На дорогах «цифра» в помощь

1522
Асель Муканова

Одной из проблем Казахстана остается низкое качество дорог.

Многие эксплуатируемые асфальтные и грунтобетонные автомобильные дороги на сегодняшний день пребывают в не­удовлетворительном состоя­нии. Это отмечают как специалисты, так и непосредственные участники дорожного движения.

Последствия дорожных ремонтов, как правило, недолговечны, так как дорожниками зачастую используется недостаточно вяжущих материалов, минеральных составляющих, или они низкого качества, что приводит к регулярным незапланированным финансовым расходам.

Об этой непростой ситуации шла речь на заседании специальной секции по повышению качества автомобильных дорог в рамках XVIII Международной выставки Kaztraffic 2022, состоявшейся на прошлой неделе в Астане. Ее организаторами выступили Министерство индустрии и инфраструктурного развития, РГП «Национальный центр качества дорожных активов», АО «КаздорНИИ» и АО «НК «КазАвтоЖол».

В Международном выставочном центре EXPO были представлены современные научные и технические разработки более ста ведущих автодорожных компаний Казахстана, США, Германии, Франции, Украины, Турции, Азербайджана, России, Беларуси и других стран. Участники делились своими наработками, технологиями и открытиями в области дорожного строительства, ремонта, содержания и экспертизы состояния магистралей. Впервые в программе выставки была развернута ярмарка вакансий.

Мониторинг состояния дорог в Казахстане с 2019 года осуществляет Национальный центр качества дорожных активов. Его 17 филиалов во всех регионах страны укомплектованы испытательными лабораториями, аккредитованными в соответствии с требованиями международных стандартов.

Немаловажен и тот факт, что национальный центр одним из первых в Казахстане прошел сертификационный аудит и получил сертификат соответствия международному стандарту «Система менеджмента противодействия коррупции» с областью применения при экспертизе качества работ и материалов.

Как сообщил в своем докладе заместитель генерального директора НЦКДА Арман Каирбеков, центром проведена оценка около 88 тыс. проб дорожно-строительных материалов, в среднем по 25 тыс. в год. Из них в пределах 21 тыс. (или каждая четвертая проба) оказались не соответствующими требованиям нормативной документации. 80% всех несоответствий пришлись на дороги местного значения.

– Национальный центр качества дорожных активов планомерно внедряет проекты в сфере цифровизации для обеспечения высокой эффективности и прозрачности всех бизнес-процессов предприятия, – подчеркнул Арман Каирбеков.

Во-первых, для повышения прозрачности и автоматизации процесса контроля разработана система KazRoadLab, в которой отображаются результаты лабораторных испытаний материалов, контрольно-измерительных мероприятий на объектах. Все работы производятся в электронном формате без применения бумажного носителя.

Благодаря внедрению функций прослеживаемости изменений и корректировок со стороны испытательной лаборатории минимизируются коррупционные риски. Также повышается ответственность сотрудников за легитимность проводимых ими испытаний, так как они каждый раз при входе в систему подтверж­дают свою личность с помощью ЭЦП, а GPS-привязка планшетов позволяет отследить точку отбора проб на участках.

В центре пошли дальше и решили усовершенствовать систему, запустив в Алматинской области тестовый вариант KazRoadLab, когда все параметры дорожных материалов при проведении испытаний автоматически заносятся в систему, и затем уже она самостоятельно формирует и выдает результат испытаний.

– Еще одним направлением нашей деятельности является ведомственная экспертиза технической документации для проведения работ по среднему ремонту автодорог. На сегодняшний день выдано более 1 000 заключений на проекты с общей протяженностью 18 тысяч километров, – сообщил замдиректора центра качества автодорог.

Здесь тоже все взаимодействие между заказчиком и исполнителем осуществляется в электронном формате. Разработан портал ведомственной экспертизы, который обеспечивает прозрачность, экономию времени и финансов. В последующем его планируется интегрировать с базой Госэкспертизы EPSD.

