Новая ступень отношений государства и общества

7477
Елена Левкович
В конце июня Президент Касым-Жомарт Токаев подписал Административный процедурно-процессуальный кодекс, призванный установить эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении дел, где второй стороной выступают госорганы. О том, как документ повлияет на ситуацию в правовой сфере страны, мы побеседовали с председателем специализированной судебной коллегии Верховного суда РК Айгуль Кыдырбаевой.

– Айгуль Куанышбаевна, какое влияние недавно подписанный кодекс сможет оказать на повышение качества защиты прав и свобод граждан?

– Принятие того или иного закона всегда вызвано потребностью регулирования важнейших общественных отношений. Конституция страны высшими ценностями государства провозгласила человека, его жизнь, права и свободы, гарантировала их защиту, в том числе судебную.

Однако порядок разрешения публично-правовых споров в рамках гражданского судопроизводства, базирующегося на принципах состязательности и равноправия сторон, до недавнего времени не мог обеспечить надлежащий уровень той самой защиты прав и законных интересов простого гражданина.

В Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил: «В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях. Их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Поэтому необходимо внедрение админист­ративной юстиции как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу».

Административная юстиция – институт не новый, она давно функционирует во многих странах мира и является важнейшим атрибутом правового государства, сильной опорой «слышащего государства», гарантируя охрану прав и свобод граждан от незаконных действий госорганов.

Поэтому принятие АППК – грандиозное событие для государства: теперь иски будут рассматриваться по принципу презумпции виновности госор­гана, который должен доказать законность и обоснованность своего решения, действия либо бездействия.

Гражданину достаточно обратиться с иском о несогласии с решением, и суд будет оказывать содействие истцу в составлении правильных формулировок требований, в устранении формальных ошибок, принимать меры к установлению объективной истины по делу и контролировать исполнение своего решения.

Что касается «прогрессивнос­ти», то кодекс содержит значимые новшества в области адми­нистративных процедур. К примеру, АППК вводит понятие административного органа, соответствующее международным стандартам и включающее в себя не только госорган, но и иные субъекты, наделенные полномочиями в области государственного управления, частных судебных исполнителей, саморегулируемые организации.

Закрепляется единая, понятная процедура инициирования, рассмотрения и принятия административного акта. Последние будут дифференцироваться на благоприятные (предоставляю­щие новые права, прекращающие обязанности, улучшающие положение) и обременяющие (прекращающие права, возлагаю­щие обязанности, ухудшающие положение).

При этом законодатель закреп­ляет, что незаконный обременяю­щий акт подлежит обязательной отмене всегда, а при отмене незаконного благоприятного акта принимается во внимание принцип охраны права на доверие участника административной процедуры.

Этот принцип – гарантия того, что однажды принятый административный акт является законным и последовательным, а ошибка госоргана не может быть обращена во вред лицу, если в нем нет его вины.

Допустим, инвестору выделили земельный участок в промышленной зоне для строительства завода. Но через определенное время изменили его целевое назначение, скорректировали генплан. И вот тут и должен сработать принцип охраны права на доверие: административный орган обязан оставить прежнее целевое назначение земельного участка, позволив заводу беспрепятственно работать дальше.

Еще одно немаловажное нововведение: впервые вводится процедурная гарантия быть заслушанным, позволяющая лицу, в отношении которого осуществляется административная процедура, выразить свою позицию до принятия окончательного решения.

Также устанавливается коллегиальный порядок рассмотрения жалобы на решение, принятое в результате осуществления административной процедуры, что, безусловно, обеспечит тщательное, обоснованное и справедливое рассмотрение дела.

Кроме того, в кодексе заложены и такие новые для национального законодательства принципы, как запрет злоупотребления формальными требованиями, соразмерность, приоритет прав.

– Кодексом вводится обязательное досудебное обжалование. Какими преиму­ществами оно обладает перед обжалованием в суде?

– Преимущества существенные. Во-первых, этот институт позволит избежать судебных расходов, во-вторых, будет происходить ускоренное производство рассмотрения жалобы в течение 15 рабочих дней с увеличенным объемом проверки.

Третье – усилится ведомственный контроль над деятельностью нижестоящих органов, что, в свою очередь, приведет к единообразию принятия административных актов – административный орган не сможет при одинаковых ситуациях принять разные акты.

Еще один весомый плюс: административный орган обладает возможностью в течение трех дней с момента поступления жалобы на акт исправить свою ошибку, не направляя дело в вышестоящую инстанцию, либо закончить дело миром.

И наконец, вышестоящий орган вправе отменить обременяющий акт ввиду нецелесообразности, каким правом не обладает суд. Суд правомочен осуществлять исключительно правовой контроль за решением, действием (бездействием) администрации.

– Что принципиально новое отличает административное судопроизводство от гражданского?

