Парламентская реформа и цифровой вектор экономики

143
Азат Перуашев, депутат Мажилиса Парламента, председатель демократической партии «Ак жол»

Осмысливая новое Послание Президента Касым-Жомарта Токаева, который раз ловлю себя на мысли о том, как он умеет концентрировать в коротких формулировках гораздо больше информации, чем сказано. Так что для ее полноценного восприятия нужно прокручивать в голове массу связанных «файлов».

Для всех очевидно то магистральное значение, которое Президент придает цифровизации и искусственному интеллекту. И дело тут не в «моде» или «прожектерстве»: как человек, ответственный за судьбу нации, Касым-Жомарт Токаев стремится использовать возможности, которые позволят Казахстану успешно развиваться на одной волне с передовыми странами, усилят конкурентоспособность нашего государства в регионе. Для этого уже создан определенный задел как в сфере госуправления, так и в бизнесе и обществе.

Эти достижения отмечают все наши соседи как конкурентное преимущест­во Казахстана, поэтому крайне важно наращивать темпы и максимально внедрять цифровые инструменты и цифровое мышление. Тем более что в современном мире технологии определяют не только динамику взаимодействия государства, общества и бизнеса, но и прямо влияют на качество жизни миллионов людей. А ИИ на сегодня – «высшая лига» IT, фактически вырас­тающая в отдельную отрасль, где на смену накоплению и обработке информации выходит генерирование новой реальности.

Поэтому требования Главы государства о сквозном характере цифровизации – это не про моду, а про то, как смотреть дальше сегодняшнего дня.

Могу добавить: ДПК «Ак жол» постоянно поднимает вопросы цифровизации с парламентской трибуны, в 2017–2018 годах мы предлагали ввести в оборот криптоактивы, в текущем созыве Мажилиса наша фракция направила серию депутатских запросов о создании криптобанка и жестко критиковала госорганы за дезинтегрированность внедряемых IT-решений, договорились о сотрудничестве и обсудили развитие крипторынка с руководством крупнейшей мировой платформы Solana и так далее.

Мы поддерживаем решение о соз­дании Министерства искусственного интеллекта, выступаем за наделение этого ведомства серьезными полномочиями по координации и контролю центральных и местных госорганов в вопросах цифровизации и ИИ с тем, чтобы это движение приносило реальный прогресс, а не только освоение выделяемых бюджетов.

Не случайно, говоря о первой ключевой задаче – привлечении крупных инвестиций, Президент отмечает обост­рение глобальной конкуренции за капитал. В этой борьбе цифровизация и развитие ИИ должны быть на нашей стороне, обеспечивая доступность информации, выгодность использования ресурсов, промышленного и человеческого потенциала казахстанской экономики. Одновременно внедрение цифровых инструментов поможет выявить узкие места взаимодействия с инвесторами, о чем также сказал
Касым-Жомарт Кемелевич: «Сложилась громоздкая и разрозненная сис­тема взаимодействия с инвесторами. Она неизбежно ведет к бюрократии и дублированию функций».

В рамках «расшивания» этих узких мест Президент принял ряд структурных решений, включая преобразование Комитета возврата активов Генеральной прокуратуры в Комитет по защите инвесторов. Дело не в смене названия, а в принципиальном переносе акцентов. Фракция «Ак жол» уже обращала внимание, что в нынешних условиях обостряется необходимость защиты инвестиций, и приводила конкретные примеры, когда чиновники на местах наряду с возвратом незаконных активов порой под тем же видом захватывают бизнес добросовестных предпринимателей. Мы неоднократно направляли соответствующие депутатские запросы. Надеемся, что с новым функционалом Генпрокуратуры эта деформация будет устранена.

Несомненно, важное значение в новом инвестиционном цикле имеет активизация роли Национального фонда, который призван не только накапливать доходы, но и формировать точки роста инновационной экономики. Прежде средства фонда направлялись на бюджетные программы (гарантированные и целевые трансферты), а также размещались в зарубежных финансовых инструментах. А ведь даже их ограниченное использование для инвестирования в высокотехнологичные сферы внутри Казахстана способно придать ощутимый импульс формированию в нашей стране экономики будущего. Могу добавить, что предложения об использовании Нацфонда для отечест­венных прорывных проектов также направлялись демпартией «Ак жол». Мы разделяем данную инициативу Главы государства, включая его требование о взвешенном и ответственном подходе в данном вопросе.