Также ежегодно национальный центр диагностирует участки, находящиеся на гарантии и содержании, паспортизирует автодороги, что позволяет определить их фактическое состояние и назначить ремонтные работы. Для исключения человеческого фактора при диагностике разработано программное обеспечение SRDS, которое представляет собой систему автоматического распознавания дефектов покрытия на основе искусственного интеллекта и сокращает обработку данных с четырех дней до четырех часов на участке протяженностью в 100 км. На программу получены авторские права, подписан договор о платном использовании SRDS в дорожных лабораториях Российской Федерации.

Продолжаются научные исследования. Совместно с «КаздорНИИ» по заданию Комитета автомобильных дорог проводятся исследования по распределению температуры и влажности в дорожной одежде и земляном полотне. В различных регионах Казахстана установлено 28 комплектов измерительных датчиков, по которым создана база данных об ежечасных изменениях.

Наполнение базы данных результатами мониторинга изменений температуры и влажности позволит пересмотреть и актуализировать нормативные документы по морозостойкости щебня и гравия, картам промерзания грунтов, определения расчетных максимальной и минимальной температур асфальтобетонных покрытий для более точного подбора битума в соответствии с реальными эксплуатационными температурами в регионах.

Одним из проблемных вопросов является качество применяемого дорожного битума. В прошлом году лабораториями центра испытано более 1 400 проб, из которых 300 признано не отвечающими нормативным требованиям.

Из испытанных в нынешнем году 900 проб не отвечающими нормам качества признано 232, или 26%.

– К сожалению, существующая методика проектирования не полностью учитывает реальные условия работы асфальтобетона в различных регионах. Как показывает зарубежный опыт, одним из основных способов повышения качества и долговечности асфальтобетонных покрытий является модификация битума полимерными материалами, которые позволяют снизить его старение, увеличить эксплуатационные свойства и срок службы автодорог, уменьшить темпы образования колейности, улучшить механические показатели при низких температурах, – подчерк­нул Арман Каирбеков.

Проблемы возникают из-за неправильного хранения полимер-модифицированных битумов, отсутствия специальных резервуаров и плавильных печей. К их производству не приспособлены асфальтобетонные заводы. Инженерные службы и подрядчики не имеют необходимой материальной оснащенности для надлежащего контроля качества.

Центр разработал и довел до всех заинтересованных организаций инструкцию по правильной транспортировке, хранению и применению полимер-битума. До конца года будут утверждены соответствующие рекомендации.

Кроме того, на базе центра качества в Караганде создана цент­ральная лаборатория по глубокому исследованию битумных и полимерно-модифицированных битумных вяжущих, которая оснащается современным оборудованием.

Совместно с научными сотрудниками Назарбаев Университета начата работа по изучению и внедрению технологии Суперпейв (Суперасфальт), которая позволит на порядок улучшить все прочностные характеристики асфальтобетона, увеличить срок его службы до 5–7 лет, межремонтный срок – до 16–20 лет и значительно снизить затраты на ремонт и содержание дорог.

С учеными Евразийского нацио­нального университета исследуются дефекты автомобильных дорог с цементобетонным покрытием, по результатам будут определены причины их появления и выработаны предложения по внесению изменений в нормативную документацию.

В ходе сессии выступили ученые и практики автодорожного строительства. Директор научно-исследовательского центра прикладной химии Карагандинского университета им. Е. Букетова Едиге Мустафин представил инновационную разработку научных технологий для улучшения качества автодорог с использованием современных модифицирующих и стабилизирующих добавок. Все составляющие компоненты имеют казахстанское содержание, подчеркнул он.

С предложениями по развитию и улучшению проектирования и строительства автодорог выступил технический директор ТОО «AsiaGeoCentre» Евгений Орлов, а также другие участники.

