Коллапс подкрался незаметно, но виден был издалека
Азамат Сулейменов

Ситуация на дорогах Мангистау вызывает беспокойство, однако в правоохранительных органах не спешат обнародовать анализ происходящего.

Ни письма, ни белой бумаги…

Повышенная аварийность на дорогах Актау вызывает тревогу. Кто чаще остальных становится виновником ДТП, каким образом в руках горе-автомобилистов оказываются права на управление транспортным средством? Какие автошколы выпускают наибольшее количество нарушителей и не пора ли лишить эти конторы права обучать будущих водителей? Какие инфраструктурные проблемы нужно решить, чтобы сократить количество ДТП?

Эти и ряд других вопросов требуют подробных ответов и обсуждения с общественностью. Чтобы обстоятельно обсудить ситуацию в Мангистау, регионе, с регулярностью фигурирующем в новостных сводках по ДТП, летом прошлого года мы несколько раз обращались в пресс-службу областного департамента полиции, но приглашения на интервью так и не получили.

С того времени в регионе произошел ряд громких аварий, в чис­ле которых два очень страшных события, унесших жизни людей. В одном из них жертвой стала наша коллега, 28-летняя журналист местного сайта, которая скончалась, пролежав в коме месяц. Девушку сбили на тротуаре в вечернее время. Водитель не справился с управлением авто и съехал с проезжей части. На той же неделе жертвами стали мать и ее пятилетняя дочь – на нерегулируемом пешеходном переходе их сбила водитель, пребывавшая в состоянии алкогольного опьянения. Обе пострадавшие погибли.

На днях мы еще раз обратились в департамент с просьбой проанализировать ситуацию на дорогах области, но на интервью снова не попали. Как рассказали в пресс-службе, спикер, который должен давать комментарии, находится в Жанаозене. Других специалис­тов, которые могли поговорить на данную тему, в департаменте, видимо, не сыскали.

Так и не получив ответа, мы поговорили с жителями Мангистау, так или иначе имеющими отношение к дорожному движению. Все они отметили, что причина повышенной аварийности на дорогах Мангистау – это совокупность ряда неблагоприятных факторов. Они уверены, что ситуация на дорогах требует внимания к ряду вопросов, отсутствие решения которых приведет к еще более плачевному положению.

Уберечь пешехода, воспитать водителя

Мы живем в век автомобильного транспорта. Еще в 2011 году сотрудники правоохранительных органов констатировали: достаточно высокий процент семей в регионе может позволить себе не по одному автомобилю на домохозяйство. С тех пор количество жителей выросло почти в два раза, а вместе с ними растет и число машин – в регионе зарегистрировано не менее 130 тыс. единиц авто.

Бывший директор одной из автобаз Актау (Шевченко) Владислав Зироян говорит, что огульно обвинять в том, что сейчас происходит на дорогах, только водителей нельзя.

– За грубейшие нарушения, конечно, нужны строгие меры. У нас ситуация такова, что вроде бы и штрафы высокие, и дороги расширяют, разметку наносят, патрульные машины можно встретить на каждом участке дороги, но ничего не меняется. Рост количества автотранспорта – одна из ключевых причин. В годы, когда машин в городе было мало, в год случалось одно-два ДТП со смертельным исходом, – комментирует Владислав Зироян.

Он отмечает, что, по сути, каждый пешеход в перспективе – водитель и должен понимать, что между всеми участниками дорожного движения должно быть взаимоуважение. Отсюда вытекает первое важное заключение – Правилам дорожного движения детей нужно учить со школьной скамьи.

– Но и многие взрослые не знают правил. Мало понимать, что зебра предназначена для пешехода. Подойдя к ней, человек должен осознавать, с какой скоростью едет водитель, визуально определить, видит ли он пешехода. При наличии осадков пешеход должен быть особенно внимательным: ему остановиться легче, чем остановить машину весом в несколько тонн, – говорит Владислав Зироян.

Представитель ОФ «Автоспорт Мангистау» Дмитрий Казаков в обычной жизни трудится в сфере оказания транспортных услуг, он также отмечает отсутствие у детей знаний и навыков поведения на проезжей части.

