Музыкант от Бога, артист из народа: 100-летний юбилей Нургисы Тлендиева отмечают в Казахстане

4012
Галия Шимырбаева
корреспондент Алматинского корпункта

Сегодня Нургисе Тлендиеву, выдающемуся композитору, дирижеру, Қазақстанның Халық Қаһарманы, исполнилось бы 100 лет

фото из архива «КП»

Как все начиналось

Домбристом-виртуозом он стал благодаря Ахмету Жубанову. Будущий академик-музыковед искал таланты для только что созданного им при музыкально-драматическом техникуме (ныне Алматинский музыкальный колледж им. П. И. Чайковского) домбрового ансамбля, который очень скоро стал Казахским государственным оркестром народных инструментов им. Курмангазы.

Столкнувшись с юным дарованием в одном из аулов Алматинской области, он сделал все, чтобы 8-летний Нургиса Тлендиев попал в ансамбль. По прошествии многих десятилетий будущий музыкант-виртуоз создаст еще один оркестр, продолживший линию, начатую оркестром им. Курмангазы. А тогда, чтобы он мог играть во взрос­лом коллективе, мальчику приписали два года. Сделать это было нетрудно: Нургиса был высокого роста, крепкого телосложения, а потому выглядел старше своих лет.

Когда началась Великая Отечественная война, 16-летний музыкант ушел добровольцем на фронт. И хотя Нургиса был трижды ранен, судьба, провидение или духи великих предшественников хранили его. После демобилизации Тлендиев поступил на дирижерский факультет Московской консерватории, и к потрясающему природному дару добавилось прекрасное фундаментальное музыкальное образование.

При этом Нургиса Тлендиев, как отмечают музыковеды, никогда не отрывался от своих корней.

– Про него как продолжателя школ Таттимбета, Курмангазы, Даулеткерея и народных композиторов Биржан-сала, Ақан сері можно сказать, что он был пос­ледним из могикан, придерживавшимся народного стиля в своем творчестве, – считает его ученик, заслуженный деятель РК Ермурат Усенов. – Когда в 1980 году появился организованный Нургисой Тлендиевым ансамбль «Отырар сазы» при Казахской государственной филармонии имени Жамбыла, я был в числе тех 15–20 музыкантов, которых он отобрал после прослушивания. Ему так понравилась моя склонность к стилю шертпе-кюй, что он сразу взял меня концертмейстером. А узнав, что я окончил консерваторию по двум специальностям (классу домбры и как теоретик музыки), поручил оркестровку народных песен и кюев, когда мы выезжали на гастроли не только по республике, но и в зарубежные поездки вместе с вокалистами Бибигуль Тулегеновой, Алибеком Днишевым, Ермеком Серкебаевым и другими.

Я обычно приходил к нему домой. Пока работал за низеньким казахским столом, он сидел рядом и курил. И попробуй сделай ошибку – спрос у учителя был строгий. Первое время я проверял звук на фортепиано. Пару раз он смолчал, а на третий сказал: «Зачем тебе это? Ты же окончил консерваторию по двум специальностям. Полагайся на свои знания, память и фантазию». Так я научился оркестровать без инструмента. Сам он писал музыку сидя за тем же столом, так, словно строчил письмо или доклад.

Постепенно я стал его правой рукой в самом прямом смысле – маэстро был левшой. Когда я написал свое первое произведение – соло для саз-сырная с оркестром, – он выразил свое одобрение. То, что учитель сам дирижировал оркестром «Отырар сазы», когда играли это произведение, я воспринял как бата – благословение на творчество. После событий декабря 1986 года я написал поэму для оркестра «Желтоқсан жаңғырығы». И опять мой учитель и старший друг был рядом – он лично провел ее презентацию в Алма-Ате и сам дирижировал на концерте в филармонии имени Жамбыла.

Плюс к Богом данному таланту природа наградила его фантастически гибкими пальцами и пластикой. Когда академик Ахмет Жубанов привез его в Алма-Ату, композитор Латиф Хамиди сказал, что из этого парня выйдет хороший танцор. Но то же самое можно сказать, если он был бы пианистом или скрипачом – он стал бы выдающимся музыкантом. Когда он, левша, касался струн домбры, это было что-то мистическое – слышались завывание ветра, пение птиц, свист летящей стрелы, шум реки...

Во время съемок историко-романтической драмы «Қыз Жібек» (Тлендиев написал музыку к ней) случилось почти чудо. Лебеди, которых специально привезли из зоопарка, оказавшись в озере, уплыли далеко от берега. Что только не придумывали ассистенты режиссера, чтобы их вернуть, – все было бесполезно. Но, когда оператор включил запись с кюем Нургисы Тлендиева «Аққу» в исполнении автора, грациозные птицы, услышав родные трубные звуки, приплыли к берегу.

