Рейтинги заняли прочные позиции в жизни современных университетов. Они востребованы, удобны в применении как инструмент сопоставления работы вузов в условиях усиливающейся конкурентной борьбы в мировом научно-образовательном пространстве.
Рейтинги университетов – относительно новое явление в жизни казахстанской высшей школы. В РК рейтинг высших учебных заведений приобретает популярность по многим причинам. Прежде всего это связано с планами Правительства реформировать национальную систему высшего образования и необходимостью ранжировать вузы. Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев отметил необходимость проведения политики по укрупнению вузов: «На рынке должны остаться только те из них, которые обеспечивают высокое качество образования».
Наличие в казахстанском обществе большого спроса на высшее образование и возрастающая потребность в специалистах на рынке труда вызывают заинтересованность общества и личности в доступной и достоверной информации о качестве образования в различных вузах. Усиливается конкурентная борьба вузов на рынке образовательных услуг и за ресурсы.
В условиях коммерциализации науки и образования появляются инвесторы, которые готовы вкладывать средства в вузы, в том числе кредитовать обучение студентов на платной основе. Они нуждаются в объективных данных об уровне исследований и качестве образовательных услуг в различных вузах для принятия решений о целевых инвестициях. Это лишь немногие причины, определяющие потребность в рейтинге казахстанских вузов.
В связи с этим перед МОН РК возникла необходимость создания проектной группы по формированию рейтинга образовательных программ вузов. Так, в 2018 году при департаменте развития человеческого капитала НПП «Атамекен» основана проектная группа образовательных программ. И второй год подряд «Атамекен» проводит независимую оценку образовательных программ казахстанских вузов.
– Рейтинг проводился по 17 критериям, среди которых: процент трудоустроенных выпускников и их средняя заработная плата (сведения предоставлены АО «Центр развития трудовых ресурсов»), продолжительность поиска работы после выпуска, а также оценка актуальности программ, – отмечают в рабочей группе проекта.
В ходе формирования рейтинга охвачено 90 специальностей, проведена оценка 2 000 образовательных программ, получено 6 000 экспертных заключений от 700 экспертов из всех регионов РК.
Один из основных выводов – некоторые вузы не стремятся к качественному образованию, а делают быстрые деньги на печатании дипломов. Потому что есть запрос на документ, а не на знания. Бороться с этой тенденцией «Атамекен» предлагает административным способом, то есть отзывать лицензии, чтобы вузы не готовили будущих безработных. Также результаты рейтинга должны учитываться при распределении государственных образовательных грантов. По словам атамекеновцев, нельзя направлять госсредства в вузы, готовящие слабых специалистов.
Например, потрачена впустую на подготовку специалистов аграрного направления сумма в размере 2 млрд тенге (за 4 года обучения). 89% выпускников 2018 года сегодня не работают по специальности или не работают вообще.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев недавно отметил: «По данным НПП «Атамекен», около 60% выпускников не могут устроиться на работу по специальности. Это говорит о качестве нашего образования. Даже в период учебы молодежь подрабатывает преимущественно не по своему профилю. Подрабатывать – это хорошо, но желательно, конечно, чтобы подрабатывал бы по своей специальности».
Атамекеновцы считают, что потребность бизнеса в конкретных знаниях, умениях и навыках выпускников должна быть положена в основу образовательных программ. То есть образовательные программы нужно готовить с учетом рекомендаций работодателей. Вузы, которые применяют этот подход, по результатам рейтинга находятся в топах. Например, Рудненский индустриальный институт: по специальности «теплоэнергетика» трудоустраиваемость 100%, что выше, чем ЕНУ им. Л. Гумилева (69%). Почему? Потому что вуз работает в тесной связи с компанией ERG и совместно с работодателем создает образовательные программы, гарантирует трудоустройство своим выпускникам. Этот тезис подтверждают баллы за актуальность образовательных программ. У Рудненского индустриального института по образовательной программе «Теплоэнергетика» 4,8 балла из 5 возможных.
