​Народ Великой степи – народ созидательной истории

11328
Рустам Алмазов

Суть вопроса в том, что история размещавшихся, проживавших и населявших племен и народов рассматривалась разрозненно, так, будто они последовательно жили на этой земле, а после – растворились в истории.

Но ведь объединяло туранцев, саков, массагетов, гуннов, эфталитов (абдалов), дахов (адайцев), другие племена и народы общее пространство. Принципиальный подход, который рассматривает историю этих народов как единую протоказахскую, имеет исключительно важное значение.


Об этом говорит профессор, ректор университета «Туран» Рахман Алшанов.

– Такой подход существовал и ранее, но голос сторонников этой позиции звучал не очень уверенно. Президент в своей статье предлагает уйти от фрагментарного подхода, а с учетом богатого накопленного исторического материала рассмотреть проблему комплексно, интегрировать современные данные и создать целостную историю. Принципиально важной является позиция Главы государства, призывающая отрешиться от довлеющих интерпретаций отечественной истории. В исторических концепциях накопилось много наносного – искусственной трактовки, сознательного искажения фактического развития событий в угоду господствующим царствующим домам. В результате в трактовке истории довлеют различные штампы – индоевропейские и европоцентристские теории и учения. Особенно пострадала казахская история. Практически все первое тысячелетие нашей эры история степи сознательно искажалась, переписывалась в угоду шахам. Многие приняли участие в этом процессе. Так, знаменитый Фирдоуси, получив заказ шахов написать новую версию «Шахнаме», сотворил удобную, нужную заказчикам историю, обострив противостояние Турана и Ирана. И его версия живет до сих пор, как будто он сам был участником тех событий. Он, прочитав «Авесту», по-своему представил взаимоотношения степняков – туранцев и кейянидов – и как соперников, и как союзников, через призму антитуранской концепции. Российский исследователь «Шахнаме» А. Стариков отмечает тенденциозность Фирдоуси, который не только исказил события, но художественно их приукрасил. И это видно в создании поэтического образа Ирана, который существовал в это время еще как идеал «Ираншехр». Удивляет то, что вслед за ним многие историки продолжают до сего времени утверждать, будто туранцы являются восточноиранским племенем. Но как можно быть племенем того, чего еще не было? В таких подходах сквозит желание всячески принизить степь, туранцев-протоказахов. Практически принижена история Парфянского государства, созданного парнами – одним из трех прототюркских племен дахов (адайцев), – объясняет Рахман Алшанов.

В связи с концептуальными подходами статьи Президента необходимо по-новому, критически подойти к «Авесте». Это самое древнее произведение, созданное в пространстве Большого Турана. Эпицентр событий – море Ворукаша, идентифицированное как Аральское. Сложилось так, что это произведение трактуется как индоиранское, арийское. Но этот труд создавался на земле наших предков, устно передавался из поколения в поколение, пока не был записан изобретенным авестийским письмом. И он не только был записан, ему была уготована судьба стать государственной религией шахов. Зороастризм до прихода ислама был господствующей идеологией, пока ислам не вытеснил зороастрийцев на территорию северной Индии.

Внимательный анализ текстов «Авесты» свидетельствует о наличии в ней серьезного туранского пласта. Алькей Маргулан в свое время сказал, что это произведение изначально создавалось в степи. И действительно, целый ряд обрядов и традиций (Наурыз, асы – жертвоприношения, культ огня), описанных в «Авесте», сохранялся у казахов. Многое искажалось при переписывании на пехлеви, в последующем – на фарси. Однако главные персонажи так и остались не до конца понятыми.

Так, Ахура Мазда, главная фигура «Авесты», которая на фарси стала звучать искаженно как Ормузда, является, как верно расшифровала талантливый филолог Алма Кыраубаева, не чем иным, как Ахыры Мазда – ревущее пламя. И действительно, в период катастроф от пылевых комет, разрушивших озоновый слой и разметавших ударной волной мамонтов, а затем заковавших их в вечную мерзлоту, разлившихся сибирских рек, которые через Тургайский прогиб залили Аральское море и Каспий, эти явления запомнились как конец света, как ревущая эпоха – Ахыр заман и ее огонь – как Ахыры Мазда.

Этому выражению, сохранившемуся на протоказахском языке, как минимум 3 тыс. лет. И только на казахском языке это не разгаданное тысячелетиями выражение становится понятным, не нуждающимся в какой-либо особой трактовке. А вот сама «Авеста» нуждается в тщательном и последовательном изучении отечественными историками, филологами, литературоведами.