– Более того, очень часто можно наблюдать, как взрослый с ребенком перебегает дорогу в неположенном месте. У детей формируется привычка переходить дорогу, где вздумается. Часто наблюдаю, как, выходя на пешеходный переход, не снимая капюшон и наушники, не отрывая взгляда от гаджета, человек не видит, что происходит вокруг. Обязанности пешеходов никто не отменял, но они не соблюдаются. Если же человек выходит на переход осторожно, с ним никогда ничего не случится, – рассказывает Дмитрий Казаков.

Говоря о водителях, Владислав Зироян делится своими знаниями о том, кто чаще остальных совершает ДТП.

– Самые опасные водители – не первого года обучения, которые недавно получили права и сели за руль, – они аккуратны и послушны. У них, как правило, случаются мелкие ДТП, поскольку они боятся ездить. Самые опасные – те, кто за рулем второй-третий год. Почувствовавшие уверенность, но не имеющие достаточного опыта, – констатирует специалист.

Сегодня на дорогах ситуация такова, что спешат и нарушают молодые люди.

– Они жаждут выброса адреналина. Чтобы у таких людей была возможность выплеснуть энергию, раньше проводили соревнования. В честь Дня автомобилиста устраивали конкурсы на выявление лучших водителей, которые демонстрировали мастерство езды с различными препятствиями. Для проведения таких мероприятий нужны специально оборудованные площадки. Но сейчас все это не развито, – отмечает Владислав Зироян.

Он уверен, что работу по безопас­ности движения нужно усилить через значительное увеличение визуальной информации: билборды с предупреждением для пешеходов и водителей очень помогут предотвратить трагедии на дорогах. Кроме этого, на его взгляд, необходим анализ того, почему на тех или иных участках дороги повторяются ДТП. И не нужно ли там, к примеру, строительство подземных переходов, или другие меры, которые бы помогли решить проблему.

Сознательность ниже плинтуса

Организатор любительского клуба Mitsubishi в городе Актау Владислав Мамед-Заде отмечает, что количество жалоб на ситуацию на дорогах в группе его единомышленников растет с каждым годом. Он тоже считает, что половина всех аварий случается из-за неопытности молодежи, а среди автомобилистов ходят разговоры о возможности покупки прав на управление автомобилем. Кстати, на городских сайтах время от времени встречаются комментарии вроде «Помогу с правами». Любопытно, проверяются ли такие предложения соответствующими структурами?

– Сейчас очень тяжело получить права, поэтому люди пренебрегают нормами закона и находят «выходы» для того, чтобы получить документ. В результате рис­куют стать виновниками аварий со смертельным исходом. В ситуа­циях, когда не работают светофоры, такие водители даже не знают, как себя вести, – отмечает Владислав Мамед-Заде.

Пару лет назад он занимался ремонтом и обслуживанием транспорта. Владислав Мамед-Заде отмечает, что в последние годы количество обращений по ремонту автомобилей увеличилось в несколько раз, что также свидетельствует об увеличении числа ДТП.

Большое значение имеет то, в каком состоянии находится автомобиль. Он поясняет, что при движении на большой скорости шины, износ которых зачастую не контролируется, могут лопнуть из-за давления – в такой ситуации избежать аварии невозможно. Как говорит Владислав Мамед-Заде, огромное значение имеет сознательность самого водителя. «Ездят до последнего на лысой резине или на убитой ходовой части» – так он характеризует степень ответственности некоторых водителей.

В ходе рассуждений об исправности автомобилей напрашивается вопрос: тщательно или формально осуществляется проведение технического осмотра транспорта?

Дмитрий Казаков говорит, что, к примеру, отметки о переоборудовании авто можно получить за 15 тыс. тенге.

– Платите, получаете такую отметку, далее едете на техосмотр, который, как мы знаем, – фикция. После этого оплачиваете госпошлину за новый паспорт. В результате все документы в порядке, но насколько в действительности безопасно выполнено то или иное переоборудование транспортного средства – вопрос, – поясняет Дмитрий Казаков.

В последнее время к числу злостных нарушителей, по мнению Владислава Мамед-Заде, относятся водители транспорт­ных средств с иностранными номерами.

