
Зеленый свет уличным художникам дал Третий международный фестиваль по монументальному искусству Мural Fest 2018. Городскую среду преобразили стритарщики из Казахстана, России, Украины, Сербии, Малайзии и Великобритании.
Во всех районах Алматы они создали 8 муралов (мурал – это чрезвычайно большое произведение искусства, чаще всего картина или огромное граффити, нанесенное на поверхность стены). Свои шедевры авторы творили от 3 до 8 дней, на большой высоте, в люльке автовышки и на виду у прохожих. Ни дождь, ни холод им не мешали: в дни проведения фестиваля в городе царило «бабье лето».
– В нынешнем Мural Fest участвовали почти все художники, кто прислал заявки. Это известные создатели стрит-арта, – рассказала представитель общественного фонда «Дети рисуют мир» Жансая Каирбекова. – Независимо от авторства во всех работах присутствует казахский колорит. Объектами новых граффити выбраны дома, расположенные на видном месте: на центральных улицах, вдоль дорог, на перекрестках. Списки объектов нам предоставил акимат города. Все дома расписаны с согласия их жильцов.
Открыл фестиваль участник из Украины Андрей Кравченко. Свой красочный след он оставил на трехэтажном здании Алматинского колледжа строительства и народных промыслов. Прежде неприметное строение теперь обращает на себя внимание прохожих, заставляет задуматься над увиденным. Как пояснил автор граффити, он воссоздал картину казахстанского художника Владимира Гвоздева, более известного под псевдонимом Шеге. Эта картина, созданная в 2008 году, называется «Песня» и отображает воспоминания молодости художника: когда они с друзьями собирались вместе, устраивали застолье, пели душевные песни. В «Песне» Шеге изображены фигуры людей, картина вызывает много чувств и эмоций. Ныне Владимир Гвоздев живет и творит в столице России, и он с воодушевлением воспринял предложение о переносе его работы на фасад здания, да еще в любимом Алматы – городе, где он провел детство, где окончил Казахскую национальную академию искусств им. Т. Жургенова.
– Эту картину мы увидели на просторах Интернета и решили, что она прекрасно впишется в городской пейзаж, – уточнила куратор фестиваля Мольдир Бекжан. – Перенести полотно на фасад здания взялся Андрей Кравченко – автор нескольких десятков стрит-арт работ. В 2016 году в составе украинской арт-группы «Добрые люди» Кравченко создал в Алматы мурал с домашним очагом в юрте.
Самый высокий стрит-объект фестиваля – фасад 9-этажного жилого дома расписал художник из Юго-Восточной Азии Кенджи Чай. Творить с высоты птичьего полета – его конек. Кенджи Чай – обладатель национального рекорда Малайзии за самый высокий в стране мурал. Его высота – 87,1 метра! Идейная направленность творчества бесстрашного граффитиста – отражение культуры и традиций той или иной страны, призыв к сохранению животного и растительного мира. Унылую серую стену высотки Алматы малазиец украсил рисунком девушки в казахском национальном костюме на фоне гор и облаков. Ее образ дополняют снежный барс, беркут, архар с яблоками на рогах и две рыбы, олицетворяющие собой Инь и Ян.
– Мural Fest – интересный фестиваль, Алматы – очень красивый город со своей особой харизмой, которую я постарался передать в своей работе, – сказал Кенджи Чай.
Самое невысокое здание – 2-этажный дом – для своего рисунка выбрал именитый художник из Великобритании Дэн Китченер. Его работы украшают стены строений Лондона, Милана, Гонконга, Барселоны, Токио, Стокгольма и других городов мира. Большинство муралов Китченера посвящены ночному или дождливому городу.
– Главная тема моих граффити – городские пейзажи. Люблю находить красоту в самых обыденных моментах, которые привлекают гармонией цвета, света, тени и композиции. Стараюсь наполнять картины хорошим настроением и ощущением своего присутствия, – отметил граффитист.
Работает он всегда быстро, и в основном аэрозольными баллончиками. Для росписи фасада в Алматы ему понадобилось всего 3 дня. На Мural Fest британец отличился не только скоростью творческого процесса, но и... боязнью высоты.
