Королева танца – Шара

5443
Зарина Москау

Шара Жиенкулова стала легендой при жизни. Ее называли «би падишасы», «халық биінің ұстазы», «би еркесі». Слава, аплодисменты, миллионы поклонников, восторгавшихся ее талантом, – у нее было все, о чем может мечтать человек и скусства. Но за ярким светом софитов и бурными овациями, за занавесом сцен, на которых она блистала, была Женщина со своей судьбой, где были и любовь, и слезы, и радость, и горечь..

Цветок земли

...В 1912 году в предгорьях Алатау, что близ Алматы, шел той. У зажиточного степняка Баймолды родилась дочь, 15-я по счету. Новорожденную нарекли Гульшара. И хотя отец ждал сына, ведь от первой жены-байбише у него уже было 14 дочерей, появлению малышки он был рад и устроил большой праздник. Тогда никто не знал, какое будущее ждет девочку и что она покорит сердца многих своим талантом. Народ просто веселился.

Стоит сказать, что сына Баймолда-аксакал все же дождался, да не одного, а троих, но это будет потом. А пока он вместе с земляками и родичами праздновал рождение дочери Гульшары.

Добавим, что сам Баймолда был родом из Каркаралы. Осиротев в семилетнем возрасте, он вместе с братьями Байбуланом и Нурымбаем подался на Балхаш, надеясь там примкнуть к рыболовецким артелям. Помыкавшись на поденной работе несколько лет, братья решили ехать в Верный. Южный город встретил их приветливо, здесь они сумели построить, купить себе дома и пустить корни.

Гульшара росла любознательной, активной, подвижной. Когда ей было лет семь, отец отдал ее на обучение к мулле. Сам религиозно образованный и верующий, он действовал из лучших побуждений, полагая, что мулла обучит грамоте и азам религии, которая была неотъемлемой час­тью жизни степняков, и дочери, конечно, пригодится.

И кто знает, как сложилась бы жизнь Шары, если бы не ее дядя Султан Жиенкулов. Активный строитель коммунизма, большевик, он пользовался почетом и уважением родных, к его словам прислушивались, ведь он был «балшебек». Как-то он, приехав в дом Баймолды, сказал, что хочет с ним поговорить. Домочадцы вышли, полагая, что будет мужской разговор. Но сам Султан попросил Гульшару остаться.

– Разговор будет о ней, ага. Время нынче новое, и у него свои требования. Чтобы преуспеть, сейчас недостаточно знать религиозную грамоту, нужно светское образование. Отдайте Гульшару в русскую школу.

Не ожидавший подобного Баймолда долго молчал. Потом заговорил:

– Где же это видано, чтобы дочь училась в чужой школе? А к мулле она будет ходить, пусть хоть раз переведет Коран, потом посмотрим.

Вскоре после этого разговора девочка сама обратилась к отцу с просьбой учиться в русской школе – и он ей не отказал. С утра она шла к мулле, изучала арабский, основы ислама, а потом ехала в русскую школу. На все занятия ее возил отец, летом на коне, зимой на санях, запряженных лошадьми.

– Вот так Султан-ага сыграл большую роль в моей судьбе. Я освоила русский язык, грамоту, и это помогло мне потом, – вспоминала сама Шара Жиенкулова в книге «Өмірім менің – өнерім».

...Девять классов способная ученица окончила экстерном за семь лет, причем не бросала и обучение у муллы, и даже перевела Коран. Довольный успехами дочери отец в тот же год благословляет ее учиться дальше, и Шара, как ее называли близкие, поступила в Алматинский казахско-киргизский педагогический институт на факультет истории.

Казалось, что теперь ее ждет учительская стезя, но судьба распорядилась иначе...

Рождение танца

«Танцуй, Шара!» – такими восклицаниями животноводы встречали девочку, которая умела танцевать как никто ранее. Семья Шары зимой жила в городе, а с наступлением тепла откочевывала в Алатау, местность Кокайрык, куда также переезжали на жайляу кыргызские чабаны. Разместившись и разложив скарб, братские народы приглашали друг друга в гости, устраивали праздник, называя это «сері жасаймыз», то есть «будем гулять».

Сцены в степи не было, но акыны, жырши, певцы, выступавшие с обеих сторон, срывали настоящие овации. Это было импровизированное состязание, где каждый стремился показать свой талант. Как правило, концерты начинались вечером, когда отары вернулись с выпаса, кобылицы и коровы подоены.

