
Четверть века независимости нашей страны – рубеж, который позволяет оценить пройденный путь, измерить свой потенциал и наметить перспективу. Никто не будет спорить, что важнейший индикатор успешности строительства суверенного государства – система образования. Если мы хотим увидеть благосостояние и стабильность нашей страны через полтора десятка лет, то должны обеспечить процветание существующей школы. На этом построен феномен экономического успеха всех стран ОЭСР. В связи с этим выражаю благодарность Президенту нашей страны Нурсултану Назарбаеву, политика которого позволила сделать казахстанской школе рывок из состояния выживания в режим поступательного развития.
Лидер нации в своей речи на церемонии вручения дипломов выпускникам Назарбаев Университета в июне 2016 года сказал: «Казахстан с самого обретения независимости уделял особое внимание развитию человеческого капитала, всегда имелось понимание необходимости и оправданности инвестиций в образование новых поколений граждан страны». Подтверждением тому служат оценки экспертов. Так, в одном из телевизионных интервью крупнейший финансист, один из основателей теории предложения в экономике, участник Астанинского экономического форума, состоявшегося в мае 2016 года, Артур Лаффер подчеркнул, что «население Казахстана имеет очень хороший уровень образования», который является ключевым фактором экономического роста страны.
Образование Жамбылской области переживает бум строительства. В целом за последние 25 лет было построено 92 объекта образования. Только за последние пять лет объемы финансирования строительства объектов образования выросли в 1,4 раза. Невиданные темпы строительства объектов образования позволили существенно снизить остроту проблемы аварийных школ. Понятно, что одномоментно реализовать эту задачу невозможно. За период независимости в нашей области построена 71 школа, что позволило решить проблему 46 аварийных, восьми трехсменных школ, десяти – с нехваткой ученических мест, а 7 школ расположены в приспособленных зданиях.
Проблема аварийных школ решается поэтапно. В текущем году планируется ввести в эксплуатацию 6 новых учебных заведений. В текущем году начато строительство еще трех школ.
Реализация государственной программы «Балапан» позволила существенно расширить сеть дошкольных организаций. За период реализации программы было открыто 256 организаций дошкольного образования, построено 20 детских садов на 5 400 мест. Эти мероприятия позволили охватить дошкольным образованием 53,5% детей в возрасте от года до шести лет и 75% детей в возрасте от трех до шести лет. Таким образом, за последние пять лет доля охвата дошкольным воспитанием и обучением детей в названном возрасте выросла на 20,1%.
В Государственной программе развития образования введен новый институциональный элемент – государственно-частное партнерство в сфере дошкольного воспитания, который, как показала практика последних лет, может стать серьезным подспорьем в решении проблемы доступа к дошкольному образованию. Например, если в 2010 году в области функционировало всего два частных детских сада, то ныне на основе государственно-частного партнерства открыто 38 детских садов и два мини-центра. Таким образом, в области действуют 42 частные дошкольные организации, в которых охвачено 4,9% детей дошкольного возраста.
Осуществляется беспрецедентная работа по капитальному ремонту инфраструктуры образования. Только за пять лет осуществлен капитальный ремонт 211 объектов образования, из которых 140 школ, 40 детских садов, 31 другое учреждение, на сумму более 14,4 млрд тенге.
Одно из ключевых направлений деятельности местных органов власти – системное обновление и развитие материально-технической базы школ. За период с 2011 по 2015 год приобретено 419 кабинетов новой модификации на 1,7 млрд тенге. Благодаря этим мерам мы смогли достичь показателей, определенных в Государственной программе развития образования.
Огромный сегмент образовательных услуг области занимает система общего среднего образования. В текущем году в 449 школах области обучались 199 231 юный казахстанец. Львиная доля – 363 школы – сельские, в которых обучается более 61% учащихся, 33% школ – малокомплектные. Ключевой фигурой успешности школьного образования был и остается учитель.
Глава государства на лекции в Назарбаев Университете сказал о том, что «...отдельное внимание необходимо уделить повышению квалификации учителей и их материальному стимулированию». Для решения этой задачи мы ведем планомерную работу по повышению профессиональной компетентности школьных педагогов. За период с 2012 года уровневыми курсами нового формата охвачено 3 797 педагогов, из которых по третьему уровню – 2 568, по второму – 635, по первому – 594, краткосрочными двухнедельными курсами – 17 114 педагогов.
Осуществляется переподготовка администраторов школьного образования на девяти месячных курсах, в которых было охвачено 142 руководителя школ. Таким образом, только за последние три с лишним года курсами повышения квалификации было охвачено 21 053 педагога школ области. Это составляет 89,3% от огромной армии учителей.
Помимо этого ведется работа по повышению управленческой культуры руководящих кадров. В решении этой проблемы мы активно привлекаем экспертное сообщество. Например, в августе 2013-го, в июне 2014 годов были организованы тренинги с участием ученых Назарбаев Университета, Центра педагогического мастерства, Международного центра современной педагогики, Республиканского центра профессионального роста и развития, в которых участвовали и были сертифицированы более 480 руководителей школ и дошкольных организаций.