Все это говорит о том, что мысль Президента о глубоких корнях нашей древнейшей истории в свете новейших исследований находит все больше подтверждений. Нам нет нужды присваивать чужую историю, но и свою зачем кому-то уступать? Нельзя не согласиться с Главой государства, что «вопрос не в том, чтобы показать свое величие за счет принижения роли других народов. Главное – спокойно и объективно понять нашу роль в глобальной истории, опираясь на строгие научные факты». Нам предстоит серьезная и кропотливая работа по воссозданию подлинной, богатой традициями национальной истории, позволяющей ею гордиться и уверенно двигаться вперед. Нас к этому призывают ключевые слова Президента: «Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны».

Продолжая тему о месте национальной истории в общем цивилизационном потоке, директор Института философии, политологии и религиоведения профессор Ахан Бижанов отмечает:

– Если внимательно проанализировать историю развития народов и государств мира, то наглядно видно, что большинство из них прошли сложный путь становления и развития. Среди них и высокоразвитые государства, которые достигли больших успехов как в экономическом, так и в социально-культурном развитии. Народы этих стран с гордостью относятся как к прошлому, так и к настоящему, так как они являются наследниками своей земли и, конечно, всего того, что связано с большими и малыми историческими событиями, проходившими на ее территории. И наш народ, имеющий глубокие исторические корни, является наследником своей земли, которую по праву называют колыбелью тюркского мира. Статья Президента страны Нурсултана Назарбаева является логическим продолжением судьбоносной программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Ее характерная особенность в том, что она, отдавая должное нашей истории, события которой внесли весомый вклад в развитие мировой цивилизации, направлена в будущее. Она отвечает на главный вопрос: кто мы в этом мире и каково наше прошлое, настоящее и будущее? Я считаю, что все мы должны задаться и другим не менее важным вопросом: какой вклад каждый из нас может внести в решение программных положений, изложенных в статье Главы государства? Наш институт сегодня работает по 9 научно-исследовательским программам, и мы намерены усилить и углубить научную работу по тем направлениям, которые были отмечены Президентом страны в статье «Семь граней Великой степи».

Кандидат философских наук, доцент, проректор по воспитательной и социальной работе Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылай-хана Татьяна Сережкина считает, что статья Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» – это комплексный подход к новому осмыслению истории современного Казахстана как преемника Великой степи.

– Цели и задачи, которые обозначил Президент Казахстана в этой статье, представляют новый взгляд на то, что мы называем историей, культурой, патриотизмом, духовностью, образованностью, нравственностью, моралью. Все это формирует мировоззренческий фундамент молодежи, на который она будет опираться в будущем. Лидер нации заявил и о необходимости создания семилетней программы «Архив-2025». Несомненно, что серь­езные документальные исследования архивов – как отечественных, так и зарубежных – принесут плоды, ведь о тюркских племенах и народах писали еще многие древние и средневековые авторы, в том числе Геродот, Гекатей, Гесиод, Страбон, Плиний. И эту программу можно рассматривать как создание единого национального архива, в котором будут собраны все фрагменты истории Казахстана, жизни предков и их уникальной цивилизации, – говорит Татьяна Сережкина.

Современный Казахстан в статье Президента показан как обладатель многовековой истории, являющийся феноменом богатого культурного наследия и внесший большой вклад в сокровищницу мировой цивилизации, который необходимо исследовать и популяризировать.

– Как известно, менталитет, духовные приоритеты и ценности народа определяются его культурой. Мы являемся наследниками Великой степи, которая послужила источником формирования уникальной системы ценностей и новаторских технологий, давших толчок развитию всей человеческой цивилизации. Зародившаяся на нашей земле и признанная мировым сообществом знаменитая Ботайская культура, доместикация лошадей, развитие всадничества и конного хозяйства, металлургия, названная в ювелирном деле искусством «звериного стиля», – все это демонстрирует формирование особой культуры, созданной нашими предками-кочевниками, соединившими воедино оседлый и кочевой образ жизни. В результате древний Казахстан не только развил торговые отношения на Великом шелковом пути, но и превратился в центр пересечения множества культур и цивилизаций, – считает ректор КазНУ им. аль-Фараби академик Галым Мутанов.

Золотой человек, найденный на просторах Великой степи, стал символом высочайших творений и образом правителей могущественных империй, существовавших на нашей земле. Высеченные на века руничес­кие надписи повествуют о великом духе, непреходящих ценностях и высокой культуре наших предков. Таким образом, достигнув высот интеллектуального развития, Великая степь дала человечеству великих сынов, среди которых значится и Абу Наср аль-Фараби. В настоящее время имя аль-Фараби широко известно всему миру, признавшему знаменитого ученого-энциклопедиста тюркского происхождения Вторым учителем цивилизации. Сегодня мы видим, что интерес зарубежного научного сообщества к его наследию только возрастает. Например, голландские и турецкие ученые вышли с инициативой и совместно с КазНУ подготовили несколько документальных фильмов, посвященных жизни и деятельности аль-Фараби. Наследие великого ученого – лишь один из многочисленных примеров, посредством которых мы можем формировать и продвигать образ нашего народа.