Вот как описывает это сама Шара Жиенкулова:

«В середину вышел мужчина средних лет с глазами, от которых словно шли искры, настолько они были пронзительны. Подол шапана пристроен на поясном ремне – белбеу, на голове красный лисий тымак, на ногах длинные сапоги. Кинув взгляд на кюйши, он словно дал знак. Зазвучала ритмичная музыка, и мужчина начал танцевать, он то садился, то вставал, ловко двигал коленями, а руки, плечи и даже локти как будто расплавленные солнцем двигались то плавно, то энергично».

…Завороженно смотрела она на танцора и не заметила, как начала приплясывать – и вдруг оказалась в центре круга. Взрос­лые, увидевшие ее танец, начали подбадривать девушку.

Гармонист заиграл веселую музыку, и Шара закружилась в танце. Это была целая композиция! Она по наитию переложила на язык танца окружающую жизнь: вот доят кобылиц, а вот пасут овец, вот женщина заплетает косы дочери, а вот молодой джигит лихо подъехал к красивой девушке…

Она танцевала на каждом степном концерте, свидетелями были горы и трудолюбивые представители двух народов. Но и тогда никто не знал, что именно танец определит ее дальнейший жизненный путь.

Когда отца раскулачили и забрали, учебу в институте пришлось бросить. Юная Шара вынуждена была пойти работать, чтобы прокормить маму и младших братьев и сестру. На бирже труда девушке, знающей русский язык, сразу предложили место секретаря. Она переводила документы, помогала посетителям составлять заявления. Ее заработок позволил выжить всей семье в сложный период.

Тогда же она встретила Курманбека Жандарбекова, ставшего ее супругом и отцом детей.

Вся жизнь – театр

…Актеры Казахского драматического театра ставили свои спектакли на летней сцене в парке. Конечно, зрителей была всегда тьма. В первом ряду неизменно сидели 12 девушек, одна краше другой. Они приходили гурьбой, очень нарядные, напомаженные, ловили каждое слово артистов, среди которых особо выделялся молодой красавец высокого роста, с выразительным лицом и талантливой игрой.

По Курманбеку Жандарбекову вздыхали многие девушки. А ему в душу запала лишь одна. В толпе он приметил Шару и сделал все, чтобы сердце юной красавицы принадлежало только ему.

У него за плечами уже был первый брак, и отправленных сватов мать Шары выпроводила со словами: «Моя дочь юная, а он уже был женат, не пара они». Но влюбленный не сдавался, и спустя время отправил вторую делегацию во главе со священнослужителем, ведь отец любимой всегда соблюдал каноны, был правоверным мусульманином. Но и в этот раз «послы» потерпели фиаско.

Тогда Курманбек написал Шаре письмо: «Сегодня ночью мы вмес­те уйдем, будь готова». Так пылкие влюбленные оказались дома у сестры Шары – Кульше. К слову, ее мужем был Билял Акшалов, в доме которого собиралась вся интеллигенция того времени: Токаш Бокин, Магазы Масанчи, Жубаныш Барибаев…

Сестра накрыла дастархан, молодые праздновали, что удалось воссоединить свои сердца. Там же Курманбек сказал ей слова, которые она будет помнить всю жизнь: «Шаражан, благодарю тебя за доверие и что пошла со мной. Я всю жизнь буду это помнить. Научу тебя актерскому мастерству, всему, что умею сам. Сделаю все, чтобы вывести тебя на широкий путь искусства. А отец твой обязательно нас простит и придет к нам, верь мне».

Уже на следующее утро отец Шары Баймолда был у дома дочери Кульше. Конечно, молодые испугались, нрав был у него крутой. Но мудрый степняк передал через Кульше, чтобы зять не боялся, а вышел к нему для разговора. Долгая беседа двух мужчин завершилась хорошо. Пожилой отец благословил пару, наказав зятю, что он теперь является опорой и поддержкой Шары, что отныне это аманат.

После этого Баймолда прожил недолго, словно, передав заботы о дочери, он нашел успокоение. Мама Шары – Тыныбала долго не могла простить дочь, но с появлением внуков ее сердце оттаяло. И она потом долгие годы приходила в театр с внуком, которого надо было покормить маме, и с обедами для дочери и зятя.

