Обещания в бензобак не зальешь

2121
Андрей Кратенко
собственный корреспондент по СКО

В Петропавловске общественный транспорт оказался на грани банкротства. Причина банальна – городские чиновники три года подряд кормят автобусных перевозчиков обещаниями вместо денег. Долг областного центра по субсидиям перевалил за два миллиарда тенге, и выхода из этого финансового тупика не видно.

Иллюстративное фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Каждое заседание, каждый «отчетный день» повторяется в акимате как день сурка: перевозчики приходят с вопросом «где деньги?», а чиновники отвечают мантрой «мы постараемся». Автобусы же покамест ходят, но работают они, похоже, не столько на солярке, сколько на терпении водителей и руководства автопарков.

А ведь как хорошо начиналось! В 2021 году местные власти громко рапортовали: «Петропавловск переходит на новый уровень!» Закупили через СПК «Солтүстік» сотню автобусов, распределили по маршрутам, расписали в договорах социальные обязательства: пенсионеров и студентов возить по 100 тенге, хотя себестоимость одной поездки составляет 345 тенге.

Компенсировать эту разницу должны были субсидии. Ключевое слово – «должны». На бумаге все убедительно, а на деле городские пассажироперевозчики с каждым месяцем уходят в минус.

Изначально в договорах был прописан пункт: «При отсутствии денег в бюджете субсидии не выплачиваются». То есть город заранее снял с себя ответственность, перекладывая финансовые проблемы на плечи автобусных компаний.

Только ТОО «Kyzylzhar Buses» акимат задолжал уже свыше миллиарда тенге. А общая сумма долгов перевалила за 2 млрд. Для Петропавловска – это не просто «финансовый хвост», а петля, которая затягивается на горле общественного транс­порта. Перевозчики вынуждены брать отсрочки по лизингу автобусов, урезать зарплаты. При этом некоторые водители просто уходят из профессии. Потому что заправлять автобусы, а тем более кормить семьи обещаниями акимата – невозможно.

– Соответственно, говорить о дальнейшем развитии отрасли не представляется возможным. При этом нормативно-правовым актом установлено обязательство перевозчика проводить обновление подвижного состава, что при неполном субсидировании не представляется возможным, – отметил представитель ТОО «Kyzylzhar Buses» Наурызжан Исмаилов.

– Мы же не попрошайки! – восклицает Галина Семенова, председатель ассоциации перевозчиков. – Выполняем договор, возим людей каждый день, предоставляем социальные услуги. Но акимат, похоже, считает, что автобус может ездить на «подож­дите» и «постараемся». Попробуйте сами заправить бак обещаниями – далеко не уедете.

Предприниматели подчеркивают, что речь идет не о «подачках», а о законных выплатах. Но в глазах чиновников перевозчики все больше превращаются в статистов, которые должны терпеть, молчать и возить людей за свой счет.

Прокуратура обещает «разобраться», «Даму» ждет денег из республиканского бюджета, область кивает на город, а город – на бюджетный дефицит. Замкнутый круг…

В итоге автобусы без топлива могут не выйти на маршрут, а водители, оставшись без зарплаты, начнут искать другую работу.

Популярное

Все
Призеры Кубка мира получили награды
«Крылатый мир» Андрея Куряшкина
Праздник музыки и детства
Зеленый фонд нуждается в защите
Теплицу для школьников построили в селе
Будущее беспилотного транспорта обсудили в Академии гражданской авиации
Обучение без возрастных границ
ЕАГИ: 30 лет опыта и развития
Обеспечить защиту каждой пострадавшей
Белая гостья северных озер
Чемпионы хлебной нивы
В Центре семьи помогают жертвам домашнего насилия
Когда интеллект искусственный, а жертвы – реальные
Уникальная многогранность и доверительный диалог
Запущен завод по переработке мяса птицы
Утверждена Программа совместных действий по макроэкономической стабилизации и повышению благосостояния населения
Карагандинцы пересели на новые автобусы
Элеваторы работали сутками напролет
Своевременные и стратегически оправданные решения
В Акши две недели нет воды
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
В работе помогает робот
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка
Алматы и Шымкент связала четырехполосная трасса
Сегодня – День бурильщика
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении звания
Когда традиции и инновации работают на общее благо
От швейной машинки – к фабрике полного цикла
«Важный политический и практический шаг» – эксперт о госвизите Токаева в Узбекистан
Президент подписал закон об искусственном интеллекте
«Не нужно ехать за рубеж»: уникальные технологии объединил онкоцентр в Астане
Казахстан и Туркменистан объединят усилия в борьбе с преступностью
Касым-Жомарт Токаев подписал закон об изменениях в КоАП
Объявлена победительница национального конкурса «Қазақ Аруы»
Невесты, ангелы и гобелены: что посмотреть на выставке «Вечная любовь» в Астане
Возвращение к истокам
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Все строго по правилам
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа

Читайте также

В Акши две недели нет воды
Зеленый фонд нуждается в защите
Проблемный полигон ТБО: закрыть или перенести
Спасаясь от воды, отхватили землю

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]