На предыдущих тренингах обсуждались вопросы повышения конкурентоспособности дошкольного и среднего образования на основе внедрения системы менеджмента качества, развития функциональной грамотности школьников. А в марте 2016 года областным учебно-методическим кабинетом совместно с Республиканским центром профессионального роста и развития были организованы семинары-тренинги курса повышения квалификации на тему «Внутришкольный контроль как эффективное условие обеспечения качества образования».
Осуществляется активное взаимодействие с Центром послевузовского образования «Педагогическая технология трехуровневой методической системы обучения» («ПТТМСО»). Безусловно, у любого человека может возникнуть мысль о целесообразности такой работы с руководителями среднего звена. Практика изучения работы организаций образования, результаты аттестаций и внешнего государственного контроля говорят о необходимости интенсификации деятельности по повышению управленческой культуры руководителей. Дело в том, что все руководители школ – это вчерашние завучи или учителя, которых учили учить детей, а не управлять школой, поэтому такие тренинги становятся основой эффективного менеджмента.
Ведется работа по содержательному наполнению работы административного корпуса школ. Областным учебно-методическим кабинетом с привлечением лучших школьных педагогов разработана база тестовых вопросов по всем общеобязательным предметам в разрезе тематических разделов и классов обучения. База унифицирована с содержанием программного материала и устанавливается в системе независимого административного контроля каждой школы, что позволит обеспечить объективность данных внутришкольного контроля каждой школы в отдельности и организаций образования области в целом, что, несомненно, окажет позитивное влияние на качество образовательных услуг.
В Государственной программе развития образования за основу работы по решению проблем малокомплектных школ взята модель работы опорных школ (ресурсных центров). В период с 2011 по 2015 год в области открыты 10 ресурсных центров в Байзакском, Жамбылском, Жуалынском, Кордайском, Меркенском, Мойынкумском, им. Т. Рыскулова, Таласском, Шуском, Сарысуском районах. Для материально-технического оснащения школ из средств местного бюджета выделено более 141 млн тенге. Ресурсные центры области – наиболее оснащенные школы области.
Ежегодно наблюдается положительная динамика охвата учащихся МКШ в работе учебных сессий опорных школ области. Так, если в 2011/;12 учебном году на базе ресурсных центров прошли обучение 103 учащихся 10–11-х классов таких школ, то в 2012/;13 году – 383 ученика 10–11-х классов 19 магнитных школ. В 2013/;14 учебном году – 776 учащихся 8–11-х классов 23 магнитных школ. В 2014/;15 году – 865 учащихся 34 таких школ, в 2015/;16-м – 1 100 учащихся 8–11-х классов 37 магнитных школ области.
Сейчас мы практикуем 10-дневные осенние, зимние и весенние сессии. Отмечу, что опорные школы стали мощным инструментом социализации детей малокомплектных школ из отдаленных аулов. В следующем учебном году планируется вовлечение в сессии учащихся шестых классов. В перспективе нужно вовлекать и учащихся начального звена, когда психика детей мобильна, что позволит быстрее осуществлять адаптацию сельских детей к быстро меняющимся условиям жизни.
Управление образования осуществляет постоянный мониторинг качества обучения в ресурсных школах, удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов магнитных школ работой ресурсного центра. Исследования говорят о высокой степени удовлетворенности учащихся МКШ учебным процессом в опорных школах, разнообразием дополнительных образовательных услуг, более высоким уровнем работы педагогов, возможностью учиться в оснащенных современным оборудованием школах, доступом к широкополосному высокоскоростному Интернету. В результате планомерной работы по обеспечению равного доступа к качественному образованию на базе опорных школ наблюдается рост качества знаний выпускников магнитных школ, составивший в 2015 году 2,7%.
Одна из главных задач современной школы – развитие детей, опережающих сверстников по тем или иным способностям. Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых или специальных (гимназических, лицейских) классов для одаренных. В нашем регионе мы не ограничиваемся работой с группой детей, отбираемых в специализированные школы для одаренных, так как из более чем 190-тысячной армии детей школьного возраста в эти школы поступают чуть более 2 тыс. А десятки тысяч детей с яркими способностями учатся в обыкновенных школах, поэтому мы придерживаемся системы низкого старта и высоких ожиданий от всех детей.
Это значит, что создание в школах таких образовательных условий, которые позволяют детям актуализировать весь природный интеллектуальный и творческий потенциал через участие в работе кружков, научных обществ, внутришкольных олимпийских движений, вовлечение детей в работу кружков на базе организаций дополнительного образования позволят ребенку проявить себя, развиваться. Нельзя ему давать почву для развития комплекса неполноценности лишь потому, что у него не самые лучшие оценки в школе! Он должен понять, что умеет прекрасно петь, играть в футбол, рисовать, конструировать, танцевать, вязать, сочинять стихи.