Статья Президента затрагивает вопросы глубокой модернизации исторического сознания. Земля наших предков является истоком множества технологических и культурных достижений, ставших движущей силой развития человечес­кой цивилизации. Эти достижения должны сегодня стать источником духовной силы для нашего общества.

На днях в КазНУ им. аль-Фараби состоится открытие историко-художественного комплекса «Қазақ Елі» с экспозицией «Семь граней Великой степи», которая расскажет о славных страницах истории нашего народа. Этот комплекс создан с целью укрепления среди студенчества национального самосознания, сохранения, развития, обогащения и бережного отношения к национально-культурным традициям, обычаям, языку. Конечно, это лишь один из шагов, направленных на реализацию озвученных идей нашего Президента. Новые цели и задачи, поставленные в статье «Семь граней Великой степи», – это логичное развитие идей программы «Рухани жаңғыру».

Почему Президент так часто вновь и вновь обращается к вопросам нацио­нальной идентичности и месту Казахстана в мировом потоке истории?

– Потому что без должного знания собственной истории в народе не может быть единства, – считает государственный и общественный деятель, поэт Нурлан Оразалин. – Для каждого человека очень важно знать свои корни – кто я, откуда, кто мои предки? Важно не только обрести свою национальную идентичность, но и рассматривать ее как неразрывную часть цивилизационного исторического процесса. Поэтому история казахского народа как потомков древних гуннов и саков должна быть интегрирована в мировую историю, стать ее достойной частью. Ученые в своих кругах давно вели исследования по этому вопросу, но сегодня настало время, когда все эти изыскания должны стать основой для последовательной и комплексной работы.

В статье Президента «Семь граней Великой степи» четко сформулированы цели и задачи интересных проектов, реализация которых в новой экономической и политичес­кой реальности поможет сохранить и всемерно развивать нашу национальную идентичность, фундаментальные основы нашего мировоззрения. О том, какую роль в этом играет музыкальное творчество, нам рассказывает ректор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы заслуженный деятель РК Арман Жудебаев:

– Безусловная ценность этой статьи состоит в том, что она указывает конкретные пути, позволяющие понять свои истоки, да и всю национальную историю во всей глубине и сложности. Для Казахской нацио­нальной консерватории, носящей имя выдающегося музыканта казахского народа – Курмангазы, особо актуальными являются предложенные Президентом в статье проекты «Великие имена Великой степи» и «Тысяча лет степного фольклора и музыки», так как содержание их весьма значимо для современного музыкального искусства. Совсем недавно в стенах консерватории в рамках фестиваля традиционной музыки «Бабадан аманат» прошла международная научно-практичес­кая конференция «Традиционная музыка: проблемы истории и теории», посвященная знаменательным датам, связанным с историей традиционной музыки и ее изучения. Это и 200-летие Курмангазы Сагырбаева, и 350-летие Бухара Жырау, и 215-летие Махамбета Утемисова, и 175-летие Ахана-серэ и кюйши Ыкласа Дукен­улы, и 130-летие Амре Кашаубаева. Этот форум дал уникальную возможность привлечь внимание к проблемам бытования традиционной музыки, преемственности традиций различных времен и жанров, освещения творческих портретов выдающихся казахстанских музыкантов и ученых, поиска интересных решений в претворении фольклора в академической музыке.

Мудрость, политический праг­матизм, глобальность мышления Нурсултана Назарбаева позволяют ставить четкие приоритеты в дальнейшем развитии страны, и консерватория как первый музыкальный вуз Казахстана является одним из проводников и последователей идей Лидера нации.

– В частности, нашими преподавателями, магистрантами и докторантами ведется активная работа по изучению творчества выдающихся исполнителей и композиторов академического и традиционного направлений в культуре Казахстана начиная с самых древних времен и до сегодняшнего дня, – отметил Арман Шудебаев. – В этом ряду необходимо сказать и о фольклорных экспедициях, совершаемых сотрудниками Научно-исследовательской фольклорной лаборатории совместно со студентами, и о записях музыкантов традиционных школ исполнительства с помощью радиостудийного комплекса консерватории, и об огромном множестве концертных выступлений талантливых преподавателей и их учеников на лучших сценах страны и за ее пределами. Все эти мероприятия, все эти знания, безусловно, помогут составить системное представление об исполнительском искусстве рес­публики с позиций национальной идентичности, наиболее значимых его школах и направлениях, а также его значимости в контексте отечественной и мировой культуры.