Популярное

Все
Раненую сову спасли на руднике «Суздаль»
Каждый раз, своевременно рассчитываясь за коммунальные услуги, мы надеемся, что если платим за то же отопление, то в квартирах действительно будет тепло. Иначе за что же тогда выкладываем свои кровные?
Каждая четвертая стройка в Западно-Казахстанской области, ведущаяся в рамках госзакупок, в прошлом году не была завершена вовремя
История о Сыганаке
Готовимся к мировым турнирам
Таланты – на сцену!
История Алаш Орды – это история казахской интеллигенции, которая сыграла неоценимую роль в судьбе страны. Имена ее деятелей известны. Но нельзя не вспомнить тех, кто предвосхитил это движение и стоял у его истоков. Один из таких людей – Серали Лапин
Казахстанский силач Закир Найманбаев может запросто поднять машину без домкрата, передвинуть ее голыми руками или потянуть за собой 55-тонный вагон, а однажды он 210 раз присел с бараном на плечах…
Поправки в Налоговый кодекс подписал Токаев
Казахстан планирует существенно нарастить производство товарного газа и электроэнергии к 2029 году
Водители автобусов в Семее решили начать неделю невыходом на работу
Президент утвердил поправки в Кодекс об административных правонарушениях
Токаев подписал закон о цифровых активах
Отец пытался вскрыть себе вены на глазах у детей в Таразе
Собиравшую ягоды женщину застрелили в СКО: осужден бывший полицейский
Астанчанин выбросил из окна 4-летнего племянника, зарезал тёщу и спрыгнул с 7-го этажа
Сбой в работе сайта по автокредиту объяснили в ФРП
Второе за сутки землетрясение произошло в Турции. Число жертв превысило тысячу человек
Сразу в трех регионах Казахстана ощутили землетрясение
Из космоса опасные сигналы
У каждого вайнаха есть своя казахская история
Жумангарин встретился с руководителем Wildberries
Подростку с кольцом в носу понадобилась помощь спасателей в Шымкенте
"Открыто ищут наркозакладки" – на видео очевидцев отреагировала полиция Талдыкоргана
Костанайцы стали меньше платить за тепло
В Мангистау выявили незаконную схему транзита автомобилей
Летевший в Баку самолет экстренно сел в Атырау
Токаев – Эрдогану: Казахстан готов оказать помощь братской Турции
Неподалеку от Семея есть место, которое уже на протяжении трехсот лет привлекает людей
"Трое детей убили себя из-за игры в TikTok" – на рассылку ответили в МВД
Подросток из Хромтау скончался при странных обстоятельствах в лагере в Боровом
Многие знаменитости, чья слава перешагнула рубежи республики, утверждают: чтобы овладеть языком, в том числе и казахским, достаточно читать хорошие книги
Компании, управляющие жилыми многоквартирными домами, должны быть сертифицированы
Девочку-подростка жестоко избили сверстницы в Талдыкоргане – комментарии полиции и акимата
Нурсултан Назарбаев перенес операцию на сердце
Названа причина смерти сенатора Гульмиры Каримовой
Инновации на развалинах аграрной науки
На целое тысячелетие удревнилась маханджарская культура Тургайского прогиба благодаря исследованиям костанайских археологов
Льготное автокредитование: как подать заявку
Избившего супругу в лифте мужчину арестовали в Астане
В Шымкенте за получение взятки задержан работник отдела образования
Какие изменения будут вводить на госслужбе в Казахстане
Скончался известный казахстанский композитор Арман Дуйсенов
Почему уголовно-исполнительную систему Казахстана можно сравнить с утлым суденышком без парусов – об этом в эксклюзивном интервью «Казахстанской правде» рассказал доктор юридических наук, правозащитник, член Общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел РК Куат Рахимбердин.
Комментируя прошедшие выборы в верхнюю палату Парламен­та, следует отметить, что в целом меняется функционал Сената. Полномочия каждой из палат благодаря конституционным изменениям четче разграни­чены. Законотворческая миссия будет возложена большей частью на Мажилис
Еще раз о кино
Названы регионы-антилидеры по ценам на продукты питания
"Алматинец убил свою девушку и покончил с собой": полиция прокомментировала публикацию

Читайте также

Готовимся к мировым турнирам
Таланты – на сцену!
История о Сыганаке
Цифровизация: в контексте права

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]