Безусловно, достижения одаренных детей – предмет особой гордости системы образования. В течение последних пяти лет сборная области по результатам республиканских олимпиад занимает первое общекомандное место, а по результатам научных соревнований нашими учащимися командное первенство удерживается четвертый год. Участвовавшие в олимпиадах и научных соревнованиях, они смогли достойно представить нашу страну на международной арене. Так, за период с 2011 года по май 2016-го на международных, всемирных и республиканских олимпиадах и научных соревнованиях нашими воспитанниками было завоевано 711 медалей, из которых 169 – золотые, 223 – серебряные, 319 – бронзовые.
Предмет особой гордости – 28 медалей, завоеванных на всемирных олимпиадах по естественно-математическим предметам. На соревнованиях планетарного масштаба осуществляется отбор школьников, которые станут двигателем мировой научной мысли. Именно эта категория талантливых детей будет определять вектор научно-технического прогресса всего человечества.
Судите сами, победитель всемирной олимпиады по химии 2013 года Ашим Кайрат обучается в Массачусетском технологическом институте, для него оборудована лаборатория, созданы все условия для исследовательской деятельности. Муса Раджамов, обладатель серебряной медали всемирной олимпиады по физике 2013 года, ныне студент университета Одту в Анкаре. Нурислам Ещенкулов, победитель всемирной олимпиады по биологии 2013 года, студент Измирского университета, Иса Данат, обладатель золотой медали всемирной олимпиады по физике 2014 года, студент Назарбаев Университета и многие другие. Не будь побед в этих олимпиадах, откуда мир узнал бы об этих мальчишках из глубинки?
За этими блестящими достижениями стоит труд учителей, которые годами формировали фундамент базовых академических знаний. Победой на всемирных и международных олимпиадах мы обязаны работе таких педагогов, как Ербен Озкан, Амирхан Саулембеков, Тунджай Динчер, Альжан Аскар, Нурлан Тилеукин, преподающих в областной казахско-турецкой школе-интернате для одаренных мальчиков; Андрею Сону – педагогу средней школы № 31 города Тараза и многим другим учителям. Они учили детей читать, писать, думать и искать. Их фамилии не звучат на приемах, но мы должны помнить, что за достижениями старшеклассников на олимпиадах и научных соревнованиях стоит труд десятков учителей начальной и основной школы.
Отмечу факт расширения сети школ, которые стали кузницами таланта олимпийцев. Помимо традиционных участников олимпиад, специализированных школ для одаренных детей в республиканских и международных олимпиадах и научных соревнованиях все чаще принимают участие школьники из общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Например, это учащиеся гимназий № 1, 5, 8, 39, 40, 41, 45, средней школы № 31 Тараза, школы-гимназии им. Д. Кунаева Жуалынского, школы-гимназии № 39 и средней школы № 5 Меркенского, средней школы № 51 Кордайского, средней школы Коктал Байзакского, средней школы № 2 Т. Рыскуловского районов.
Помимо побед в интеллектуальных соревнованиях за период с 2011 по 2015 год учащимися школ и колледжей области на республиканских и международных спортивных соревнованиях и спартакиадах было завоевано 1 218 медалей, из которых 363 – золотые, 415 серебряных и 440 бронзовых. Все эти достижения говорят о многогранности талантов наших детей. Немаловажную роль в этом играет системная работа 61 организации дополнительного образования, в которых охвачено более 34 тыс. детей школьного возраста.
В 2015 году начата работа по созданию единого электронного банка одаренных детей области, который позволит нам вести скрупулезную работу по развитию нашего общего потенциала. Изучение и внедрение лучшего мирового и отечественного опыта в сфере образования становится одним из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности регионального образования. Опыт Назарбаев Интеллектуальных школ стал основой модернизации школьного образования страны.
В целях стимулирования успешных школ, о чем сказано в Плане нации, в области ведется работа по поддержке эффективных организаций образования. Так, в нашем регионе есть ряд организаций образования, показывающих высокие результаты на республиканских и международных олимпиадах и научных соревнованиях, в ЕНТ. Начиная с 2014 года организациям образования, ставшим обладателями звания «Лучшая организация среднего образования», стал вручаться грант в размере 800-кратного расчетного показателя. Победителю 2014 года, областной казахско-турецкой школе-интернату для одаренных мальчиков, была вручена премия в размере 15 973 000 тенге, победителю 2015 года, гимназии № 40 Тараза, – 17 091 200 тенге.
Для оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, стимулирования качества регионального образования мы впервые провели ранжирование всех школ области по 31 критерию, определив режим деятельности школ и их рейтинговый показатель. Гимназии № 45, лидеру регионального образования по результатам ЕНТ и обладателю самого высокого рейтингового показателя 2015 года, аким области вручил премию в размере полумиллиона тенге. Планируем внедрить критериальную систему оценки деятельности отделов образования и методических служб. Эти меры позволят в полной мере использовать возможности самооценки результатов работы отделов и организаций образования для стимулирования их эффективности.
Полиязычие объявлено государством основным приоритетом школьного образования, который должен обеспечить качество человеческих ресурсов страны. На сегодня в трех школах области – областной казахско-турецкой школе-интернате для одаренных мальчиков, областной школе-интернате для особо одаренных детей «Дарын», областной школе для одаренных детей с обучением на трех языках – осуществляется работа по преподаванию естественно-математических дисциплин (физики, химии, биологии, информатики) на английском языке. В 34 классах названных организаций образования обучается 825 учащихся. 21 педагог естественно-научных дисциплин преподает на английском языке.
