно развивать конкуренцию. Глава государства поручил Правительству совместно с АСПИР, Агентством по защите и развитию конкуренции в течение месяца подготовить Указ о либерализации экономики, который должен фокусироваться на трех направлениях: развитии рыночной конкуренции, проведении эффективной приватизации, реформе квазигосударственного сектора (здесь, по словам Президента, работа должна начаться с «Самрук-Қазына», поскольку на группу компаний фонда приходится самая большая доля государства в экономике).

Индустриализация

Новый импульс необходим и промышленному развитию страны, уверен Глава государства.

Он напомнил, что для реализации внятной и эффективной индустриальной политики в прошлом году было создано отдельное министерство, но результатов работы пока не видно. Конкретные меры и подходы, которые стимулировали бы вложения в новые высокотехнологичные производства, еще не выработаны. Перечень прорывных проектов требует основательной доработки, в том числе в вопросах определения источников финансирования.

– Приоритетную поддержку государства должны получать масштабные и инновационные проекты, закладывающие основу экономического роста на многие годы вперед. Речь идет как о модернизации действующих производств, так и о развитии совершенно новых для нашей страны секторов промышленности, – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев. – Правительству предстоит активизировать конструктивный диалог с международными финансовыми институтами, транснациональными корпорациями и отечественным бизнесом. В целом должны быть ответы на вопросы, каким будет индустриальный облик Казахстана, какие предприятия завтра будут играть важную роль.

Особого внимания требует задача кардинальной модернизации действующих производств. По мнению Президента, следует начать с металлургических комбинатов, состояние которых находится на низком уровне из-за отсутствия инвестиций в модернизацию и расширение производств.

– Крайне важен и жесткий контроль за поддержанием технического состояния предприятий. У нас перед глазами ситуация, когда инвестор выкачивал прибыль, игнорируя вопросы модернизации предприятия, экологии, безопасности труда, – напомнил Глава государства печальный кейс Карагандинского комбината, который теперь передан национальному инвестору.

Обеспечить становление сильного среднего предпринимательства в индустриальном секторе – еще одна приоритетная задача для Правительства. Как подчеркнул Президент, для ее решения нужен системный план, четкое определение приоритетов и мер поддержки.

– Возможности для появления новых передовых производств у нас имеются. К примеру, крупные нефтегазовые и горно-металлургические компании при освоении недр должны внедрять технологические новшества, меняя структуру национальной экономики. Дорожная и строительная техника, оборудование для энергетической сферы, мелиоративные системы, готовые изделия из металлов – это далеко не полный перечень перспективных направлений. Если сейчас не создать такие производства в Казахстане, то тотальный импорт оборудования станет хроническим. Поэтому важно, чтобы индустриальная политика была согласована с планами по модернизации инфраструктуры и развитию минерально-сырьевого комплекса. Одновременно следует ориентировать бизнес на то, что после насыщения нашего рынка ему предстоит выходить на экспорт. Это станет показателем высокой конкурентоспособности отечественных предпринимателей, – акцентировал Касым-Жомарт Токаев.

При этом для динамичного роста промышленности нужно обеспечение реального сектора долгосрочной ликвидностью. Как отметил Президент, одним из решений этого вопроса может стать эффективное (это Глава государства подчеркнул особо) использование активов ЕНПФ. При этом он обратил внимание, что вовлекать пенсионные активы в экономический оборот надо исключительно на рыночных условиях.

– Если потребуется, Правительству следует субсидировать ставки по проектам, реализуемым за счет средств ЕНПФ, – сказал Глава государства, подчеркнув также, что сами проекты нужно выбирать тщательно, чтобы их реализация способствовала диверсификации и индустриализации экономики.

Также Касым-Жомарт Токаев отметил, что Правительству и Национальному банку необходимо стимулировать вовлечение БВУ в финансирование реального сектора экономики. А в целом Национальный банк должен придерживаться рациональной общегосударственной политики, направленной на контроль инфляционных процессов и рост экономики.

Сельское хозяйство и вода

Еще один большой и важный комплекс вопросов связан с развитием агропромышленного комплекса и рациональным использованием водных ресурсов.

Как отметил Президент, наиболее острая проблема, которая сдерживает развитие АПК, – хроническая недофинансированность отрасли. Недостаток инвестиций приводит к износу сельхозтехники, низкой урожайности, невысокой производительности труда.