– Для меня, как для исполнителя-домбриста, значимость статьи Елбасы «Семь граней Великой степи» очевидна и бесспорна. Современный мир быстро меняется, заставляя нас постоянно задаваться вопросами: какова роль музыкального искусства в жизни человечества, какое место в обществе занимает деятельность музыкантов, как приумножить богатейшее наследие традиционной музыки, оставшееся от предков, как в условиях глобализации сохранить национальную идентичность? Действительно, все эти проблемы требуют осмысления, и запланированные проекты смогут стать как дискуссионной площадкой для научного осмысления и обсуждения интересных тем, поисков и исследований, так и фондом, сохраняющим богатое наследие Великой степи. – считает Арман Жудебаев.

О роли киноискусства в историческом самопознании, о ярких кинообразах, которые в массовом восприятии порой играют более значимую роль, чем документальные портреты, рассуждает актер театра и кино, депутат маслихата Алматы Асылхан Толепов:

– Современные реалии таковы, что люди сегодня больше предпочитают кино, нежели театр. Культ кино особенно возрос в последние десятилетия. И театр, и кинематограф являются ключевыми аспектами пропаганды идеологии. Это знают все. И есть страны, которые этим, можно сказать, умело пользуются: они воспитывают молодежь в нужном для себя направлении, меняют сознание людей. В статье «Семь граней Великой степи» наш Президент придает особое значение современному кино. Я считаю, что идея создания цикла художественных и документальных фильмов о развитии нашей страны бесценна. Ее надо развивать. Благодаря кино я узнал о нашей истории еще больше. Во время подготовки к съемкам фильма «Жаужүрек мың бала» мы ездили на родину Сартай-батыра. Познакомились с его потомками, посетили место захоронения. Всем известно, что история искажается. Но неизменным остается одно – тебя либо запомнят, либо забудут. Здесь нам надо поучиться у голливудских коллег. Они создавали своих героев сами, буквально на ровном месте. А у нас они есть, но почему-то мы мало о них говорим. Или же делаем это неинтересно.

Сегодня свободные потоки различной информации, открытое интернет-пространство, влияние Запада, его культов и ценностей – все это не проходит бесследно для нашей молодежи. Даже дети сейчас пользуются гаджетами лучше, чем их родители. О чем это говорит? Мы должны шагать в ногу со временем. Историю можно изучать не только по книгам. Есть много способов подачи той или иной информации. Надо использовать все. Даже реклама может быть полезной, если снять ее правильно.

…статью «Семь граней Великой степи» следует рассматривать как продолжение программы «Рухани жаңғыру», новые компоненты которой позволят актуализировать многовековое наследие наших предков, сделав его понятным и востребованным в условиях цифровой цивилизации. Трудно не согласиться с убеждением Главы государства, что только «у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее».

Популярное

Все
В Астане определились победители скачек с призовым фондом 120 млн тенге
Четыре поколения военной доблести: в Национальной гвардии служит целая династия
В каких соревнованиях казахстанцы примут участие на этой неделе
Полководец. Писатель. Патриот
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Будет ли в столице новый сквер?
Для лесхозов Восточного Казахстана закупят больше 100 единиц техники
Фестиваль тюльпанов провели в ЗКО
Заморозки снова придут в Казахстан
В Иране назвали причину взрыва в порту в Бендер-Аббасе
Токаев произвел кадровое назначение
Гвардейцы обеспечивают порядок в зоне подтопления в СКО
Свыше 200 тысяч мешкотар заготовлено силами военнослужащих Нацгвардии в СКО
Социальный автокараван проехал по селам
В Астане готовятся к военному параду
Победившая в международном конкурсе солистка ансамбля «Гүлдер» поедет на обучение в США
«Жетісу» впервые в своей истории выиграла Лигу Чемпионов Азии по волейболу
Башкирская фолк-группа Ay Yola заинтриговала фанатов
Казахстан отмечает Всемирный День охраны труда
Возврат активов: Более 1 млрд тенге выделили на водоснабжение в Акмолинской области
Более 600 млн кубометров воды направит Кыргызстан в поливной период этого года
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В каких районах Астаны появятся новые школы
Аким области Абай проконтролировал ситуацию в селе Красный Яр
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Джей Ло едет в Астану
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?

Читайте также

Состоялся полевой семинар
Воспитывать новое поколение
Новые имена выставки «Весенний салон-2025»
Продвижение обновленного подхода к мультилатерализму

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]