В период с 30 мая по 15 июня 2016 года на базе областных казахско-турецких школ-интернатов для одаренных детей были организованы летние курсы по изучению английского языка, охвачено 1 500 учащихся. Также на базе школ-интернатов с 15 по 25 августа 2016 года будут организованы летние курсы по изучению английского языка для учителей физики, химии, биологии, информатики, в которых планируется охватить 100 педагогов региона.
Помимо этого еще в четырех экспериментальных площадках области, занимающихся трансляцией опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, ведется работа по внедрению элементов трехъязычного обучения школьников. Начиная с 2016/;17 учебного года в трех общеобразовательных школах, где есть педагоги, владеющие английским языком, начнется работа по внедрению элементов преподавания естественно-научных дисциплин на английском языке. В летний период и во время школьных каникул учителя естественно-научных дисциплин начнут массовую подготовку по изучению английского языка, а учителя истории Казахстана – по казахскому.
Осуществляется работа по курсовой переподготовке учителей по вопросам внедрения обновленного содержания образования, в которых примут участие 3 756 педагогов. Уже сформирована команда тренеров из 556 учителей, прошедших уровневые курсы нового формата.
В новом учебном году в областной школе-интернате для особо одаренных детей «Дарын» открывается восьмой естественно-научный класс, в котором такие предметы, как биология и информатика, будут преподаваться на английском языке. Помимо этого начнется преподавание курса «Робототехника». Школа ведет работу по подготовке учебно-методической и материально-технической базы для системного внедрения обновленного содержания образования.
В ушедшем учебном году в республике стартовал новый государственный общеобразовательный стандарт начального образования, в котором в пилотном режиме задействованы две школы области – гимназия № 41 Тараза и школа-лицей № 1 Рыскуловского района.
Апробация нового содержания образования показала, что в основе нового стандарта образования лежит компетентностная философия, осуществляемая на практике через развитие навыков проектной деятельности и интерактивных методов обучения. В связи с этим особую значимость приобретает предшкольная подготовка детей. В новом учебном году первоклашки уже с первого урока будут вовлечены в парную и групповую формы учебной деятельности, требующие умения работать в команде, в паре, то есть у ребенка, пришедшего в школу, должны быть заложены базовые навыки социализированной личности: умение прислушиваться, учитывать мнение других членов социума.
С внедрением обновленного содержания образования школьный учитель имеет возможность использовать оценку не только как критерий успешности обучения ученика, но и как инструмент психологического стимулирования. Немаловажным элементом критериального оценивания становится вовлеченность ученика в процесс самооценивания по четким и стандартизированным критериям, что обеспечивает объективность и прозрачность оценки и возможность избежать субъективных трактовок как учителем, так и родителями и самими обучаемыми.
Системно-деятельностный подход приводит к пониманию того, что есть в широком смысле понятие «стандарты образования». Такой подход не отрицает ЗУНовского подхода. На операционально-технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится. Вместе с тем действует еще одна формула: компетенция – деятельность – компетентность. Эта формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это знание в действии. И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им. Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.
Новый стандарт помогает научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии рождается знание. И по сути дела, создавая вслед за Элькониным, Гальпериным, Выготским линию универсальных учебных действий, мы идем по пути от действий к фундаментальному ядру образования. Дать способы культурного мышления – умения запоминать новое, анализировать, классифицировать, сопоставлять, синтезировать и критически оценивать любую новую информацию, улучшать и творчески переосмысливать огромный массив знаний… Вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен.
Переход от «инструктивного» образования к «конструктивному» ведет к смене парадигмы «образование – обучение» на парадигму «образование – становление». А это ведет к смещению акцентов в работе школьных педагогов.
Они на протяжении столетий выполняли функцию основного источника знаний, а теперь должны стать людьми, сопровождающими детей в мир знаний, новых идей. Ядром сегодняшнего образования становится не сам массив знаний, а формирование и развитие «инструментария» мышления, способов активного познания и преобразования окружающей действительности. Время, когда школьник был пассивной воспринимающей стороной образовательного процесса, кануло в Лету.
Основу жизнеспособности системы образования составляют инновации, поиск новых методик, эффективных технологий обучения и воспитания детей, осуществляемый в рамках опытно-экспериментальной деятельности. В нашей области опытно-экспериментальная деятельность осуществляется в организациях дошкольного, общего среднего, технического и профессионального образования. Вовлечение в экспериментальную работу всех звеньев регионального образования – основа обеспечения преемственности в вопросах поиска наиболее эффективных методик и технологий образования детей и подростков. В ушедшем учебном году в области функционировало 56 экспериментальных площадок, три из них – в организациях дошкольного, 26 – школьного и 27 – технического и профессионального образования.