– Кодексом для административного судопроизводства закреп­лены новые прогрессивные принципы активной роли суда и разумного срока судебного разбирательства, и именно эти принципы определяют действия судей в административном производстве, чиновников – в ходе административной процедуры. Если что-то непонятно, отсутствует норма либо возникают сомнения, все истолковывается в свете основных принципов.

Расскажу поподробнее об активной роли суда, и в чем она заключается.

Суд всесторонне, полно и объек­тивно исследует все обстоятельства дела, не ограничиваясь лишь представленными сторонами доказательствами. По собственной инициативе он вправе собирать дополнительные сведения и доказательства. А судья вправе высказать свое предварительное мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела.

Отмечу, что речь идет не о предварительном решении, а лишь о предварительном мнении по отдельным правовым обоснованиям, рассматриваемым в ходе процесса, которым судья вправе делиться с участниками.

Подобный подход позволит сторонам лучше ориентироваться, в каком направлении идет процесс, подготовить и представить дополнительные доказательства своей правоты. Это также сделает процесс более предсказуемым, и решение суда в итоге не будет сюрпризом для сторон. Кроме того, подобная практика содействует поиску взаимоприемлемого решения либо полному примирению. А это и есть восстановительное правосудие.

Подчеркну: по АППК приветствуются примирительные про­цедуры, в отличие от Гражданского процессуального кодекса, где при рассмотрении публично-правовых споров существует категоричный запрет на заключение мирового соглашения.

Сокращено и участие прокурора в судебном процессе. Предполагается, что в дальнейшем обвинитель будет вступать в процесс по делам, вытекающим из налоговых, таможенных, бюджетных отношений, отношений в области охраны окружающей среды и ряду других. Сейчас же прокурорское участие по всем делам, затрагивающим интересы государства, обязательно.

Что касается разумного срока судебного разбирательства – в национальном законодательстве он предусмотрен в уголовном процессе, но как принцип судопроизводства вводится впервые. При его определении должны учитываться такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность административного дела, поведение участников процесса, процессуальная дос­таточность и эффективность действий суда по оперативному рассмотрению дела.

Таким образом, разумный срок будет определяться судьей в зависимости от конкретной ситуа­ции. В то же время к отдельным категориям дел, сроки рассмот­рения которых прямо предусмот­рены кодексом, этот принцип применяться не будет.

Добавлю, что разумный срок имеет предел – три месяца со дня предъявления иска. Для дел особой сложности срок может быть продлен, но в целом не может превышать шесть месяцев.

– Давайте поговорим поконкретнее об исках: какие именно преду­смотрены и на что ориентироваться гражданину при их выборе?

– В зависимости от того, какие требования заявляет истец, кодексом предусмотрены четыре вида иска: об оспаривании, о принуждении, о совершении действий и о признании.
К примеру, если человек требует отменить полностью или в какой-то части административный акт, ограничивающий его права, то он подает иск об оспаривании. А иск о
принуждении может быть подан при желании обязать орган или должностное лицо принять благоприятный для истца административный акт либо не принимать обременяющий его административный акт.

Иск о совершении действия необходим в случае требования к органу или должностному лицу совершить определенные действия или воздержаться от них. Этот иск не касается принятия административного акта.

По иску о признании истец может потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения. Он подается, если все другие виды исков не подходят для разрешения его вопроса.

Однако надо отметить, что суд не будет связан с формулировкой исковых требований. Кодекс предоставляет суду право оказать содействие стороне в формулировании и (или) изменении исковых требований с предварительным разъяснением правовых последствий. От правильности выбора иска зависит эффективность защиты и восстановления прав и свобод.

Приведу пример из практики. В последнее время участились случаи, когда лицо приобретает объект на торгах, вносит полную стоимость и не может зарегистрировать право собственности, так как органами госдоходов наложено ограничение в распоряжении, частая причина – имеется долг предыдущего собственника. Лицо обращается с иском о признании незаконным действий по отказу в регистрации. Суд обоснованно выносит решение об отказе в иске, поскольку действия регистрирующего органа правомерны. В данной ситуации должно быть предъявлено требование об исключении приобретенного на торгах имущества из описи.

Такие дела рассматриваются по ГПК, судебные акты обжалуются до высшей инстанции и остаются без изменения. Представляете, сколько времени потеряно и сколько предстоит потерять еще для предъявления нового иска? А что уж говорить об эмоциональном состоянии истца, который добросовестно приобрел объект, но не может реализовать свое право и критикует суд за лояльность к государственным органам.

А вот при рассмотрении этого иска по АППК активная роль суда такую ситуацию вообще не допустит.

Немаловажной в этом аспекте новеллой законодательства является и вменение в обязанность суда оказывать содействие в устранении формальных ошибок, уточнении неясных выражений, подаче ходатайств по существу дела, дополнении неполных фактических данных, представлении всех письменных объяснений для полного определения и объективной оценки обстоятельств дела на всех стадиях процесса.