Как исполнителю ему не требовались многочасовые репетиции – он просто брал в руки инструмент и играл. Но как дирижер ставил и перед собой, и перед оркестром необычайно высокую планку. Сейчас нередко бывает так, что дирижер утром проведет одну репетицию, а вечером уже дают концерт. Тлендиев никогда себе такого не позволял. Он иногда неделями отрабатывал с оркестром все контрапункты одного только произведения, чтобы оно было доступным для простого слушателя, который придет на концерт.

Есть мнение, что истинными святыми являются люди, которые самоотверженно исполняют свой профессиональный и общественный долг. А Тлендиев не просто исполнял и то и другое – он в самом высоком смысле этого слова был сыном своего народа. Его творчество способствовало тому, что в консерваторию сегодня в класс домбры наряду с казахами поступают и представители других народов. Среди наших недавних выпускников есть, например, домбристы русские и корейцы по национальности. А концерты Димаша Кудайбергена редко обходятся без кюев «Адай» Курмангазы и «Алкисса» Тлендиева.

Человек-оркестр

По словам дирижера и музыковеда Юрия Дороховского, в сочинениях Нургисы Тлендиева всегда была видна не просто рука дирижера, в них ясно и четко проглядывала его творческая мысль. Одно лучше другого, они не оставались в рамках узкопрофессиональной публики, а сразу уходили в народ. Со временем их стали считать народными, что является высшим знаком популярности их творца.

– Мне посчастливилось дирижировать многим из того, что написал Тлен­диев, – вспоминает Юрий Дороховский. – «Алатау», «Саржайлау», «Жан саулем»... И не удивляйтесь, но я был первым, кто исполнял его «Құстар әні». С этой песней получилось так же, как и с бессмертным «Казахским вальсом» Латифа Хамиди. Написанная к ныне безвестному спектаклю песня «Құстар әні», став одной из самых любимых народом, зажила собственной жизнью.

Началось все с того, что меня еще студентом консерватории пригласили концертмейстером в оркестр Казахского драматического театра имени Ауэзова. И хотя обстановка была очень благожелательной, я все равно робел стоять во главе оркестра. А тут через некоторое время стали репетировать спектакль, музыку к которому написал Нургиса Тлендиев. Когда сказали, что на репетицию приедет автор, чтобы послушать, как звучит музыка, разные люди поторопились сообщить мне, что угодить ему трудно – безмерно требователен и даже резковат.

Началась репетиция. Когда над залом поплыли прекрасные звуки «Құстар әні», я забыл обо всем. Отзвенел последний аккорд, и вдруг вижу, что в мою сторону бежит какой-то человек. Глаза сверкают, локти расставлены… Он был похож на боксера, приготовившегося к атаке, а я был уже кандидатом в мастера спорта, поэтому невольно принял бойцовскую стойку. Ситуация сложилась комичес­кая, а Тлендиев (это был он) подбежал, обнял и, повторяя «спасибо! здорово!», расцеловал меня.

Кинокомпозитор – еще одна грань его многогранного таланта. Нургиса Атабаевич, напомню, долгие годы был дирижером и главным редактором музыкальной редакции киностудии «Казахфильм».

Был один случай, связанный с записью музыки к кинофильму «Конец атамана». Техника тогда была совсем не такая, как сейчас, а требования при этом жесточайшие. К услугам дирижера – симфонический оркестр из лучших музыкантов столицы: из оперного театра имени Абая, из филармонии имени Жамбыла, профессура из консерватории... Но регалии и заслуги его никак не волновали, Тлендиеву был нужен результат. А у оркестра, который за ночь мог записать то, над чем другие работают месяцами, никак не шел один фрагмент. Дирижер бьется, но не идет – и все тут. И тогда Тлендиев, бросив в сердцах: «Жолдастар – друзья! Вот как это должно звучать!» – яростно схватил домбру.

Не знаю, как другие, но я обомлел! Во-первых, инструмент шел не справа налево, а наоборот, потому что Тлендиев­ был левшой. Во-вторых, перед ним симфонический оркестр – одно из высочайших достижений человеческой цивилизации, а он сыграл неподдающийся кусок на двухструнном инструменте! Он звучал не просто в оркестровой манере – домбра в руках виртуоза передала и художественность, и драматургию момента. Воцарилась тишина! После столь блистательного мастер-класса запись пошла как по накатанной, мы (я был приглашен в оркестр в качестве скрипача) быстро управились с материа­лом, а фильм в дальнейшем вошел в Золотой фонд казахского кино...

Как дирижер он дал путевку в кино не только своей музыке, но и других авторов. Казалось бы, человек мог бы и успокоиться. Но он, как мастер домбры, приложил руку и к инструментальному творчеству. И эти его произведения, как и песни, тоже пошли в народ.