– Поэтому следует максимально, если будет возможность – в два раза, увеличить финансирование сельского хозяйства, привлекая не только бюджетные деньги, но и средства из других источников, в том числе банков второго уровня. Объемы льготного кредитования на проведение посевных и уборочных работ надо довести до полутора триллионов тенге, на инвестиционные проекты – до 800 миллиардов тенге. Нужно также увеличить объем льготного лизинга сельскохозяйственной техники до 450 миллиардов тенге ежегодно. Это позволит довести темпы обновления сельхозтехники до 10% в год. Согласно расчетам, эти меры будут способствовать увеличению объема валовой продукции сельского хозяйства в два раза, – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Президент поручил Правительству уделить особое внимание переходу от сырьевой направленности АПК к развитию переработки сельхозпродукции. Призвал пересмотреть применение единого земельного налога, обеспечить предоставление мер господдержки по принципу «одного окна», усилить потенциал Аграрно-кредитной корпорации и передать ей функции акиматов по субсидированию сельского хозяйства.

В целом, по мнению Главы государства, аграрная сфера нуждается в масштабном реформировании, направленном на повышение производительности труда за счет внедрения новых технологий, рационального использования земли и других ресурсов, а также повышения эффективности льгот и субсидий.

– Устойчивое развитие агропромышленного комплекса напрямую зависит от доступности водных ресурсов, – продолжил Президент. – Созданное специально Министерство водных ресурсов и ирригации пока ожидаемых результатов не приносит. У нас только недавно была принята Концепция развития системы управления водными ресурсами. Обсуждение документа сильно затянулось. При этом в стране только 13% орошаемых земель охвачены технологиями водосбережения.

Широкое внедрение водосберегающих технологий – одна из важнейших задач.

– Предстоит осуществить общестрановую кампанию внедрения культуры водопотребления – вода у нас расходуется как попало. Не стесняясь, нужно изучать опыт и практику соседних государств. Обеспечение страны водой – крайне важная задача, вопрос национальной безопасности. Вопросы водообеспечения, рационального водопотребления должны учитываться во всех отраслевых политиках – в промышленности, АПК, коммунальном хозяйстве, – заявил Президент.

Базовые коммунальные блага

Выступая на заседании, Глава государства подчеркнул, что требуется ускорить модернизацию коммунально-энергетического сектора.

– Обеспечение бесперебойной работы всех систем жизнеобеспечения населенных пунктов – одна из базовых функций Правительства и акиматов. Однако каждый отопительный сезон вскрывает одни и те же проблемы. Госорганы не извлекают уроков из системных ошибок и упущений, которые довели отрасль до ее нынешнего состояния, – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Правительство в приоритетном порядке должно завершить в этом году модернизацию 19 теплоисточников, находящихся в «красной» зоне риска, а также обеспечить ввод более 700 мегаватт дополнительной генерации.

Президент констатировал, что страна испытывает дефицит мощностей по производству и передаче электричества, тепла, воды. Правительству следует разработать детальный комплекс мер для восстановления и развития коммунально-энергетической инфраструктуры страны. В целом нужна глубинная реформа отрасли, включающая несколько системных элементов.

– В первую очередь тарифы должны быть долгосрочными, позволяющими в разумные сроки окупать инвестиции и поддерживать надлежащее состояние объектов инфраструктуры. Субъектам естественных монополий необходимо разрешить закладывать в тариф определенную норму прибыли. Принципиальное значение имеет эффективный контроль, который можно обеспечить только за счет полной цифровизации всех процессов в этой сфере, – отметил Глава государства.

При этом он обратил внимание, что рост тарифов должен сопровождаться адресным субсидированием потребителей.

Также Президент подчеркнул, что акимы также должны активно заниматься обустройством городов, бороться с их загрязнением. В крупных городах нужно строить заводы по переработке твердых бытовых отходов, привлекая для этого инвесторов. Необходимо заниматься озеленением.

– Эта работа проводится неудовлетворительно, – считает Президент. – Электричество, отопление, вода, в целом эффективное коммунальное хозяйство – базовые блага, доступность которых напрямую влияет на качество жизни граждан. Нужна серьезная, комплексная реформа, которая позволит поэтапно устранить все накопившиеся проблемы в этой сфере.

В дорогах главное – качество

Правительству также нужно активизировать усилия по укреплению транспортно-логистического потенциала страны. Казахстан должен стать полноценным транспортно-логистическим центром и транзитным хабом Евразии, напомнил Президент, добавив, что ждет соответствующих оперативных и эффективных решений от специально созданного Министерства транспорта.

– В первом полугодии 2024 года нужно принять программный документ, направленный на решение ключевых задач железнодорожной отрасли. А проблем там немало. В частности, необходимо ускорить работу по обновлению вагонов, а также устранить дефицит собственного контейнерного парка. Нужно реализовать все намеченные проекты по расширению магистральной сети (1,3 тысячи км к 2028 году). Предстоит провести тотальную цифровизацию процессов, что позволит значительно повысить эффективность и производительность отрасли, сэкономить бюджетные средства, – сказал Президент.