В организациях дошкольного образования ведется поиск оптимальных методик социализации личности ребенка, формирования основ исследовательской деятельности и развития полиязычного образования. Так, в детском саду «Астана» Байзакского района активно внедряется методика Марии Монтессори, направленная на развитие личности ребенка через развивающую среду и актуализацию природных познавательных способностей. В детском саду Тараза № 33 апробируют возможности проектной деятельности, а в детском саду № 35 ищут оптимальные организационные формы формирования культуры полиязычия у детей дошкольного возраста.
Благодаря системной работе в этом направлении опыт дошкольных организаций области на Международном слете педагогов, состоявшемся в городе Сочи, в августе 2015 года был признан лучшим. В системе среднего общего образования на базе 26 школ области ведется работа по внедрению инновационных методик и технологий обучения, апробации модели трехъязычного образования, определению оптимальных методик и технологий обучения в условиях малокомплектной школы, внедрению основ менеджмента качества, развитию функциональной грамотности учащихся.
Школы области стали местом аккумулирования очень интересных исследований и новых идей. На сегодня 66,2% (15 047) школьных учителей области активно используют в своей педагогической практике более 20 методик и технологий обучения и развития школьников, среди которых широкое распространение получили технологии блочно-модульного обучения, укрупнения дидактических единиц, развития критического мышления через чтение и письмо, разноуровневого обучения, проектной деятельности.
В целях поиска оптимальных моделей сетевого сотрудничества, построения сетевой научно-методической, воспитательной систем образовательного процесса в восьми опорных школах (ресурсных центрах) ведется опытно-экспериментальная работа. В этом ряду очень интересен опыт опорной школы им. М. Макатаева Шуского района. Там осуществляется работа по обеспечению качества обучения через технологизацию образовательного процесса. Коллектив этой школы ведет работу по внедрению технологии трехмерной методической системы обучения Ж. Караева и Ж. Кобдиковой, которая через целостность дидактического процесса способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В результате широкого внедрения этой технологии качество знаний учащихся опорной школы выросло на 5–6%.
Педагоги опорной школы – бессменные участники многих республиканских и международных научно-практических конференций, дистанционных олимпиад и конкурсов. Коллектив школы уже на протяжении четырех лет тесно сотрудничает с учеными НАО им. Ы. Алтынсарина и международного образовательного центра EDTECH-KZ. На республиканском конкурсе «Лучшая опорная школа (ресурсный центр)», состоявшемся осенью 2015 года, коллектив школы стал обладателем номинации «Лидер».
Системный подход в реализации задач опытно-экспериментальной работы в школе стал основой того, что учителя этой организации образования привлекаются к созданию учебников обновленного содержания образования. Так, два педагога школы – учителя географии Е. Баетова и Д. Манатбаева – соавторы нового учебника по географии для шестых классов, семь педагогов готовят к изданию сборники заданий для развития функциональной грамотности учащихся.
По результатам регионального рейтинга школ ресурсный центр им. М. Макатаева входит в число 20 школ области, работающих в режиме саморазвития. Думаю, что это очень серьезное достижение для организации образования из глубинки. Такой опыт нужно распространять, поэтому мы планируем обобщение и трансляцию опыта работы по технологизации образовательного процесса опорной школы (ресурсного центра) им. М. Макатаева на республиканском уровне в 2016–2017 учебном году.
Нельзя не отметить эффективность опытно-экспериментальной работы, осуществляемой в средней школе Коктал Байзакского района, где ведется поиск оптимальных путей внедрения менеджмента качества. Нацеленность на качество стало заделом достижений этой организации образования: обыкновенная сельская школа стала кузницей олимпийцев международного уровня! Коллектив школы обеспечивает высокое качество знаний своих воспитанников.
А в средней школе им. 40-летия Казахстана в этом же районе создана и успешно действует уникальная система дополнительного образования, которая направлена на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. В школе – 18 кружков по эстетическому, интеллектуальному, спортивному, техническому, художественно-прикладному направлениям, в которых задействовано 864 (60,2%) учащихся школы. Учреждение выступает центром творческого движения школьников района. Благодаря этой системе учащиеся – бессменные участники международных художественных, социальных и интеллектуальных проектов. Не ошибусь, если скажу, что именно опытно-экспериментальная работа позволила организациям образования Байзакского района сделать рывок вперед на содержательном и организационном уровнях.
В опорной школе (ресурсном центре) Актобе Жуалынского района, в рамках опытно-экспериментальной работы, направленной на определение организационно-педагогических основ социализации учащихся в сетевых условиях, функционируют 12 кружков, в которых охвачено более 150 учащихся. Например, драматический кружок, который позволил десяткам сельских мальчишек и девчонок войти в мир драмы, ощутить тайны закулисья изнутри. Десятки детей опорной и магнитных школ смогли впервые в жизни посетить драматический театр благодаря работе руководителя данного кружка, народной артистки Казахстана Макен Рахимжановой. А чего стоят отклики десятка детей, которые работают в фотостудии школы «Фото-АРТ», возглавляемой Жанар Асабаевой, где более 40 детей учатся видеть мир сквозь призму правильно выбранного ракурса....