– Это связано с тем, что они не числятся в реестре, а значит, не боятся получить штрафы. Но и в целом в последние лет пять в связи с увеличением количест­ва участников движения наблюдается неуважение друг к другу, отсутствие водительской солидарности. Бывает, стоишь в пробке, а кому-то нужно пролезть вперед, подрезать, все это зачастую и становится причинами ДТП, – делится мнением Владислав Мамед-Заде.

Безответственность и осознание возможности избежать наказания за содеянное, твердо укоренившееся в сознании людей, также являются одной из причин беспредела на дорогах.

– Как бы это ни звучало, но причина частых ДТП – это ощущение безнаказанности у водителей. У нас в Актау очень распространены «кумовство», «сватовство» и «звонки другу». Многие ездят без документов, садятся за руль в нетрезвом состоянии. Количест­во пьяных водителей, которое устанавливают в ходе оперативно-профилактических мероприя­тий, – лишь часть от реального числа тех, кто позволяет себе управлять транспортным средством под воздействием алкоголя. А чтобы избежать лишения прав на семь лет, таким людям, видимо, есть кому позвонить, – замечает Дмитрий Казаков.

Нужно создавать условия

Одной из главных проблем, по мнению Владислава Мамед-Заде, остается плохое освещение дорог Мангистау. Участок, где недавно сбили женщину с малышкой, по его словам, тоже плохо освещен.

– Не считая внутримикрорайонных дорог, проезжие части у нас ровные, без выбоин. Проблема в другом... У меня есть знакомые, которые сбивали людей или попадали в аварии из-за плохого освещения. Если взять, к примеру, соседний Азербайджан, там для освещения дорог применяют светодиодную оптику, а у нас до сих пор используют желтые фонари. Примечательно, что на трассе в сторону Rixos Water World Aktau проезжая часть освещена очень хорошо: светодиодные фонари стоят по обе стороны дороги. Почему бы в городе не сделать так же? – интересуется Владислав Мамед-Заде.

Дмитрий Казаков, в свою очередь, убежден, что на дороги региона нужно вернуть искусственные неровности.

– Раньше по всему Актау были установлены «лежачие полицейские». Да, на дорогах появлялись небольшие заторы, но в то же время выполнялось главное наз­начение неровностей – снижение скорости. «Лежачий полицейский» намного эффективнее, чем камера на дороге, поскольку по ее данным можно лишь наказать за совершенные нарушения, а вот неровности их предупреждают. Но у нас их сняли, я подозреваю, из-за частых визитов в область высокопоставленных лиц, – говорит Дмитрий.

По его мнению, чаще аварии происходят в верхней части Актау, где возведены широкие дороги, светофоры установлены на дальнем расстоянии друг от друга, в таких условиях скоростной режим 60 км⁄ч нередко нарушается. Здесь, он уверен, нужны и камеры, и «лежачие полицейские». За городом аварии в основном случаются из-за превышения скоростного режима при неумении водителей маневрировать.

– Даже на удобных четырехполосных дорогах горе-шоферы умудряются выезжать на полосу встречного движения и совершать ДТП. На этих трассах они летят под 200 км⁄ч, – говорит Владислав Мамед-Заде.

Здесь же водителей подстерегает еще одна опасность – присутствие на проезжей части сельскохозяйственных животных.

– Мы с друзьями сбивали лошадей. Машина была опрокинута. Уцелели чудом. Нужно на животных надевать светоотражающие жилеты или широкую ленту на шею, – сетует активист.

Как рассказывает Дмитрий Казаков, основной поток транспорта и аварий фиксируется на дороге в сторону города Жанаозена.

– Дорога эта новая, комфорт­ная, с наличием ограждений между встречными полосами. Однако люди на этой трассе предоставлены сами себе. Большая часть машин, которые здесь передвигаются, управляется таксистами-нелегалами. Они набивают в авто количество людей, значительно превышающее чис­ло посадочных мест. Чтобы сделать как можно больше рейсов, нарушают скоростной режим. На выезде из городов камеры есть, но на самой трассе их нет. Один-два патрульных автомобиля на всю трассу – это капля в море. Наличие камер здесь бесполезно – водители используют антирадар, поэтому здесь должно находиться не меньше 6 патрульных машин, которые будут фиксировать нарушения через стационарные посты. Думаю, на уровне программного обеспечения внедрить это будет не сложно, – предлагает Дмитрий Казаков.