– Дэн Китченер, которому 44 года, сразу предупредил нас, что он уже не молод, чтобы «покорять» многоэтажки, и попросил предоставить ему самый невысокий дом, – пояснила Жансая Каирбекова.
В Казахстане Дэн Китченер побывал впервые. На создание граффити в мегаполисе нашей страны его вдохновили алматинские горы, теплая солнечная погода, добрые и отзывчивые люди, но он вновь нарисовал... ночной дождливый город.
– Возможно, многие увидят в моей работе здания, напоминающие Нью-Йорк, Токио, Гонконг, но я хотел показать, каким может быть Алматы в будущем. Город растет, строятся новые здания, поэтому, возможно, в ближайшем будущем казахстанский мегаполис будет выглядеть именно так, – убежден художник.
Закончив работу, он с радостью говорил журналистам:
– Многие прохожие, незнакомые люди подходили и говорили, что им нравится мой рисунок. Это было так приятно, ведь самое главное, чтобы мои граффити радовали жителей городов. Надеюсь еще раз приехать в Казахстан.
Самые масштабные граффити – на двух фасадах домов (они стоят вплотную друг к другу) создали алматинский граффити-художник под псевдонимом Marskilla и участник из Сербии Андрей Зикич, более известный как Artez. Используя яркие цвета, Marskilla зашифровал дату основания и телефонный код Алматы. Точнее, нарисовал горы, цифры 727 и кости домино с цифрами 5 и 4, это отсылка на 1854 год – год основания города.
Художнику 21 год, он окончил Казахскую головную архитектурно-строительную академию, помимо граффити увлекается дизайном и фотографией. Его вдохновляют интересные формы, природа и атмосфера происходящего. Над своим творением он трудился около 8 дней и потратил почти 500 банок краски. В следующем году намерен участвовать в фестивалях уличного искусства в Израиле и США.
Ну а благодаря Андрею Зикичу в центре мегаполиса на проспекте Аль-Фараби взгляды прохожих теперь притягивает гигантское изображение: молодой мужчина в казахском национальном костюме на велосипеде на фоне гор.
– Алматы – город, где активно продвигается культура велодвижения, и почти все городские велогонки проходят именно по проспекту Аль-Фараби, – пояснил автор идейное содержание мурала.
«Яркий след» Зикич оставил практически по всей Европе, «отметился» и во многих городах Азии и Южной Америки.
Блеснули оригинальностью и алматинские ребята из арт-студии «Неоновый шаман»: символ Алматы – апорт – они изобразили... роботизированным яблоком.
– Роботизация шагает по планете. И это может сильно повлиять на мир в будущем, – убеждены эти креативные мичуринцы.
Граффити с изображениями Абая Кунанбаева и Ахмета Байтурсынова создала арт-группа из России – ZukClub, работающая в смешанных техниках и экспериментирующая с различными художественными стилями. Наиболее известная работа этой команды – самое большое произведение стрит-арта в России «Клетка». Особенно хорошо ей удаются портретные муралы. Творения ZukClub – гигантские разноцветные портреты Скрябина, Вернадского, Маяковского, Булгакова, Гагарина и Эйзенштейна красуются на зданиях Москвы.
На стенах домов Алматы участники из России изобразили казахстанский тенге образца 1993 года с портретом Абая, а портрет Ахмета Байтурсынова дополнили визуальными элементами, и эту работу можно разгадывать как ребус по истории и литературе.
Всего за 3 года проведения Мural Fest в Алматы создано 30 муралов. Как заверяют его организаторы, во всей своей красе эти гигантские творения продержатся как минимум лет 5, а когда они начнут блекнуть, их будут освежать.
– Фестиваль по монументальному искусству проводится в Алматы третий год подряд, и с каждым разом количество стран-участниц увеличивается. В том числе из дальнего зарубежья. Это международный фестиваль, и он открыт для всех стрит-арт художников, – отметила Мольдир Бекжан.
И несомненно, этот праздник уличного искусства еще раз наглядно доказал, что время, когда уличные рисунки считались вандализмом, кануло в прошлое. Стрит-арт – самовыражение художника, его диалог с прохожим – занял достойное место среди видов современного искусства. Художественные граффити не портят облик города, а украшают, делают приметными и запоминающимися серые безликие дома.