В опорной школе им. Б. Адамбаева Сарысуского района ведется поиск организационно-педагогических основ развития критического мышления детей. В данной школе в новом учебном году планируется массовое внедрение технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Нами ведется работа по развитию городских школ, потому что именно они должны быть флагманом регионального образования. В этих целях с 2013 года на базе гимназии № 45 г. Тараза осуществляется работа по определению организационно-педагогических основ формирования и развития исследовательской культуры школьников через проектную деятельность. На сегодня в данный проект вовлечены учащиеся начального, основного и старшего звеньев. Проектирование стало нормой учебно-воспитательной работы всего коллектива и контингента школы. Это дает свои плоды. Так, только в прошлом году 8 учащихся стали призерами областных, 2 – республиканских, 2 – международных научных соревнований.
Могу с уверенностью сказать, что на сегодняшний день гимназия № 45 им. Б. Момышулы является творческой лабораторией нашего региона. По результатам рейтинга она наряду с гимназиями № 1 и 40 г. Тараза входит в тройку школ области, работающих в режиме педагогических инноваций.
Все это – показатели неустанного творческого труда педагогов области, работа которых систематизируется, обобщается и распространяется областным методическим кабинетом.
Мы должны понимать, что только высокие стандарты академического школьного образования являются основой для вхождения нашей страны в 30 экономически развитых стран мира. Перед нами стоит вопрос социальной ответственности образования перед страной. Повышение качества обучения является основой модернизационных процессов образования. Ключевой фигурой в этом процессе является личность учителя. Для информационно-методического сопровождения работы педагогов области с августа 2011 года функционирует областной учебно-методический кабинет.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов областным учебно-методическим кабинетом с 2012 года по сегодняшний день было проведено 1 051 различное мероприятие, охватившее 98,4% педагогов области.
Благодаря функционированию данного учреждения в области повысились уровень систематизации, обобщения и распространения передового педагогического опыта, управленческая культура руководителей организаций образования, качество работы психолого-педагогических служб учреждений образования. Подтверждением этому являются достижения педагогов области. Так, за период с 2011 года по сегодняшний день педагогами области на международных и республиканских конкурсах и соревнованиях было завоевано 636 призовых мест. Особо в этом ряду занимают 16 победителей самого престижного конкурса «Лучший педагог». Хочется отметить достижения психологов на республиканском конкурсе «Лучший психолог года». С 2012 года по сегодняшний день в копилку области ими было принесено 12 призовых мест.
На VІІІ Республиканском педагогическом фестивале инновационных идей из 22 участников нашего региона 14 стали победителями. Из 4 участников республиканского конкурса «Лучший психолог» трое – победители. В республиканском конкурсе «Лучшая специализированная школа для одаренных детей», состоявшемся в 2015 году, областная школа для одаренных детей с обучением на трех языках завоевала Гран-при.
В республиканском конкурсе, организованном Казахстанской академией педагогических наук, директор областной казахско-турецкой школы-интерната для одаренных мальчиков Ахмет Гази Чолак стал обладателем звания «Лучший директор», а заместитель директора по научно-методической работе средней школы № 2 Т. Рыскуловского района Сулейменова Анара – звания «Лучший заместитель директора по научно-методической работе». Для методологического обоснования опытно-экспериментальной работы привлечены ученые НАО им. Ы. Алтынсарина, КазГПУ им. Абая, КазГосЖенПУ, ТарГУ им. М. Х. Дулати, ТарГПИ.
Особо хочется отметить тесное взаимодействие школ с учеными кафедры психологии ТарГУ, которая оказывает конкретную помощь в сборе и анализе информации, в психологическом сопровождении экспериментальной работы. Так, только в ушедшем учебном году при содействии кафедры психологии ТарГУ изданы 8 методических пособий, в которых обобщен опыт социализации школьников малокомплектных школ Жуалынского района, представлен опыт обеспечения качества обучения через технологизацию учебного процесса Шуской опорной школы им. М. Макатаева, обобщен опыт организации научно-методической работы в условиях сетевого взаимодействия опорной школы (ресурсного центра) Дихан Байзакского района и т. д.
На ХІ Международной научно-практической конференции психологов и социологов, организованной ассоциацией психологов Британии, состоявшейся весной 2015 года в Лондоне, обобщен опыт социализации учащихся сельских школ нашей области.
Может возникнуть вполне логичный вопрос о том, почему мы делаем акцент на работе сельских школ? Дело в том, что львиную долю школ области – 80,6% (362 школы из 449) – составляют сельские, из них 144 (32%) малокомплектные.
Многие организации образования ведут активную работу по систематизации своей истории, определению роли и места организации образования в развитии региона. Особо в этом ряду занимает работа музеев гимназий № 1, 45, школы-гимназии № 5, виртуального музея гимназии № 40 г. Тараза, средней школы им. С. Сейфуллина Шуского, опорной школы (ресурсного центра) № 18 им. А. Косанулы Меркенского районов, которые аккумулировали в себе не только историю школ, но и историю личностей, судеб, тесно вплетенных в общую судьбу родного края и народа.