Курманбек и Шара прожили вместе не один год. Это была очень красивая, яркая пара. Он – известный актер, режиссер, она – танцующая актриса, красавица. С благородством души, присущим ей, Шара приняла и дочь мужа от первого брака с актрисой Зухрой Атабаевой – Раушан. После смерти мамы девушка была под опекой Шары и Курманбека, они же выдали ее замуж.

У них были и свои дети, но, к сожалению, в живых остался только Болат Жандарбеков, впоследствии ставший писателем и подаривший нам такие произведения, как «Томирис», «Саки»… Казалось, что счастье будет длиться вечно, настолько они были гармоничной семьей.

…Шла война. Шара уже была очень популярной, позади осталась Декада казахского искусства и литературы в Москве, где она блистала и получила награду. Уже подрос сын. В составе творческой труппы Шара поехала на передовую, тогда многие артисты ездили на фронт и выступали перед бойцами.

Возвращаясь в тыл, Шара приняла решение подарить танк воевавшим казахским солдатам. На перроне ее ждали друзья, сын Болат. Не было лишь ее любимого мужа. «Наверное, он занят в театре» – подумала она.

Дома был накрыт дастархан, там тоже собрались коллеги, близкие: Мухтар Ауэзов, Калибек Куанышбаев, Серке Кожамкулов, Габиден Мустафин. Первая мысль была, конечно, самой плохой: «Курманбек умер, а они здесь, чтобы поддержать меня». Собравшиеся были чем-то подавлены, прятали глаза.

Калибек Куанышбаев на ее воп­рос, что с мужем, ответил жестко: «Он жив, но не стоит твоих слез». Шара, почуяв неладное, присела. Мама писателя Абдильды Тажибаева Айманкуль-апай подошла к ней и начала гладить по голове как ребенка:

– Будь сильной, крепись, твой муж Курманбек женился на другой.

Шара сразу поняла, почему в последние месяцы на сердце было тревожно, хотя внешне все шло хорошо. Поняла она и фразу сына, встречавшего ее на вокзале: «Наш папа женился». Тогда она не приняла ее всерьез. Вспомнила и слова мужа: «Я думал, что женился на женщине, а оказывается, я женат на танцовщице». Их он произнес с неприсущей ему грубостью, когда Шару включили в делегацию в Лондон. К слову, в Лондон она так и не попала.

Судьба, соединившая ее с Курманбеком, когда ей было 16, развела их пути через 14 лет. Почему так произошло, сегодня уже неважно. В летописи казахской культуры они навсегда остались одной из самых харизматичных пар, подаривших зрителям бессмертные свои творения и роли.

Шара приняла этот удар достойно. Стоит отметить, что, несмотря на разлуку, они оба никогда не опускались до сплетен, не говорили друг о друге плохо. Сожалел ли он о том, что принял такое решение? Возможно. И перед своим уходом в Вечность он пришел к ней, обнял сына, как будто прощался, просил прощения…

На вершине Олимпа

Впервые выйдя на сцену в 16 лет, Шара всю жизнь посвятила театру. Первой ее ролью был мальчик-матрос. Тогда в театр пришла и Куляш Байсеитова. При распределении ролей Куляш доставались чаще положительные, а Шаре – отрицательные.

– Совместная игра с Куляш на­учила меня многому, я оттачивала свое мастерство. От партнера по сцене зависит многое. Мне повезло, ведь я училась у лучших, – вспоминала Шара.

Первый состав казахского театра можно с уверенностью назвать звездным. На одной сцене играли личности, ставшие легендой казахской культуры: Амре Кашаубаев, Иса Байзаков, Манарбек Ержанов и другие. Именно им было суждено создать тот самый незыблемый остов, на котором позже вырастет настоящее древо искусства казахской степи.

...Курманбек и Шара собрались уезжать в Кыргызстан. Какие-то клеветники отравляли им жизнь, мелочно донося и мешая творить. Супруги задумались об отъезде. Курманбека как раз приглашали кыргызы, у них открывался театр, и они хотели видеть его во главе. Шара, почувствовав состояние мужа, решила не мешать ему. Поставила вариться мясо, замесила тесто, успокоила лежащего в бесике малыша. Курманбек был на улице.

Когда все было готово, она вышла к мужу, позвала за стол. Он предложил позвать соседей. За стенкой жила Куляш Байсеитова с семьей, это был дом барачного типа, поделенный на две части. И только они собирались идти приглашать, как увидели, что соседи идут сами.