Кроме того, прогрессивным является упрощение порядка допуска иска к рассмотрению. С предъявлением иска дело сразу принимается к производству, и если нет оснований для его возврата, суд принимает меры для разрешения спора по возможности в ходе одного заседания.

– Кодексом оговорено, какие именно суды будут рассматривать адми­нистративные дела?

– Да, подобные дела будут переданы в подсудность специализированных административных судов, которые будут рассмат­ривать исключительно споры, вытекающие из публично-правовых отношений. Это вызвано их спецификой и соответствует международным стандартам.

В процессе разработки кодекса была проанализирована прак­тика организации административной юстиции в государствах Европы и постсоветских странах. Так, в Эстонии такие суды первоначально были созданы на базе судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, в Азербайджане – на базе экономических. Практика показала несостоятельность таких подходов, и в этих странах также перешли на модель самостоятельных судов.

Для эффективной реализации усиления защиты прав граждан намечено создать в республике 21 новый административный суд – в 17 административных центрах и 4 – в городах Каскелене, Семее, Жезказгане, Экибастузе.

Действующие административные суды, рассматривающие дела по Кодексу об административных правонарушениях, подлежат переименованию в «Специализированные районные и приравненные к ним суды по административным правонарушениям». Они по-прежнему будут рассматривать дела о правонарушениях.

В Казахстане споры между государством и гражданином рассматриваются сейчас в судах общей юрисдикции, а также в экономических и гражданских судах. Все они перейдут с 1 июля 2021 года в подсудность административных судов и, соответственно, формироваться эти суды будут в рамках действующей штатной численности судей за счет перераспределения штата.

При этом в АППК сохраняется трехступенчатая система судов. По правилам суда первой инс­танции суд города Нур-Султана будет рассматривать иски инвесторов по обжалованию адми­нистративных актов, действий (бездействия) административных органов, должностных лиц, Верховный суд – об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии, решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума.

– Кодексом преду­смотрен судебный контроль. Как он будет осуществляться?

– Под судебным контролем надо понимать весь спектр полномочий суда по рассмотрению публично-правовых споров, конечным итогом которых является защита прав и законных интересов граждан от нарушений со стороны административных органов. Это и есть содержание административной юстиции в целом.

При этом в качестве меры процессуального принуждения ответчика к исполнению решения суда предусмотрено денежное взыскание. О его применении в случае неисполнения решения суда будет прямо указываться в самом решении.

Так, при неисполнении решения суда добровольно и в установленный срок судом налагается денежное взыскание на ответчика в размере 50 МРП. Если решение суда так и не будет исполнено, денежное взыскание налагается повторно, но при этом оно возрастет на 10 МРП.

Поясню: денежное взыскание в административном судопроизводстве – это не административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренный
КоАПом; это, еще раз подчеркну, мера принуждения, непосредственно налагаемая и контролируемая судом, а также дополнительная гарантия обеспечения строгого выполнения требований закона со стороны админист­ративных органов.

Принятие кодекса и внедрение административной юстиции отвечает запросам общества и будет служить его интересам. Новые принципы отправления правосудия, закрепленные в кодексе, я уверена, должны повысить доверие к нему со стороны наших граждан.

Популярное

Все
Индустриальную зону создают в Сатпаеве
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Талантливы во всем
Нужно решать реальные производственные задачи
Серебряная награда из Египта
Готовить кадры на местах
В Алматы представлен сборник корейской прозы на казахском языке
На защите семьи
«Семей» сохраняет лидерство
Не просто сельские этюды
Покоряя музыкальный Олимп
Аграрный сектор набирает обороты
Осваивать новые технологии
Казахстан внедрил 12 направлений профилактики ВИЧ
В Шымкенте простились с последним фронтовиком
Указ Президента Республики Казахстан О назначении Балаевой А. Г.
Учить сердцем
Жизнь на высоте
Властелин механических «сердец»
«Ұлы дала жорығы»: степной марафон и перспективы развития конной индустрии
Началось строительство сталелитейного завода
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Из казармы в кампус
Политика здравого смысла
Новый центр мировой металлургии
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
Гвардейцам вручили ещё 400 сертификатов в ВУЗы
Опасное погружение и обманутые судьбы: есть ли дорога назад?
Филиал Челябинского госуниверситета в Костанае будет работать по стандартам Казахстана и России
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Метростроевцы ускоряют темп
В Шымкенте открыт молодежный хаб
Рост ВВП Казахстана превышает среднемировое значение более чем вдвое
В Атырау откроется хоккейная академия
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
В Улытау раскрыто 15 фактов кражи скота
Сделать работу сельских акимов эффективной
Лидия Мясцова – победитель «Мисс Ассамблея-2025»
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Запущен завод по переработке мяса птицы
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены

Читайте также

Куда уходит шубаркольский уголь?
«Любой человек боится потерять свободу»: психолог о новых м…
«Успешная геологоразведка невозможна без прочного научного …
В поисках духовной ДНК

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]