Результатом кропотливой работы в этом направлении стали 2 призовых места в республиканском конкурсе «Музей в моей школе», завоеванных музеями школ им. С. Сейфуллина Шуского района и гимназии № 1 г. Тараза.
В современных условиях ни одна школа не в состоянии жить автономно: школьники и педагоги разных организаций имеют профессиональные отношения, носящие сетевой характер, поэтому развитие и структурирование сетевых взаимоотношений на уровне коллективов, учащихся и родителей становится одним из направлений нашей работы. Так, например, практически все организации образования области работают в кустовом режиме. Например, в областном центре проведение сетевых родительских собраний, выездных совещаний с коллективами школ осуществляется уже в сетевом режиме, что позволяет сообща решать проблемы школ одного или нескольких микрорайонов, согласованно осуществлять меры по профилактике правонарушений среди подростков, держать на контроле учащихся из группы риска.
В своем Послании Президент страны указал на то, что «любой ребенок, который родился на нашей земле, – казахстанец. И государство должно заботиться о нем. Наше государство и общество должны поощрять усыновление сирот и строительство детских домов семейного типа». Это концепт, государственная доктрина по защите детства.
Важнейшим направлением нашей деятельности является работа по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей. За период с 2011 по 2015 год под опеку и попечительство было передано 7 185 детей, на патронатное воспитание – 667, а в 21 детский дом семейного типа – 91 ребенок. Благодаря системной работе в этом направлении в области уменьшается доля детей, воспитываемых в традиционных детских домах.
На сегодня наша область занимает лидирующее положение в республике по темпам открытия детских домов семейного типа. На сегодня в 12 детских домах семейного типа воспитывается 52 ребенка. За последние 5 лет 277 детям-сиротам были выданы квартиры, из них 157 – в 2014-м, а 36 – в 2015 году. В ноябре 2015 года региональный опыт открытия детских домов семейного типа обобщался на республиканском уровне. Работа в этом направлении продолжается, так как проблема сиротства, и особенно социального сиротства, является очень острой и болезненной и для нашей области.
Из года в год увеличивается количество организаций, создавших условия для инклюзивного образования. За последние 5 лет их доля выросла на 20,6%, составив в 2015 году 34,2%.
Уделяется особое внимание максимальному вовлечению в учебный процесс детей с особыми потребностями. Численность данной категории детей составила 7 474 ребенка. В рамках Госпрограммы развития образования для детей этой категории созданы необходимые условия для получения доступа к качественному образованию. В соответствии с принципами «включенного образования» дети обеспечиваются безбарьерной зоной обучения и специальной педагогической поддержкой.
В области действуют 3 психолого-медико-педагогические консультации. Деятельность данных организаций образования направлена на выявление детей с особыми потребностями, проведение диагностики и консультирования. На сегодня все дети области с особыми потребностями обеспечены надлежащей медико-педагогической консультацией и государственной социальной поддержкой.
Одной из главных целей Государственной программы развития образования является «повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики». Одним из направлений обеспечения доступа к качественному образованию является подвоз учащихся. На сегодня доступность школьного образования детей, проживающих в сельской местности, где нет школ, обеспечивается через организацию подвоза детей к месту учебы и обратно. В 2015 году в нашей области насчитывалось 118 населенных пунктов, где нет школ или соответствующих уровней школ. В данных населенных пунктах проживает 2 486 детей школьного возраста, все они обеспечены подвозом.
Система технического и профессионального образования переживает исторический этап модернизации. Доказательством этого служат объемы финансирования, темпы, качество и глубина преобразований, касающиеся как содержания, так и организационных форм деятельности колледжей. На сегодня сеть организаций технического и профессионального образования области состоит из 48 колледжей, из которых 25 – государственных, 23 – частных, в них в 2015–2016 учебном году обучается 27 701 учащийся по 85 специальностям и 133 квалификациям.
Управление системой и организация технического и профессионального образования в Жамбылской области подчинены государственной стратегии кардинального обновления технического и технологического парка промышленности в соответствии с инновационным курсом развития экономики республики, требующей совершенствования системы подготовки технических и профессиональных кадров. Посредством этого мы вносим определенный вклад в решение задач по развитию экономики и социальной сферы.
Инновационное обновление профессионального образования позволяет нам содействовать: подготовке профессионально-технических кадров, востребованных работодателями; соответствию уровня выпускаемых специалистов мировому; овладению обучаемыми более высокими квалификациями (разрядами) с возможностью расширения их функциональных обязанностей.
Важное место в системе подготовки специалистов отводится дуальной системе обучения как одной из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Ее особенность заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятиях, на рабочем месте. Благодаря увеличению роли практической подготовки будущие специалисты получают возможность освоить производственные навыки уже на стадии обучения. На сегодня дуальная система обучения внедрена в 27 колледжах по 26 специальностям. В целях реализации дуального обучения подписано 123 соглашения с социальными партнерами, 72 из которых – четырехсторонние. Так, в Жамбылском политехническом колледже эта система обучения внедряется с 2012 года совместно с такими крупными предприятиями области, как ТОО «Казфосфат», «Энерджи-Тараз», «Жамбылские электрические сети».