Однако в целом работодатели удовлетворены актуальностью образовательных программ только на 32%. Востребованность выпускников у работодателей определяет место вуза в этом рейтинге. Пенсионные отчисления выпускников доказывают их востребованность на рынке труда. Чтобы избежать формального подхода, справки с места работы не учитываются, вместо них – годовые пенсионные отчисления. Поэтому вузы, которые удовлетворяют потребности работодателей, – находятся в верхней части рейтинга, а те, что нет – в нижней.
Еще один интересный факт – это «вузы-пылесосы», которые собирают всех отчисленных или переведенных из российских вузов студентов (то есть не сдавших ЕНТ учащихся). Такие студенты успешно получают диплом «вуза-пылесоса». Например, Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем обучает исключительно четверокурсников.
Сами рейтинги по 90 специальностям можно посмотреть на сайте палаты. Национальный рейтинг позволяет вузам информировать общество, продвигать свои образовательные программы, привлекать большее количество обучающихся, а главное – повышать качество образовательных услуг. Это полезный и эффективный инструмент для всех заинтересованных сторон: для родителей и абитуриентов, для самих высших учебных заведений и системы образования, для бизнеса и организаций как работодателей.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Топ-10 вузов по Рейтингу образовательных программ 2019 года
1. Университет КИМЭП
2. Университет КазГЮУ
3. Международный университет информационных технологий
4. Университет им. Сулеймана Демиреля
5. Костанайский государственный педагогический институт
6. Казахстанско-Британский технический университет
7. Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
8. Международная образовательная корпорация
9. Алматинский университет энергетики и связи
10. Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева
Аутсайдеры Рейтинга образовательных программ 2019 года
1. Университет «Сырдария»
2. Международный университет SilkWay
3. Региональный социально-инновационный университет
4. Казахстанский морской университет
5. Центрально-Азиатский университет
6. Университет «Астана»
7. Университет дружбы народов имени академика А. Куатбекова
8. Международный гуманитарно-технический университет
9. Шымкентский университет
10. Университет «Мирас»
• Высокая степень трудоустройства выпускников – Алматинский университет энергетики и связи, Университет КИМЭП, Карагандинский государственный индустриальный университет, Актюбинский государственный региональный университет им. К. Жубанова, Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, Костанайский государственный педагогический институт.
• Низкая степень трудоустройства выпускников – Международный университет SilkWay, Университет «Сырдария», Региональный социально-инновационный университет, Университет дружбы народов имени академика А. Куатбекова, Университет «Мирас», Университет им. М. Сапарбаева.
• 25% выпускников, или 15 тыс., не устроились в течение года.
По каким образовательным программам
самая низкая трудоустраиваемость?
Общая медицина – 44%, стоматология – 51%, иностранная филология – 52%, дизайн – 60% и химия (ест. наук) – 58%.
Также при анализе выявлено трудоустройство ниже 30% по специальностям в следующих вузах:
Евразийская юридическая академия им. Д. А. Кунаева – «международное право» – 29%
Международный гуманитарно-технический университет – «информатика (естественные науки)» – 29%
Региональный социально-инновационный университет – «профессиональное обучение» – 25%
Центрально-Азиатский университет – «экономика» – 20%
«Вузы-пылесосы» с огромным количеством выпускников по специальности в сравнении с классическими вузами: выпуск 2018 года
По специальности «юриспруденция»
• КазГЮУ – 185 выпускников (профильный вуз)
• КазУИТС – 699 выпускников
По специальности «дошкольное обучение»
• Региональный социально-инновационный университет – 1 077 чел. (27%)
• Западно-Казахстанский инновационно-технический университет – 425 чел. (10,6%)
• КазНПУ им. Абая – 18 выпускников.
По специальности «автоматизация и управление»:
• КазУИТС – 510 человек (32%);
• ЕНУ – 114 выпускников.
По специальности «педагогика и психология»
• Университет «Болашак» – 393 человека (24%).
• КазНацЖенПУ – 37 выпускников.
Департамент по связям с общественностью НПП «Атамекен»