То же самое нужно сказать о поручении активнее привлекать банки второго уровня к финансированию реального сектора. Эту задачу, причем довольно жестко, Глава государства ставил в Пос­лании 2023 года, определенные «флажки» выставлены банкам в новом Налоговом кодексе. Нынешнее требование к Нацбанку и Правительству «безотлагательно найти действенные инструменты вовлечения в экономический оборот свободной ликвидности банков» путем пересмотра Закона «О банках» не оставляет для банковского капитала другого пути, кроме как включиться в развитие индустриального каркаса экономики. Как справедливо заметил Президент, подобные требования неоднократно ставились и депутатами (включая фракцию «Ак жол»), и мы примем непосредственное участие в решении данной задачи.

Аналогичным образом воспринимаем меры Послания по реформированию системы свободных и специальных экономических зон, социально-предпринимательских корпораций. Бизнес регулярно высказывает критику в адрес этих институтов, не случайно и Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что «работа большинства из них остается неудовлетворительной». У нашей фракции накоплен ряд предложений по конкретизации и переформатированию работы как СЭЗ, так и СПК.

Демпартия «Ак жол», представляя интересы отечественных производителей и предпринимателей, внимательно восприняла пакет поручений Главы государства касательно развития обрабатывающей промышленности.

Касым-Жомарт Токаев справедливо отметил, что при всех очевидных результатах в машиностроении, металлургии, других секторах темпы диверсификации экономики недостаточны. На наш взгляд, это связано с отставанием выполнения поручений, данных еще два года назад в уже упоминавшемся Послании 2023 года. Напомню, тогда Президент потребовал развивать производство оборудования, используемого (и все еще импортируемого) крупными горно-металлургическими, нефтедобываю­щими, дорожными, строительными, энергетическими, агропромышленными компаниями.

Если автосборочные предприятия, как и поручалось, переходят на мелкоузловую сборку и постепенно обрас­тают отечественным производством комплектующих (в том числе высокотехнологичных), то так и не произошло прорыва в нефтегазовом машиностроении (несмотря на создание тремя крупнейшими консорциумами отраслевого центра), производстве энергетического оборудования (несмотря на огромные бюджетные вливания в отрасль и рост тарифов), дорожно-строительной техники и так далее.

Фракция «Ак жол» регулярно поднимает эту тему в Мажилисе, но за прошедшие два года результаты, мягко говоря, неочевидны.

Полностью разделяем упрек Главы государства относительно того, что работа в этом направлении носит бессис­темный характер, а меры поддерж­ки реализуются с разрозненными подходами и условиями, что создает путаницу для предпринимателей, как и то, что продукция отечественной обрабатывающей промышленности должна быть конкурентоспособной и на отечественном, и на международном рынках. Но реальную ситуацию обрисовал сам Касым-Жомарт Токаев, говоря, например, о положении предприятий пищевой отрасли, которые «в сравнении с предприятиями других стран ЕАЭС... находятся в невыгодных условиях и вынуждены уступать конкурентам даже свой рынок. В частности, речь идет о производителях молока».

Президент, заслуженно подчеркивая роль горно-металлургического комплекса как надежной опоры индустриального каркаса Казахстана, не только указывает на резервы роста в освоении высоких переделов, но даже подсказывает новые перспективные направления, такие как добыча и производство редкоземельных металлов. К слову, только в текущем году депутаты фракции «Ак жол» направили пять депутатских запросов по данной под­отрасли металлургии Министерству промышленности и другим госорганам.

Важно, что наряду с постановкой задач Послание отмечает и объективные препоны, сдерживающие проекты и инвестиции в промышленности – такие как дефицит газа и электроэнергии. На недавних встречах с бизнесом в регионах подобные вопросы, как и проблему тарифов, ставили перед нами и производители стройматериалов в Кокшетау, и мясокомбинат в Сайраме, и новый ферросплавный завод в Экибас­тузе, и цементный завод в Сарыозеке, и электрометаллургический комбинат в Темиртау…

Слова о развитии энергетики внимательно слушали промышленники по всей стране. Думаю, что отмеченная Президентом роль наиболее дешевой угольной генерации (наряду с переходом к атомной и зеленой энергетике) добавила оптимизма нашим коллегам. «Наши природные преимущества надо использовать на благо страны», – сказал Касым-Жомарт Кемелевич, и с этим невозможно не согласиться.