Жамбылский политехнический колледж вошел в сеть 10 колледжей – социальных партнеров республиканского холдинга «Кәсіпқор» в качестве одного из базовых колледжей для обеспечения экономики квалифицированными специалистами. Химическая и строительные отрасли определены для региона в качестве приоритетных. Для них в колледже осуществляется подготовка по специальностям «Химическая технология и производство», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». С 2016/;2017 учебного года планируется подготовка кадров по вышеназванным специальностям по государственному образовательному заказу на базе выпускников 11-х классов.
Согласно договору, заключенному с холдингом «Кәсіпқор», будут осуществляться модернизация материально-технической базы колледжа, обеспечение учебно-методическими комплексами, повышение квалификации инженерно-педагогических работников, менеджеров, преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. Для обеспечения эффективности дуального обучения обновлена материально-техническая база учебного заведения, преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения прошли курсы повышения квалификации в Германии, Турции, Финляндии, Англии и Франции. Разработана программа стратегического развития колледжа на 2016–2019 годы.
В соответствии с программой 9 преподавателей специальных дисциплин колледжа прошли трехуровневые курсы повышения квалификации в Республике Беларусь и в городе Астане. В 2015/;2016 учебном году колледж прошел процедуру международной аккредитации. В новом учебном году в учебный процесс данной организации образования начнут внедряться новые образовательные программы по австралийской и германской методике, разработанные с участием международных экспертов. Обобщение и распространение опыта работы Жамбылского политехнического колледжа планируется в 2016/;2017 учебном году.
Партнерами колледжа для прохождения практики и производственного обучения организовано 435 рабочих ученических мест, 10 из них проходили практику с выплатой заработной платы на базе таких предприятий, как «ҚұрылысПолимер», «ЖамбылГипс», «Таразский механический завод», «АулиеатаТрансПасс».
В 2015 году колледж совместно с Ремесленной палатой города Трир в Германии начал работу в проекте «Ремесленная палата предпринимателей – организатор дуального обучения на предприятии». В нем охвачено 24 учащихся этого учебного заведения, обучающихся по специальности «техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования».
В марте 2015 года управлением образования области, ТОО «Казфосфат», жамбылским филиалом Палаты предпринимателей и Таразским химико-технологическим колледжем подписан четырехсторонний договор о корпоративном управлении данной организацией образования, что станет основой для развития партнерских отношений на качественно новом уровне. Этот шаг со стороны ведущего промышленного предприятия региона является показателем социальной ответственности бизнеса перед колледжем, который занимается подготовкой кадров для химической отрасли региона.
Следует отметить, что при формировании государственного заказа приоритет отдается подготовке специалистов для химических, аграрных и строительных предприятий, являющихся основой региональной экономики.
Идет массовая переподготовка преподавателей и мастеров производственного обучения. За последние пять лет 143 педагога организаций ТиПО прошли стажировку в Великобритании, Голландии, Германии, России, Турции и других странах; 3 022 педагога прошли курсы повышения квалификации. Три преподавателя колледжей области стали победителями республиканского конкурса «Лучший педагог», два из которых – преподаватели Жамбылского политехнического колледжа. За последние четыре года четверо учащихся колледжей области стали победителями республиканского конкурса «Лучший по профессии».
В 2014 году директор Жамбылского казахско-турецкого учетно-экономического колледжа Невзат Бекар занял первое место в международном конкурсе «Лучший руководитель», организованном международным общественным фондом KATEV. За вклад в развитие образования Каратауский гуманитарно-технический колледж вошел в Большую международную энциклопедию, а в 2014 году руководитель этой организации образования Д. Масельбеков на ХІV Международном конкурсе качества, состоявшемся в Швейцарии, в номинации «Достижения в области развития международного высшего и среднего профессионального образования» стал обладателем Гран-при и был награжден знаком «Золотая сова», то бишь «Лучшая организация образования». В 2015 году победителем этого конкурса и знака «Золотая сова» стали колледж № 12 и Современный гуманитарно-технический колледж Тараза.
Система образования – это огромное смысловое поле, где ведется невидимая и очень кропотливая работа по развитию и воспитанию наших детей, и в рамках одной статьи невозможно охватить все стороны жизни этой динамичной системы. Обеспечение доступа к дошкольному образованию, развитие и улучшение инфраструктуры организаций дошкольного, среднего общего, дополнительного, технического и профессионального образования, повышение качества подготовки учащихся, привитие нашим детям чувства сопричастности своей личной судьбы к судьбе своей страны – приоритеты регионального образования. Реализация этих задач – вопрос чести и гражданской ответственности всех педагогов Жамбылской области перед нашими детьми, перед государством, поэтому вопрос повышения социального статуса школьного учителя должен быть краеугольным. У японского Премьер-министра спросили о том, как они добились лидирования в области технологий и науки, на что он ответил: «Мы установили учителям зарплату, как у министров, охрану, как у дипломатов, и почет, как императору». Думаю, что это очень лаконичная и эффективная формула улучшения национальной школы...