Говоря о ситуации с автодорогами, Глава государства упомянул ряд проектов-долгостроев, в числе которых ремонт трасс Астана – Балхаш – Алматы, Атырау – Астрахань, Актобе – Кандыагаш, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, и поручил в текущем году наконец завершить их модернизацию.

При этом он обратил внимание, что к строительству автомобильных дорог республиканского значения надо привлекать отечественные компании, обладающие должной квалификацией и необходимой техникой. Также, по его мнению, проекты по строительству автодорог надо увязать с созданием производств дорожной техники с высокой степенью локализации.

– Все рабочие процессы в этой отрасли должны подчиняться одной цели – казахстанские дороги, будь то республиканского или местного значения, должны быть качественными. Пока этого не наблюдается, – констатировал Президент.

Цифровизация и искусственный интеллект

Крайне важно, по словам Президента, продолжить цифровизацию экономики и обеспечить широкое применение технологий искусственного интеллекта.

В цифровизации государственных и финансовых услуг Казахстан достиг существенного прогресса. Подобный прорыв должен стать примером для других отраслей экономики – пора вплотную заняться их цифровизацией, уверен Глава государства.

– У каждого министерства должна быть карта цифровой трансформации отрасли (по опыту Сингапура). Такая карта должна обеспечить комплексное видение того, какие технологии будут массово внедряться в курируемых сферах в следующие пять лет, – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Отдельного внимания, по мнению Президента, требует развитие искусственного интеллекта. Глава государства на заседании привел оценки экспертов, согласно которым к 2026 году инструментами искусственного интеллекта будут пользоваться более 80% предприятий в мире (сегодня – менее 5%).

Он подчеркнул, что развитие искусственного интеллекта может стать движущей силой экономического прогресса и внедрения инноваций в Казахстане. Для этого необходимо создать базовую институциональную среду.

– Своеобразным «топливом» для искусственного интеллекта являются данные. Важно, с одной стороны, обеспечить к ним доступ, а с другой – гарантировать их безопасность, конфиденциальность и качество. Сегодня Правительством сформировано так называемое «озеро» данных, включающее 87 государственных баз. Но для создания передовых моделей искусственного интеллекта этого уже недостаточно. Поэтому следует накапливать обезличенные данные как государственного, так и коммерческого сектора, внедрив при этом единую архитектуру систем управления данными. Мы приступаем к созданию высокопроизводительного суперкомпьютера, который будет доступен не только ученым, но и различным компаниям, работающим на нашем рынке. Уверен, что это придаст мощный импульс широкому применению «больших данных», – рассказал Глава государства.

За последние годы финансирование науки существенно возросло. В этой связи Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на то, что это хорошая возможность для министерств, чтобы совместно с исследовательскими институтами искать пути использования искусственного интеллекта в курируемых отраслях. Здесь, конечно, первостепенное значение имеет обеспеченность кадрами, подготовкой которых также должно заняться Правительство.

– Для привлечения ведущих иностранных специалистов в сфере искусственного интеллекта необходимо запустить специальную программу Digital Nomad Residency. Нам нужно превратить нашу страну в место притяжения «цифровых кочевников» со всего мира. Одним словом, мы должны шагать в ногу со временем. От того, насколько быстро и эффективно мы будем развивать новые цифровые технологии, зависит наш успех во всех других направлениях, – подчеркнул Глава государства.

Социальная сфера

Особое внимание на расширенном заседании было уделено социальной сфере. Лидер Казахстана заявил о необходимости полного пересмотра структуры и механизмов социальной помощи и поддержки. По его мнению, надо повысить эффективность и адресность социальной помощи, что поможет высвободить ресурсы для целевой поддержки нуждающихся граждан. Обеспечение занятости граждан при этом должно быть приоритетным направлением социальной защиты.

– Государственную социальную поддержку получают около четырех с половиной миллионов человек, или почти каждый пятый житель страны. При этом большинство из них вполне способны работать. Социальной помощью мы породили в обществе психологию иждивенчества, чего нет в развитых странах. Поддержку нужно оказывать действительно нуждающимся людям, – подчеркнул Глава государства.

В целом, как сказал Президент, Правительству предстоит детально изучить вопрос и определиться с новой комплексной моделью предоставления социальной помощи населению.

Он вновь подчеркнул, что главная задача социально ориентированного государства – создание равных возможностей для всех граждан, поддержка действительно нуждающихся людей.

Отдельно Касым-Жомарт Токаев остановился на вопросах системы здравоохранения.

– Уже пятый год в нашей стране действует обязательное социальное медицинское страхование. За это время бюджет отрасли вырос вдвое, в 2024 году на здравоохранение будет направлено 2,6 триллиона тенге. При этом существенного повышения качества и доступности медицинской помощи пока не происходит. Более того, имеет место неэффективное использование ресурсов, которое приводит к серьезной финансовой перегрузке отрасли. Правительству нужно взять на жесткий контроль функционирование системы медстрахования. Данный инструмент должен быть простым и понятным. Необходимо сформировать единый пакет медицинской помощи, который будет состоять из базовой части, гарантированной государством, и страховой, формируемой за счет отчислений работодателей и самих граждан, – поручил Президент.

