Как часто мы совершаем необдуманные покупки или приобретаем вещи сомнительного качества? Если добавить к этому пятизначную сумму чека, становится понятной оторопь покупателей, попавшихся на удочку агрессивного маркетинга. К сожалению, только единицы из них знают свои права. Для всех остальных ситуация оборачивается потерей денег и нервов.
…Третий год в областной департамент по защите прав потребителей обращаются западноказахстанцы, пострадавшие от действий некой компании по продаже массажных накидок на кресла. Первый скандал по этому поводу разразился еще в конце 2019-го.
Тогда в департамент заявление на компанию написали 13 жителей Уральска. Это была далеко не обычная покупка. Как рассказывают пострадавшие, им звонили представители казахстанской фирмы, приглашали на презентацию «качественных японских массажеров». Мероприятия проводились в дорогом ресторане. Громкая музыка, красивая обстановка, ощущение праздника жизни. Апогеем презентации была лотерея, победители которой получали товар с хорошей скидкой. Но даже при этом он стоил более 600 тыс. тенге.
К товару прилагался целый ворох подарков. Во время презентации все должны были выключить телефоны – никаких советов с друзьями или родственниками! Вы взрослые люди, сами можете принять решение и распорядиться своими заработанными деньгами! Так объясняли участникам мероприятия это правило.
Представители компании настолько умело манипулировали собравшимися, что одни переводили деньги со счетов и депозитов прямо в ходе презентации, другие – вместе с организаторами ехали за кровными домой. Факт сделки подтверждался договором. Были и те, кто соглашался оформить банковский кредит.
Только позднее, в спокойной домашней обстановке приходило понимание всей нелепости ситуации. Уже родные объясняли счастливым обладателям чудо-товаров, что куплены они были по баснословным ценам. На сайтах интернет-магазинов дешевые модели массажера можно приобрести за 20–30 тыс., более дорогие – за 150 тыс. Даже если учесть стоимость вместе со всеми подарками (подушками, одеялом, ручным пылесосом), этой сумме далеко до той, которую пришлось выложить «победителям» лотереи. Два года назад она составляла более 600 тыс. тенге, сегодня – около 720 тыс.
– Вопросов по этой и другим аналогичным компаниям немало, – говорит руководитель областного департамента по защите прав потребителей Эльмира Киматова. – Во-первых, как к ним попадают базы данных? Представители таких структур не просто звонят наугад, они обращаются по имени-отчеству. Кроме того, приглашают именно пенсионеров. У этой категории, как правило, есть время посетить такую презентацию, а в силу возраста они больше нуждаются в подобных товарах.
Штаты компании не маленькие. Приезжает сразу несколько человек. Они умеют завлечь, настроить на покупку.
– В 2019 году, когда впервые подобные компании появились в Уральске и стали поступать жалобы на них, я писала в органы полиции по поводу их деятельности на предмет возбуждения уголовного дела, – продолжает Эльмира Киматова. – Мне ответили, что речь идет о гражданско-правовых отношениях, и нет состава для возбуждения уголовного дела. Я считаю, что это явный обман потребителя в особо крупных размерах, ведь заявляется товар высокого качества японского производства, а продается совсем другое. Такая покупка не из дешевых.
Представители структуры намеренно не дают возможности обдумать свое решение или посоветоваться с кем-то. Во-вторых, проводят презентации компании с разными названиями. Но если сравнить договоры, адрес у всех этих субъектов один и тот же. В-третьих, массажеры предлагают как панацею от всех болезней. Но при некоторых заболеваниях массаж противопоказан. Кто возьмет на себя ответственность за ухудшение состояния здоровья?
При вмешательстве департамента в 2019 году удалось возвратить деньги 12 пострадавшим. Сумма немалая – более 6 млн тенге. Тогда обратившиеся успели вернуть товар в 14-дневный срок на основании претензии.
В начале 2020 года очередная группа пострадавших готовилась к суду. Целый кабинет в департаменте был забит массажерами и подарками, которые уральцы хотели вернуть компании. В феврале ее представитель произвел возврат денежных средств.
Далеко не всем удается полностью вернуть потраченную сумму. Так, был случай, когда участнику презентации пришлось сначала выплатить кредит, оформленный на покупку массажера. Затем он нанял адвоката и обратился в суд с заявлением о том, что ему была предоставлена недостоверная информация о товаре. Компания пошла на заключение медиативного соглашения, вернув лишь стоимость товара.
Страдают не только кошельки доверчивых пенсионеров. Как рассказывает Эльмира Киматова, в департамент обращалась женщина, которая после этой аферы попала в больницу с высоким давлением. У другой на нервной почве обострилась язва.
В Интернете можно найти массу публикаций о таких компаниях, долгие годы свободно гастролирующих по городам и весям Казахстана и соседних стран. Почему при таком числе обращений в уполномоченные и судебные органы полицейские не видят в них угрозы для населения, явного факта мошенничества? Какие лазейки в законах позволяют таким фирмам по-крупному наживаться на доверчивых гражданах?
– Я считаю, необходимо ужесточать законодательство, не допускать того, чтобы деятельность субъекта рынка была построена на обмане потребителей, – говорит руководитель областного департамента по защите прав потребителей. – К нам обращаются те, кто решил, несмотря ни на что, вернуть свои деньги. А сколько тех, кто рукой махнул на потерю, упрекая в этом только себя? Вот и процветает такой бизнес на доверии.
Как отмечают в уполномоченном органе, если товар не подходит и подлежит обмену, вы имеете право в течение 14 дней произвести возврат денежных средств. Должны быть сохранены пломбы, ярлыки, упаковка, внешний вид товара. Претензия направляется предпринимателю, продавшему товар.
Если вам отказали в возврате денежных средств, нужно обратиться в уполномоченный госорган – департамент по защите прав потребителей. Если это не привело к разрешению вопроса, тогда подается иск в суд.
Только за первое полугодие в суд было подано 12 исков, где департамент участвовал в качестве третьего лица.