
Проблема сдерживания необоснованного роста цен актуальна круглый год, но особую остроту она приобретает накануне «красных дат». Поэтому специалисты отдела предпринимательства горакимата при участии активистов молодежного крыла партии «Нур Отан» регулярно отслеживают ситуацию на рынках, в торговых комплексах и крупнейших магазинах, контролируя стоимость социально значимых продуктов: хлеба первого сорта, муки, куриных яиц, картофеля, моркови, капусты, лука. Сверх списка в поле их зрения входят помидоры, огурцы и цитрусовые.
На специальном совещании, посвященном этой важной теме, отмечалось, что за последнюю неделю цены не изменились. Впрочем, покупательский ажиотаж обычно начинается с 28 декабря. Хотя и в этом случае никаких объективных причин для резкого скачка цен нет.
Городским акиматом разработана схема продвижения продтоваров от производителя до потребителя с определением цены реализации в каждом звене. Заключен договор с КТ «Зенченко и К» на поставку картофеля и овощей в зимне-весенний период. Совместно с управлением сельского хозяйства и руководителями птицефабрик обеспечено закрепление за предприятиями торговых точек яйцом первой категории по оптовой цене 160 тенге (на прилавках оно по 175), в настоящее время таких точек в городе 35, но будет 49.
Вообще, что такое дефицит продуктов, североказахстанцы давно забыли. Для наглядности: валовой сбор картофеля нынче составил более 500 тыс. тонн при товарной потребности 56 тыс., овощей – 126 тыс. – почти втрое сверх потребности. За январь – ноябрь произведено пищевых продуктов на 61,5 млрд. тенге (на 26% выше аналогичного периода прошлого года), при этом муки – в 42 раза больше, чем способно потребить население региона, макаронных изделий – в 11, говядины – в 2, яйца – в 5 и молока – в 6 раз.
По другим позициям (консервы, растительное и сливочное масла, сыры) тоже весомые «плюсы». Без сомнения, это обстоятельство решающим образом повлияло на уровень инфляции, с начала года по СКО составившей 3,7% против 4,1 по республике, и на 1,1 пункта меньше, чем в прошлом году. При том основной центр тяжести пришелся на повышение тарифов платных услуг населению.
Самый же незначительный «вклад» дал именно ряд продтоваров, да и то в основном за счет подорожания алкоголя и табачных изделий. По мясу больше всего цены повысились на конину – на 4,4%, дальше по нисходящей идут баранина, свинина, колбасы и замыкают список говядина и птица – на 1,4%. Интересно с крупами: после прошлогоднего ажиотажа гречка подешевела почти на 20%, отчего весь крупяной ряд попал в разряд подешевевших, хотя пшено, овсянка, манка, перловка стали дороже от 2,8 до 15,2%.
Если же переходить к частностям, то не вызывающая тревоги ситуация успокаиваться все равно не позволяет, североказахстанцы лучше умеют производить продукцию, чем реализовывать. Так, отмечалось на совещании, ТОО «Наурыз 2030» с лихвой обеспечивает регион огурцами – за 11 месяцев их валовой сбор превысил 900 тонн, но торговая сеть недостаточно развита. Рынки забиты привозной продукцией, а ни производители ее, ни поставщики ничего насчет ограничения рентабельности 15% не обещали. Да и сама эта цифра, как выяснилось, вызывает немалое раздражение розничных реализаторов: невозможно, по их словам, учесть рост услуг по доставке товара, когда все – начиная от зарубежного производителя, кончая рядовым грузчиком, стараются воспользоваться предпраздничной кутерьмой.
Еще проблема: порой, облегчая себе (а может, и не только себе) жизнь, производители, птицефабрика, например, отказываются заключать договоры с отдельными реализаторами, отдавая тех во власть перекупщиков и ставя в невыгодные условия. Тут, впрочем, вопрос многогранен. Чиновники, естественно, пообещали разобраться и повлиять, но ведь приказы раздавать они никому не могут.
Наиболее естественной для недовольных продавцов была бы кооперация, однако о ней даже речи не заходит. Но это уже отдельная тема, к которой после праздника мы просто обязаны вернуться – настолько она важна.
Валерий МЕРЦАЛОВ, Северо-Казахстанская область