Понятно, что не каждый может их исполнить, но его кюи, как творения Курмангазы и Даулеткерея, по словам Юрия Дороховского, знает каждый казах. Это «Махамбет» – поэма для оркес­тра казахских народных инструментов, «Әлқисса» и «Ата толғауы» – инструментальные произведения для домбры и народного оркестра, большая симфоническая поэма «Ордабасы».

Что касается последнего произведения, то это как у Чайковского: музыка великого русского композитора написана очень сложно, но ее знают и понимают все. У других тоже написано сложно, но еще сложнее эта музыка восприни­мается. Юрий Дороховский считает, что это, видимо, и есть суть гениальных произведений – когда сложность письма не видна. Толстой говорил на этот счет: настолько гениально, что даже мастеровитость не видна.

– Возьмем древнейший народный кюй «Ақсақ құлан», – продолжает музыкант. – Тлендиев сделал из него поэму грандиозного симфонического звучания! Причем бережно, не заслоняя того, что народ вложил в нее. Когда уже приз­нанный всеми дирижер и композитор услышал организованный музыковедом Болатом Сарыбаевым небольшой этно­графический ансамбль музейного плана, он, как великий художник, представил, что будет, если довести его до большого оркестрового масштаба.

Дело ведь в чем? Древние инструменты, найденные при раскопках Отрара, имеют очень красивый, но совсем небольшой звук. Например, такой богатейший инструмент, как сазсырнай, слышно всего лишь за метр-полтора. Тлендиев решил, что этот оркестр должен работать на микрофонах. И это в то строгое время, когда к микрофонному исполнению относились очень предвзято. Подобную вольность мог­ла позволить себе только эстрада, и вдруг – народный оркестр! Эту идею ему, естественно, пришлось пробивать. Зачем ему это было надо? А все очень просто: он хотел, чтобы все это богатство зазвучало в полный голос.

И еще: то, что зарождалось в его душе, мог показать только этот оркестр. Соз­дав «Отырар сазы» уже в возрасте, да и фронтовые раны сказывались, он объездил с ним весь Казахстан. Только гастролирующий музыкант знает, насколько это тяжело, ведь условия на таких гастролях бывают приближенными к фронтовым.

Недоброжелателей и завистников у его яркого таланта хватало всегда. Тлендиев и членом Союза композиторов стал только к концу жизни. Чиновники, ссылаясь на то, что он окончил дирижерский факультет, всячески препятствовали этому. А народным артистом СССР он стал, когда этому посодействовал секретарь Союза композиторов СССР Тихон Хренников.

Но самой главной наградой для него было признание народа, который, и чувствуя, и видя, как он знакомит мир с душой казаха, носил его на руках. Звание «Халық Қаһарманы», которого он был удостоен перед самой смертью, досталось ему по праву – соотечественники уже при жизни воспринимали его как своего героя.

Песни Нургисы

Поэт Шомишбай Сариев написал тексты к нескольким песням Нургисы Тлендиева.

– Однажды утром меня разбудил телефонный звонок, – вспоминал он историю знакомства с ним. – Незнакомый мужской голос с ходу начал упрекать: «Ты почему тексты пишешь композиторам-халтурщикам, а мне – нет?!»

– А вы кто? – спросил я, растерявшись от такого напора.

– Нургиса Тлендиев, – прозвучало на том конце.

Я оторопел:

– Нур-ага, во-первых, Вы для меня недосягаемы, а во-вторых, Вы назвали моих друзей халтурщиками, но это талантливые ребята.

Тлендиев захохотал:

– Я ждал, как ты отреагируешь. А если ты и меня держишь за композитора, жду тебя в бане на Октябрьской.

Сразу после бани мы поехали к нему домой. Музыку к песне «Ән журегiм, жан улым» он написал виртуозную. Потом было написано еще несколько совместных песен, но, к сожалению, на сцене они так и не прозвучали. Видимо, у нас с Тлендиевым сказывалась разница в возрасте…

Посвящение во всадники

Нургиса Тлендиев написал музыку практически ко всем фильмам своего друга, выдающегося кинорежиссера Абдуллы Карсакбаева. В том числе и к знаменитой детской картине «Меня зовут Кожа», удостоенной Серебряной ветви Каннского кинофестиваля.

– Все взрослые в этом фильме подстраи­вались под меня, – рассказывает исполнитель главной роли Нурлан Санжар. – Бикен Римова, моя киношная мама, например, научила меня садиться­ на коня. Я, городской мальчишка, лошадей поначалу очень боялся. Она, увидев это, показала, как ее седлают, с какой стороны восточные люди садятся на нее, какой рукой держат поводья и какой должна быть осанка у казаха при езде: спина не в наклон, как у европейцев, а прямо и даже немного откинувшись назад. Когда она посадила меня на лошадь, то все переполошились: а вдруг я сейчас упаду, поцарапаю лицо и съемки будут приостановлены. Но Бикен-апай сказала, что лошадь спокойная, и, взяв ее под уздцы, пошла с ней по кругу.

