
Кто такие апатриды? По определению ООН – люди, которых ни одна страна не считает своими гражданами, то есть у них нет подданства и каких-либо доказательств, помогающих установить принадлежность к тому или иному государству.
Сегодня, по самым грубым подсчетам, не менее 10 млн человек во всем мире не имеют гражданства. Большинство апатридов родились в странах, где они живут всю свою жизнь, особенно большой численностью апатридов отличаются Мьянма, Кувейт, Таиланд, Ирак, несколько стран африканского континента. Велико их количество и там, где женщины не имеют права передавать свое гражданство детям наравне с мужчинами. Да, правовой статус человека без гражданства варьируется в зависимости от страны, в которой он проживает, но, как правило, апатриды не только не могут голосовать, но и лишены возможности обращаться за бесплатной медицинской помощью, официально трудоустраиваться, учиться, приобретать недвижимость и даже узаконивать отношения. Безгражданство порой называют невидимой проблемой, потому что апатриды не имеют права голоса, они остаются неуслышанными.
Как же так получается, что люди становятся никем? Причин может быть несколько: это и лишение гражданства, когда государство само идет на вынужденные меры, и добровольная утрата гражданства, когда человек рассчитывал получить подданство другой страны. Да даже вступление в брак с иностранцем, когда действующее законодательство страны супруги лишает ее гражданства, а законы страны мужа не предусматривают предоставление женщине гражданства мужа. Становятся апатридами и сразу при рождении: ребенок, появившийся на свет от родителей без гражданства, не может рассчитывать на какое-либо подданство. При этом лиц без гражданства могут и вовсе выдворить из страны, правда только на основании постановления суда, в страну происхождения или третью.
Прекращение безгражданства во всем мире – цель амбициозная, но, по мнению экспертов, достижимая. УВКБ (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев) считает, что пришло время положить конец этой несправедливости. Тем более что показательных примеров хватает: изменения в законах и процедурах некоторых стран демонстрируют, что ситуация поддается влиянию.
Борьба за права апатридов началась не вчера. Конвенция ООН о статусе апатридов 1954 года является основой международного режима защиты для апатридов, в ней дается определение и устанавливаются минимальные стандарты положения апатридов в отношении ряда прав, которые включают и право на образование, труд и жилье. Кроме того, она гарантирует апатридам право на документы, удостоверяющие личность, право на проездные документы и административную помощь.
Вторая, от 1961 года, наделяет гражданством любого ребенка, родившегося на территории какой-либо страны, и направлена на помощь в получении гражданства лицам, которым в нем было когда-то отказано. Но проблема в том, что сторонниками подобных правил стало очень малое количество стран, ввиду чего следование ей не является юридически обязательным.
– В мире, состоящем из государств, безгражданство является аномалией, и страны могут решить эту проблему с помощью таких относительно простых и экономически эффективных действий, как реформирование законов о гражданстве с целью включения жизненно важных мер по защите прав, которые помогут предотвратить отсутствие гражданства у рожденных детей, доработать систему регистрации рождений, включив в нее возможность поздней регистрации рождений, чтобы уязвимые группы населения могли получить подтверждение своего места рождения и происхождения с выдачей свидетельств о рождении, – заявил на недавно прошедшей в Нур-Султане II региональной конференции по вопросам правовой идентичности и предотвращения безгражданства «Никто не должен быть забыт при рождении» Индрика Ратватте, директор Регионального бюро УВКБ ООН для Азии и Тихого океана.
К слову, несмотря на то что уровень регистрации рождения в Центральной Азии относительно высок (Казахстан, Узбекистан и Туркменистан – 100%, Кыргызская Республика – 98% и Таджикистан – 96%), проблема регистрации сохраняется для детей, которые рождаются у незарегистрированных мигрантов и лиц с неопределенным гражданством. Отсутствие регистрации рождения само по себе не делает детей лицами без гражданства, однако при отсутствии легитимного документа – свидетельства о рождении – ребенку будет трудно доказать, что он имеет юридическую связь с государством.
– Обеспечение регистрации рождения и права на гражданство для каждого ребенка имеет важное значение для его будущего. Статус лица без документов или без гражданства означает «быть невидимым». Регистрация детей при рождении является первым шагом в обеспечении их признания перед законом, защиты их прав и обеспечения того, чтобы любое нарушение этих прав не оставалось незамеченным, – в свою очередь сказал Артур ван Дизен, представитель ЮНИСЕФ в Казахстане.
Возвращаясь к работе УВКБ ООН, стоит отметить, что организация выполняет вверенный мандат, работая над решением проблемы с правительствами и гражданскими организациями. В 2014 году УВКБ ООН запустило реализацию кампании «Я принадлежу» по искоренению безгражданства к 2024 году. Для достижения ее целей разработан Глобальный план действий по устранению безгражданства, представляющий собой программу из 10 действий, направленных на урегулирование существующих основных ситуаций безгражданства и предотвращение новых его случаев.
К слову, в рамках уже упомянутой конференции участники рассмотрели результаты в области сокращения и предотвращения безгражданства, достигнутые в ходе первой половины периода проведения глобальной кампании «Я принадлежу» по искоренению безгражданства, и приняли новые обязательства до 2024 года.
По словам министра юстиции РК Марата Бекетаева, Казахстан ратифицировал ряд важнейших международных договоров о правах человека и на постоянной основе осуществляет сотрудничество с национальными правозащитными сообществами и организациями многих стран, реализовав ряд совместных проектов, нацеленных на институциональное укрепление учреждения УПЧ, развитие системы защиты детства, прав детей мигрантов, прав этнических меньшинств. На сегодня решение вопроса безгражданства является важным элементом национальной правовой системы.
В свою очередь омбудсмен по правам человека Эльвира Азимова подтверждает: никто не должен быть забыт при рождении.
– В современных условиях вопросы безгражданства, особенно в отношении ребенка, являются чувствительными, когда ряд социальных и экономических гарантий привязан к наличию гражданства. Легализация статуса ребенка не должна быть привязана к гражданству его родителей – такой основной постулат заложен в международных документах. Решение вопросов безгражданства ребенка, без привязки к документированию его родителей, является общей заботой государства и общества и нацелено на совершенствование законодательства и практики, – говорит уполномоченный по правам человека. – Надо признать, что решение этих вопросов дает возможность и для государства, с одной стороны, четко планировать экономические расходы на реализацию конституционной гарантии защиты прав детства, материнства и отцовства, а с другой – эффективно решать вопросы миграционной безопасности. Парламенту Республики Казахстан были представлены конкретные предложения по законодательным поправкам.