Интересно, что соседство и в чем-то общий быт не помешали двум выдающимся женщинам сохранить хорошие отношения, более того – дружить. Они так часто обедали и ужинали вместе, что, можно сказать, «дастарқан ортақ болды», их дастархан был общим.

Как-то Темирбек Жургенов, занимавший пост наркома просвещения, выделил им путевки в санаторий. Две семьи отправились вместе отдыхать. Вот как вспоминает то время Шара:

«Первые три дня мы просто лежали. Сказывалась накопившаяся усталость. Курманбек и Канабек иногда пропускали по рюмке, мы с Куляш наслаждались тем, что все готово, стряпня все-таки отнимает у женщины время и силу.

– Смотри, Куляш, за этими горами есть местность Кокайрык, там я часто бывала в детстве, – Шара рассказывала Куляш о животноводах, о праздниках, которые они устраивали.

– Какая ты счастливая, Шара! Вот откуда твоя красота! Тебя взрастила наша земля!

– Куляш, а ты какая красивая, нежная, какой у тебя характер! Спой для меня «Дүние-ай».

Красным маревом окрашены горы. Две красивые и талантливые женщины любовались природой. И вдруг одна из них запела. Чистейший голос разнесся далеко, заставляя людей оборачиваться и искать его источник. У каждой из них своя судьба, свой путь в искусстве и жизни, который они пройдут с достоинством, сохранив честь, имя, не расплескав ни капли таланта и не разменивая его на мелочные склоки…

…Шара Жиенкулова – первая казахская профессиональная танцовщица и великолепная актриса. Она исполняла главные роли в знаковых постановках: «Еңлік – Кебек», «Қарагөз» Мухтара Ауэзова, воплотила образ Пүліш в пьесе Беимбета Майлина. Играла в «Айман – Шолпан», «Ер Тарғын», опере «Қыз Жібек» Евгения Брусиловского, исполнила главную партию в балете «Қалқаман – Мамыр». Ее увидели зрители одного из первых казахских кинофильмов «Амангелді», где у нее была роль Балым.

В балет, профессиональный танец, как правило, приходят в детстве, когда связки и скелет наиболее восприимчивы и податливы. Шара начала профессионально заниматься уже во взрослом возрасте. Несомненно, свою роль сыграло то, что ее наставником был именитый балетмейстер Александр Александров из Москвы. Но без упорства, тяжелого ежедневного труда и большого желания танцевать такого успеха, конечно же, не было бы.

Благодаря двум талантливым людям были созданы шедевральные танцевальные композиции «Тәттімбет», «Балбырауын», «Келіншек», «Мерген» и другие. Вместе с наставником они по крупицам собирали материал, который потом лег в основу композиций, ставших ее визитной карточкой. «Чтобы поставить танец, нужно знать этнографию народа», – так говорил Александ­ров и был, несомненно, прав.

Вклад Шары Жиенкуловой в развитие казахской культуры неоценим. Благодаря ей мы видим по сей день такие танцевальные номера, как «Қара жорға», «Айжан қыз», «Қырық қыз» и много других. Ее труд был отмечен высокими наградами: она народная артистка Казахской ССР, лауреат Государственной премии КазССР, кавалер Ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, обладатель медалей «За боевые заслуги» и других. О своей жизни и искусстве Шара Жиенкулова рассказала в своих автобиографичных книгах «Қазақ биі», «Өмірім менің – өнерім», «Сымбат», «Би құпиясы».

Сердце выдающейся актрисы остановилось в мае 1991 года, не выдержав потери единственного и горячо любимого сына Болата.

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
У границы фуры ходят хмуро
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
Закон дает хорошие возможности — эксперт
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Лидеры 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Взрывы утихли, но надолго ли?
Свет возвращается в села СКО
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
По факту задержания пилота Air Astana в наркотическом опьянении возбудили уголовное дело
Женская сборная по стрельбе из лука впервые выиграла медаль Кубка мира
Внеплановые проверки в школах и детсадах будут проходить без уведомления
Неприглядные врата страны
Токаев - пострадавшим: Весь народ поддерживает вас
Паводки в Казахстане: в Костанайской области выплачивают компенсацию за погибший скот
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Глава государства: Предстоит решить много проблем
Тенденции в отраслевой журналистике цифровой эпохи обсудили…
В Кызылординской области построят центр «Руханият» с кругло…
Неделя «Жасыл аймақ» ознаменовалась высадкой Аллеи волонтер…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]