Популярное

Все
На прощание аким, видимо разозлившись, заявил: «В следующем году у нас будут выборы акима, пусть поставят другого человека, может, он быстрее сделает»
Компромисс между художником и властью
Учитель из Великобритании полюбил Алматы и казахский язык
Произведения Толена-аға очищают души людей
Мужская профессия
Разговоры о любви
Как считают многие литературоведы, главная черта писателя Дукенбая Досжана – умелое сочетание прошлого и настоящего Казахстана
Одежда маленьких взрослых
Юстиция: 30-летний рубеж
Ботаникам здесь не место?
Теперь мы в Лиге В
Лучший заплыв впереди
От КХЛ до первенства планеты
Сердце долины Жетысу
Вакантная клетка для красного петуха
Побудьте на чужом месте
Любование и осмысление
Барометр общества – молодежь
Педагогическая поэма Марка Подольского
HTTP⁄⁄Осень⁄⁄тренды&соцсеть
Археолог Андрей Астафьев обнаружил в Мангистау древнейший торговый ремесленный центр
Прообразами героев известной повести Чингиза Айтматова «Джамиля»могли быть реальные люди.
Позицию Казахстана по референдумам в ЛНР и ДНР обозначили в МИД РК
Наплыв россиян в Казахстан объяснили в МВД РК
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 23 сентября
Диверсификацию торговых путей в периметре ЕАЭС обсудили на Совете ЕЭК
МИД РК напомнил казахстанцам, обеспокоенным притоком россиян, о традициях гостеприимства
Кто работал, тот удержится, а кто был безликим «костюм-шалбар», тот мандат потеряет
Руслан Кунуров назначен командующим Военно-воздушными силами
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 24 сентября
Как ввоз нелегального зерна из России отражается на рынке Казахстана
Страны СНГ обсудили вопросы взаимовыгодной торговой политики
Более 1,6 млн россиян въехали в Казахстан с начала года
Трое россиян пытались незаконно пересечь границу Казахстана
Сенсационные и ранее неизвестные документы о деятельности Алашорды обнаружены в архивах внешнеполитической истории МИД Японии
Вопросы сотрудничества обсудили Жумангарин и Оверчук в Москве
Готовы ли казахстанские вузы принять студентов из России – ответ главы МНВО
Массовыми увольнениями завершился митинг работников скорой в Мангистау.
Жилье есть, но очень дорогое
Эксперт о выборах: одним из главных конкурентов будет «кандидат «против всех»
Продолжить традицию китайско-казахстанских отношений и открывать новые возможности
Зачем самолет ВВС США прилетал в Нур-Султан, пояснили в МИД РК
В сузакской степи археологи нашли древний храм, аналогов которому нет в Казахстане
Где смотреть прямую трансляцию Послания Президента народу Казахстана
Новая инициатива Президента Токаева: Нацфонд – детям
Токаев выступает с Посланием народу Казахстана – онлайн-трансляция
Указ Президента Республики Казахстан
Где и во сколько смотреть трансляцию поединка Головкин – "Канело"
Ракета с космическим кораблем напугала казахстанцев – видео
Торговля людьми: более 20 преступлений выявили полицейские Казахстана
Как получить компенсацию по тенговым депозитам – утверждены правила
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 14 сентября
Объявлены новшества ЕНТ-2023
В Костанайской области огнем уничтожено и повреждено более 100 жилых домов
Когда столица Казахстана вновь станет Астаной
МВД обратилось к казахстанцам с предупреждением
Реформатор с большой буквы
Об отправленных в Россию вертолетах высказался глава МЧС
Почти на 10 млрд тенге снизили тарифы на комуслуги в 12 регионах
Мусин заехал по "старой доброй привычке" без предупреждения в ЦОН и рассказал, что его там ждало

Читайте также

Статьи
Барометр общества – молодежь
Статьи
Юстиция: 30-летний рубеж
Статьи
Мужская профессия
Статьи
Разговоры о любви

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]