Указывать на проблемные "зоны" главного финансового документа страны депутаты принялись после основного доклада министра национальной экономики Ерболата Досаева. Председатель Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Гульжана Карагусова, которая, как известно, сама довольно продолжительное время пребывала в составе Кабмина и знает все тонкости бюджетного планирования, на конкретных примерах доказала, что при разработке бюджета на предстоящий период его авторы порой либо идут по инерции, в результате чего из года в год бюджет не осваивается или осваивается неэффективно, либо плохо знают реалии.
Так, из года в год не решаются проблемы профессионально–технического образования. Страна ощущает острую нехватку специалистов–инженеров, а также специалистов среднего звена, не укрепляется материально–техническая база уже существующих учебных заведений соответствующего профиля.
Зато, констатировала Г. Карагусова, планируется строительство двух образовательных учреждений профессионально–технического профиля мирового уровня. Причем, заметила Г. Карагусова, что подразумевается под формулировкой "мировой уровень" в данном случае, объяснить никто не может. По ее словам, гигантомания и тяга к глобальным решениям там, где всего лишь нужен практичный и хозяйский подход, мешает развитию сфер и отраслей экономики.
Не менее жестко высказалась Г. Карагусова в отношении переполненных аварийных школ с трехсменной системой образования и пустующих новых, а также по поводу качества отечественной медицины. Доходная часть бюджета в последние годы также не выполняется, констатировала Г. Карагусова. В связи с этим возникает вопрос – для чего в стране улучшается инвестиционный климат, для чего тратятся большие деньги на реализацию ГП ФИИР, поддерживается малый и средний бизнес, если в итоге нет доходов от деятельности новых предприятий, что должно привести к возникновению новых предприятий, а значит и росту корпоративного подоходного налога.
Доходная часть бюджета сегодня растет преимущественно за счет штрафов и пени, что свидетельствует о том, что фискальная политика в Казахстане становится репрессивной, констатировала Г. Карагусова. Депутат посоветовала министрам чаще бывать в регионах.
О социальной составляющей бюджета свое мнение высказала депутат Гульмира Исимбаева. Она отметила, что сегодня есть факты по неосвоению средств в текущем году и увеличению расходов на будущий. Так, например, в системе здравоохранения на инвестиционный проект "Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения" заявлено на 2015 г. – 20 млрд тенге. К слову, в 2009–2014 годах уже выделено 23 млрд тенге. При этом ежегодно в бюджет возвращались порядка 50% расходов от предусмотренного плана. В текущем году исполнение за 9 месяцев составило 36,9%.
– Разумно ли при неосвоении средств в текущем году увеличивать финансирование на будущий год на те же программы? И такая картина практически по всем министерствам, – сказала депутат.
Депутаты обратили внимание на ряд актуальных проблем, требующих решения в предлагаемом законопроекте, сделав основной акцент на приоритетах социальной сферы. Обоснованной критике были подвергнуты программы строительства и ремонта автомобильных дорог на республиканском уровне, предоставления инновационных грантов, программы "Производительность–2020", чрезмерное увлечение внешними займами.
Одной из главных причин сложившейся ситуации является то, что в большинстве администраторы бюджетных программ не формируют конкретные цели и системы индикаторов их реализации, считают депутаты.
Резюме собранию фракции подвела Д. Назарбаева. По ее словам, на собрании прозвучало немало здравых идей о том, как можно сэкономить бюджетные средства, сократить ненужные статьи расходов в действующем бюджете, реализовав при этом программы по развитию отраслей экономики страны. Это тем более актуально, что цены на нефть и металлы падают.
Назарбаева также обратила внимание на неэффективность сотрудничества с некоторыми международными организациями, результаты которого зачастую не видны. Д. Назарбаева отметила, что фракция как основной политический ресурс партии "Нур Отан" продолжит взаимодействие с Правительством парламентского большинства реализацию программных установок партии и ее Лидера.