
Каждая эпоха дарит своих универсалов. Создатель песенных шедевров и кюев, обладатель удивительно сильного голоса с необычайно красивым тембром, исполнитель на разных инструментах, айтыскер Мухит Мералиев стал основоположником певческой школы, творческий потенциал которой по сей день определяет музыкальную жизнь края.
Более знаменитого и авторитетного певца и композитора, чем Мухит Мералиев, в Западном Казахстане нет. Именно с его именем связано становление и развитие профессионального песенного искусства в регионе.
Музыкант-этнограф и композитор Александр Затаевич в своем сборнике «1 000 песен казахского народа» пишет: «По характеру творчества Мухита можно назвать «Баяном» своего народа. Большинство его песен по своему старинному складу, по суровой и неизменно благородной мелодической линии звучат как сказания, «как преданья старины глубокой». И странным кажется, что автор этих сказаний еще недавно был нашим современником!»
Эта характеристика, пожалуй, как никакая другая может объяснить, почему каждое выступление Мухита перед публикой становилось настоящим культурным событием.
Мухит родился в 1841 году в местечке Акбакай нынешнего Каратобинского района Западно-Казахстанской области в богатой и многодетной семье. Он внук Каратай-султана из династии Абулхаир-хана и принадлежал к роду чингизидов – төре. Его родные братья – Пангерей, Шангерей, Сакыпкерей, Жанша, Жусип – тоже пели, исполняли кюи и даже играли на скрипке, но целиком искусству посвятил свою жизнь только Мухит.
Его отец считал, что музыка – занятие для бедняков. Он планировал, что сын пойдет по его стопам, займется серьезным делом. По настоянию отца Мухит стал аульным старшиной. Но творческая натура всячески противилась однообразию быта. И при первой же возможности он оставил пост, вручив сумку с документами и печать своему товарищу.
Женитьба также не смогла оторвать Мухита от музыки. За короткое время он промотал свой скот, став самым бедным из братьев. Некоторое время со своей семьей жил у знакомого, пока тот не выгнал его. Но бедности певец не стыдился. Его не заботил статус, он понимал, что главное его богатство – песня. И жил будто в параллельной вселенной, неподвластной общепринятым нормам.
В те времена человек, побывавший в Оренбурге, Троицке, Актюбинске и Гурьеве, считался великим путешественником. Мухит ездил по городам и аулам, выступал на тоях, площадях и ярмарках. Исполнял даже русскую танцевальную музыку. Его называли «певец Мухит» и «сал Мухит».
Сал и серi наряду с жырау, акынами и баксы были основными носителями казахской кочевой устно-поэтической культуры. В их творчестве присутствовали и эпос, и лирика, и драма, и мифологическое начало, так как они олицетворяли собой древний культ плодородия, вечно торжествующей любви, цветущей жизни и весны. В красивых одеждах на прекрасных конях эти поэты-эксцентрики неизменно собирали вокруг себя одаренных творческих молодых людей, многие из которых становились их учениками. Такой свитой был окружен и Мухит.
В молодости, как всякий певец-аристократ, он имел нешуточный успех у женщин. И творчество его было соответствующим. Первые его песни можно охарактеризовать как посвящения. Одна из самых ярких – «Айнамкөз» («Ясноокая»), посвященная девушке Куралай. «Килым» он сочинил после встречи с девушкой-домбристкой Килым. Мухит подарил ей эту песню.
В основе многих его произведений лежат предания и легенды. Одна из них о смерти тридцати сыновей и единственной дочери хана Медета. Тоска невосполнимой утраты потрясает душу хана. У могилы он изливает скорбь в стихотворении, которое Мухит переложил на музыку. Так родилась песня «Зауреш», по жанру схожая с реквиемом.
Мухит был не только певцом и акыном, он виртуозно исполнял кюи Богды, Есбая, Тазбалы, Саулебая, Абыла.
В зрелом возрасте отошел от любовного репертуара, сочинял и исполнял песни, полные сакрального смысла, часто используя в них слова из Корана. Таковы, например, «Паң көйлеқ» и «Дүние-ай». «Үлкен айдай» – песня позднего периода его творчества, это своеобразное размышление о жизни: Мухит поет о себе, своем таланте, о дружбе с хорошими людьми и смысле жизни.
Задумчивые и возвышенные, гордые и энергичные, полные лиризма и нежности, все его песни отличаются своеобразным исполнением.
Мухит скончался в марте 1918 года. У него было много учеников и последователей. Наследие певца, акына и кюйши до наших дней донесли его дети Шон и Нау, а также внуки Шайхы, Лукпан, Губайдолла. Благодаря им его творчество дошло до нас почти полностью.
В советское время ареал распространения исполнительских традиций Мухита Мералиева значительно расширился. Это объясняется не только художественным совершенством его песен, но и тем, что продолжатели устно-профессиональной школы Мухита – Гарифолла Курмангалиев и его ученики – Калыбек Актаев, Кажыбек Бекбосынов, Катимолла Бердыгалиев, Пахаман Куттымуратов, Айгуль Косанова и многие другие – преподавали в музыкальных учебных заведениях республики, способствуя распространению западноказахстанского стиля песенного исполнительства в регионах Казахстана.
Глубоко демократичная музыка Мухита привлекает многих композиторов Казахстана. Песня «Алуаш» звучит в опере «Жалбыр», «Үлкен Ораз» – в опере «Кыз Жибек» Е. Брусиловского, «Дуние-ай» – в опере «Ер Таргын». Б. Ерзакович использовал песню «Айнамкөз» в своем квартете для струнных инструментов. Л. Шаргородский и С. Шабельский взяли песню Мухита «Зауреш» как основную тему своей «Симфоньетты».
Внучка Гарифуллы Курмангалиева Меруерт Курмангалиева не раз побывала на родине певца с экспедициями, чтобы записать и переложить на ноты песни. В результате этой работы вышел сборник «Мухит сал», в котором представлена нотная запись всех его песен с домбровым сопровождением.
Много лет в юбилейные даты Западно-Казахстанская область собирает на своей земле таланты со всей страны, сохраняя память о выдающемся певце-композиторе. По сути, каждый юбилей Мухита открывает дорогу в мир музыки и песни молодым дарованиям в жанре традиционного исполнительства.
В этом году республиканский конкурс традиционных певцов «Ән құдіретін асқақтатқан Мұхит сал», посвященный его 180-летию, прошел в конце августа. В нем приняли участие 17 конкурсантов в возрасте от 18 до 45 лет из Алматы, Талдыкоргана, Кызылорды, Актобе, Уральска и районов Западно-Казахстанской области. Участники торжественных мероприятий посетили мавзолей певца в селе Мухит, возложили цветы к памятнику, ознакомились с экспозицией музея в сельской школе села Саралжин.
Очередной концерт «Мұхит жүрген сара жол», посвященный юбилею композитора-кюйши, состоялся в начале ноября. Он организован Общественным фондом им. Мухита Мералиева.
– Фонд действует 17 лет, – говорит его директор Сагадат Рахметжанов. – Благодаря нашим инициативам в Уральске появилась улица Мухита, в музыкальных школах открыты классы его имени, ежегодно по всей области проводятся культурные мероприятия. Важно не просто увековечить память о нем. Творческое наследие Мухита как достояние нашего народа мы должны бережно сохранить и передать потомкам.