![](/media/uploads/publication2/126/73/126736-image.jpg)
В текущем году, несмотря на то что в областном центре около 60% многоэтажного жилого фонда нуждается в капитальном ремонте, на него было выделено всего 74,3 млн тенге возвратных средств – выплат за ранее проведенную модернизацию. В итоге дождались обновления жильцы только одного 120-квартирного дома по улице Амангельды, № 109. За считанные месяцы их здание привели, что называется, в божеский вид. А вот когда придет черед сотен остальных – большой вопрос, на который никто в регионе не готов ответить.
Дом № 109 по ул. Амангельды ввели в эксплуатацию в октябре 1991 года. Однако новоселы не долго восторгались по поводу переезда. В целом квартиры в новостройке из силикатного кирпича (с большой прихожей, раздельным санузлом, кладовкой и просторной лоджией) были, конечно, хороши, а по тем скромным временам даже престижны. Планировка – просто отличная, но вот качество работы строителей не внушало оптимизма.
Кривые стены и потолки, осыпающаяся штукатурка, ямы и песок с пылью под линолеумом вместо бетонной стяжки (цемент при строительстве явно кто-то своровал в немалых объемах), а еще – некачественные оконные рамы и сантехника, много других недоделок и откровенного брака...
Вскоре дала о себе знать и халтура строителей при сооружении кровли – вода с крыши потекла в квартиры и подъезды. Недолго радовали жильцов также новые инженерные коммуникации. Уже к середине 90-х годов Кызылорду захлестнули коммунальные неурядицы: перебои были со всеми благами цивилизации – от электро- и газоснабжения до поставок воды и тепла. Не уберегли жильцы и свой подвал, он, как и в большинстве пятиэтажек города, оказался во власти канализационных стоков, стал рассадником зловоний и полчищ комаров.
Воды в подвале скопилось столько, что пришлось выводить отсюда электрооборудование и запитывать дом с помощью «воздушки» по временной схеме. От влаги на первых этажах вздыбливались деревянные полы, а зимой из всех щелей, в том числе в подъездах, валил пар, примораживая входные двери…
Принятие Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства-2020 жители дома встретили с большой надеждой. Но в первую волну счастливчиков (а на сегодня капитальный ремонт произведен в 122 жилых зданиях) попасть не смогли. Их «новый» дом действительно ровно вдвое моложе «хрущевок», понастроенных в 60-х годах минувшего столетия в большом количестве в различных городских микрорайонах. Но сдаваться жильцы не собирались: они-таки добились включения своего дома в план ремонта и составления проектно-сметной документации.
…Ответственно здесь подошли и к подбору подрядчика: из представленных 6 компаний выбрали ТОО «НС и К Сервис» – солидную строительную фирму, которая успешно справилась с ремонтом уже трех домов в областном центре. Мнение жильцов модернизированных домов стало решающим.
– Мы приступили к работе в середине июня и, надо сказать, были поражены запущенностью этого дома. В негодном состоянии были кровля, электроснабжение, а что творилось в подвале, даже сложно передать словами. В 8 из 12 подъездов стоки не доходили до канализационной системы, в сети отсутствовали пролеты в несколько метров, – отметил возглавивший бригаду строителей прораб Руслан Байдулдаев, подчеркнув, что только на выкачивание зловонной жижи глубиной почти полтора метра и очистку от ила ремонтникам потребовалось два месяца.
Параллельно велась работа и по ремонту кровли, был полностью восстановлен водосток, приведен в порядок подвал. Затем пришел черед замены инженерных коммуникаций, при этом систему теплоснабжения по настоянию инициативной группы жильцов здесь воссоздали из толстых бесшовных металлических труб, специально привезенных из Караганды.
И подъезды потребовали масштабной работы, которая началась с полного восстановления системы подачи электроснабжения от ввода в подвал до каждой квартиры с переносом счетчиков, монтажа «умного» освещения лестничных маршей и наружного света. Позаботились строители и об обогреве подъездов, смонтировав в каждом радиаторы отопления. Затем установили пластиковые окна, оборудованные москитными сетками.
Входные двери тоже поменяли, не забыв про кодовые замки. Только после этого началась штукатурка и покраска подъездов. А в качестве подарка от компании жильцы получили ограду, почтовые ящики, скамейки и урны, стенды для объявлений у входа в каждый подъезд. Пошли навстречу строители и сердобольным жильцам, попросившим помочь с ремонтом комнаты проживающего в доме одинокого ветерана.
– Мы очень довольны ремонтом, разница между тем, что было и стало, как между небом и землей, – говорит жительница дома Катя Ибадуллаева. – Наша семья живет здесь с 1994 года, и, честно сказать, уже устали от коммунальных неурядиц. Например, питьевая вода у нас не поднималась на пятый этаж без вакуумного насоса. Сейчас только при стирке его включаем, а так напор хороший. Уже подключили отопление, батареи горячие. Протекала и кровля, теперь, надеюсь, надолго избавились и от этой проблемы.
Довольна строителями и возможностями Программы модернизации ЖКХ-2020 и одна из 12 представителей инициативной группы – Лариса Цой, припомнившая горести своей жизни на первом этаже и то, как непросто приходилось убеждать некоторых жильцов в необходимости капитального ремонта. Как выяснилось, не все его желали, опасаясь, что, дескать, придут какие-нибудь халтурщики, а потом плати громадные деньги за бракоделов семь лет.
Впрочем, есть недовольные и сейчас. Не все верят, что проблемы уйдут надолго.
На днях состоится приемка дома после капитального ремонта специальной комиссией, а тем временем у жильцов появилась новая идея – привести в порядок двор, на который и правда после выхода из чистенького подъезда смотреть не в удовольствие.
Капитальный ремонт пошел на пользу и в плане сплочения жильцов. Они теперь наверняка не допустят возвращения коммунального ужаса в свой дом.