Большое значение имеет развитие социальной инфраструктуры, но здесь есть трудности. Так, по информации Главы государства, в рамках реализации национального проекта «Модернизация сельского здравоохранения» из запланированных 655 объектов сданы в эксплуатацию только 85. В рамках нацпроекта «Комфортная школа» планируется построить 369 школ нового формата, но есть проволочки со своевременной разработкой технической документации и выделением земельных участков.

Правительству, акимам регионов и Фонду «Самрук-Қазына» поручено в кратчайшие сроки устранить все проблемы, тормозящие реализацию национальных проектов.

Свежие идеи и долгосрочное видение

Резюмируя, Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что для успешной реализации нового экономического курса Правительство и акимы должны кардинально обновить подходы к своей работе.

– Требуются свежие идеи и системное долгосрочное видение развития экономики, – заявил Глава государства. – Надо наращивать темпы роста, активнее проводить диверсификацию экономики, привлекать больше иностранных инвестиций. Одна из главных задач Правительства – обеспечить равные условия для всех субъектов экономической деятельности. Для придания нового импульса экономике Правительству надо выстроить полноценное партнерство с предпринимателями и инвесторами. Предстоит существенно повысить эффективность и слаженность работы государственного аппарата. Пора прекратить формализм, бюрократическую волокиту. Такая порочная практика подрывает у людей веру в реальность реформ и построение Справедливого Казахстана. Надо работать, не дожидаясь указки сверху, жалоб граждан или ухудшения ситуации. Нужно проявлять инициативность и самостоятельность.

Президент напомнил, что сегодня весь мир переживает очень сложное историческое время, в котором определяется вектор развития государств на долгие годы вперед. Казахстан должен идти в ногу со временем – быстро и решительно.

– Вместо того, чтобы тратить время на пустые слова, нужно совершать конкретные действия и проявлять политическую ответственность. Важно осознавать ценность каждого дня, использовать все имеющиеся возможности, чтобы не отстать в глобальной гонке конкурентоспособности. Чтобы добиться успеха, государство и общество должны быть едины в своих устремлениях. Как прогрессивная нация мы должны смотреть только вперед, ориентироваться на дальние горизонты, – сказал Глава государства.

Как отметил Касым-Жомарт Токаев, на заседании он обозначил широкий спектр актуальных вопросов, но на деле их гораздо больше, кардинальные реформы необходимы практически во всех сферах экономики и не только. У Правительства есть достаточно полномочий для решения поставленных задач, и оно должно безотлагательно приступить к работе.

На заседании Премьер-министр Олжас Бектенов пообещал Главе государства, что все поставленные им задачи будут неукоснительно исполнены.

Популярное

Все
Назад в будущее
Олжас Бектенов: Мы должны видеть практические результаты научных исследований
Как нам трансформировать АПК
Криминал уходит в «цифру»
Главный ориентир – эффективное правосудие
Дорога к знаниям открыта!
В межгосударственных отношениях все вопросы важны
Экологическое «нездоровье» подтверждено наукой
В добрый путь, «Айналайын»!
Рыбная среда
Проблему нехватки пастбищ решает возврат земель
Подиум для равных
Жителей Темиртау напугало видео с разгуливающим тигром
Триумфальный «Экспромт» и неудержимый «Тумар»
Дмитрий набирает форму
Офтейк-контракты повышают конкурентоспособность
Переход на единый часовой пояс основан на множестве факторов
Из незаконного оборота изъято более пяти тонн запрещенных веществ
Тридцать детей с аутизмом будут заниматься велоспортом
Деньги любят счет
К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какие изменения в области дорожного движения хотят ввести в Казахстане
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Люксовые авто, элитная недвижимость – главу благотворительного фонда подозревают в хищении 1,5 млрд тенге
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Нерадивых недропользователей лишат лицензий в Туркестанской области
Чем будут кормить в школьных столовых?
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Казахстан присоединился к декларации о трехкратном увеличении атомной энергетики к 2050 году
Зачем конкурсы, если победитель заранее известен?
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Дружба – мотив серьезный
Эволюционирует «ныряющая» нить
Год большой работы и серьезных наград
Приоритеты и возможности казахско-корейского взаимодействия
С чего начинается «Родина»
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

В Астане стартовал финал Кубка мира по рукопашному бою
Двое гвардейцев стали чемпионами Казахстана по дзюдо
В Нацгвардии состоялась научно-теоретическая конференция
Стади-тур для региональных Общественных советов

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]