Я не видел, что во время этой сцены неподалеку стояли режиссер и Нургиса Тлендиев. Но эта мизансцена имела продолжение. Через месяц в районе Каскелена мы снимали эпизод на жайлау. Там было очень много людей – конных и пеших. Нургиса Тлендиев развлекал селян игрой на гармони и домбре. А я крутился возле лошадей-жорға – иноходцев. И вдруг Тлендиев, бросив инструмент, подошел ко мне. Взял меня за затылок и подвел к какой-то черной лошади. Все закричали: «Нельзя! Она горячая!» А он: «Ничего страшного. Ниже земли не упадет». И посадил на коня.

Ноги у меня не доставали до стремени, и я их засунул в ремни над ними. Тлендиев предупредил: «Смотри, чтобы они не провалились дальше. Иначе, если лошадь понесет, не сможешь их вытащить». И неожиданно с силой ударил лошадь по крупу. Она понесла так, что у меня дух захватило мгновенно, но я был счастлив! Это был настоящий полет!

Краем глаза я увидел, что Нургиса-аға одним махом взлетел на неоседланную лошадь и стал меня догонять. При этом он визжал так, как это умеют только степняки. Видимо, у него был расчет пробудить в крови у городского казаха инстинкт наездника. И действительно, я интуитивно делал движения, которым меня никто не обучал, но именно те, что были необходимы.

А потом я даже не увидел, а скорее почувствовал, что удовлетворенный
своим уроком Тлендиев отстает от меня. Я тоже стал останавливать свою лошадь. С трудом, но все же развернул ее и уже легко поскакал назад.

А Тлендиев, уже забыв про меня, вновь развлекал простых аулчан. Они были в восторге, а он был счастлив. Его лицо было чуть-чуть побито оспой, но этого недостатка не было заметно. Он бывал удивительно красив в общении с народом, хотя в городе многие остерегались его острого языка и авторитарных жестких манер.

Только теперь, спустя много десятков лет, я осознал, почему Нургиса Тлендиев посадил меня на лошадь. Посвящение в наездники должен делать мужчина, а не женщина, даже если это и непревзойденная Бикен Римова…

Популярное

Все
Они сражались за Родину
В Астане готовятся к военному параду
Социальный автокараван проехал по селам
Будет ли в столице новый сквер?
В УЕФА внимательно наблюдают за инфраструктурными изменениями
В Алматы прошел Фестиваль звонарного искусства
Он беседовал с Фиделем Кастро и пел с Юрием Гагариным
Слово о наставнике и друге
Страх на руку мошенникам
Под парусом вечного неба
Распоряжение Главы государства о назначении
Государственный деятель, дипломат, гражданин
Более 200 лет составляет трудовой стаж педагогической династии Адильгазиновых
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций
Кенсай привели в порядок к празднику
101-летний Ыскак Хусаинов всегда с трепетом ждет 9 Мая
101-й день рождения отметила ветеран Тамара Максимова
Самая большая зона отдыха появится в Алматы
В авангарде – школьники и молодежь
Как сделать города комфортней и экологичней
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Инвесторы предлагают построить несколько линий ЛРТ между Алматы и областью
Удивительная судьба Масима Якубова
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Школьное меню: прокуратура ЗКО отменила госзакупки на сумму на 70 млн тенге
«Краткая история Шынгыз-хана» издана на русском и английском языках
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Трижды обманувший смерть
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Дом на стенах держится
Трагикомедия «Кызыл дамбал» вышла в общереспубликанский прокат
Юный шахматист из Мангистау на пороге исторического рекорда
Основываясь на принципах честной журналистики
Примем участие в стыковых матчах Евро-2026
Сильные дожди с грозами ожидаются в Казахстане
«Не смолкнет песня боевая...»
Отважный герой-пограничник
Саксаул пустыне возвращает жизнь
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ерлан Суттибаев назначен заместителем Управляющего делами Президента РК
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Педагоги из СКО достойно представили регион на республиканской олимпиаде
Формула успеха для Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В Талдыкоргане дан старт празднованию 100-летия Нургисы Тлендиева
В каких районах Астаны появятся новые школы
Трамп поднял размер пошлин на импорт из Казахстана до 27 процентов

Читайте также

Режиссера Фархата Шарипова поздравили на киностудии «Казахф…
Известный румынский хор впервые выступит в Казахстане
Письмо с «Титаника» продали на аукционе за 350 тыс. евро
Казахстанскую комедию «Патруль. Последний приказ» покажут в…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]