Особое место в Послании отведено роли предпринимательства. При этом наряду с известными успехами Президент отметил ряд явных перекосов и упущений. «Из более чем двух миллио­нов действующих субъектов малого бизнеса производством занимаются менее 6 процентов», – подчеркнул он. В сопоставлении с задачами развития отечественного производства и промышленности цифра весьма тревожная.

В Послании Глава государства констатировал, что кодексы и законы перегружены поправками, которые зачастую противоречат друг другу и в конечном счете тормозят развитие бизнеса. Меры по либерализации экономики пол­ностью не выполняются, бюрократичес­кие процедуры все еще представляют для бизнеса серьезный барьер, цифровизация не выполняет своего предназначения, госорганы принимают максимально жесткие административные решения в отношении бизнеса вместо предупредительных мер...

На многие из этих проблем ДПК «Ак жол» постоянно обращает внимание уполномоченных госорганов, вся наша деятельность в Парламенте сопряжена с такими спорами. Первый же наш депутатский запрос по следам Послания был посвящен противоречию ряда законодательных норм, затрагивающих интересы предпринимателей, требованиям Предпринимательского кодекса и даже Конституции.

По некоторым из поднятых Главой государства вопросов – например, о недопустимости жестких административных наказаний предпринимателей вместо предупредительных мер – фракция «Ак жол» уже подготовила законопроект, который будет официально внесен в ближайшее время.

Мы также готовы направить депутатов фракции для содействия Агентству по стратегическому планированию и реформам (АСПиР) в работе над ревизией законодательства на соответствие Предпринимательскому кодексу, соглас­но поручению Президента.

Касательно другого важнейшего поручения – о сокращении государственного участия в экономике – считаем целесообразным его рассматривать не только с точки зрения содействия частному бизнесу, но и в плане экономии государственных средств.

В условиях глобальных экономичес­ких вызовов многие ведущие страны мира идут на сокращение подведомственных организаций и расходов на их содержание. В нашем же случае, как справедливо указал Касым-Жомарт Кемелевич: «В стране насчитывается 25 тысяч организаций с участием государства. Функ­ции и структура большинства из них не выдерживают никакой критики… Коммерческие формы применяются для решения некоммерческих задач, растут разного рода издержки».

А эти издержки ложатся на плечи предпринимателей и рядовых граждан, давят на себестоимость продукции и рост инфляции.

Вопрос сокращения «дочек» и «внучек» нацкомпаний, многочисленных ТОО депутаты фракции «Ак жол» поднимали при рассмотрении проектов бюджета и в прошлом, и в нынешнем году.

Во исполнение Послания Президента фракция «Ак жол» также выражает готовность содействовать АСПиР в разработке предложений по оптимизации госсектора в экономике.

Наконец, в числе важных инициатив Послания – продолжение конституционной реформы, переход к однопалатному Парламенту и выборам депутатов по партийным спискам.

Прежде всего нужно отметить свойственное Касым-Жомарту Токаеву стремление к открытому взаимодействию с обществом, fair play (честной игре), будь то реформа Конституции 2022 года или строительство АЭС. Он не использует так любимый некоторыми «фактор неожиданности» при принятии важнейших решений, хотя любое новшество обязательно встречает сопротивление.

Прекрасно зная об этом, Президент в очередной раз заранее выносит на всеобщее обсуждение свои инициативы. Мне думается, за таким выбором стоит не только известное мужество, но и стремление стимулировать взросление нации – нации, способной обсуждать самые острые вопросы и осознанно принимать нужные решения. Этот путь непрост, но его стоит пройти, если мы хотим видеть наш Казахстан среди цивилизованных стран со зрелой правовой и политической культурой.

Относительно самих инициатив – демократическая партия «Ак жол» решительно поддерживает обе позиции, Национальный совет партии принял соответствующее заявление уже через пару часов после Послания.

Предложение о переходе к однопалатному Парламенту и ликвидации Сената наша фракция официально направляла еще в 2017 году и осталась при своей точке зрения.

Двухпалатный парламент – институт федерального государственного устройства, где задача Сената – представительство и гармонизация законодательства субъектов федерации. В тех же США, России, Германии субъекты федерации имеют право принимать собственные законы, устанавливать местные правила и меры ответственности за их нарушения, обладают другими самостоятельными функциями.

Казахстан – унитарное государство, с едиными законами, едиными правилами. Более того, мы стремимся, чтобы качество жизни людей и государственных услуг в самых разных регионах – от Шемонаихи до Форт-Шевченко, от Бесколя до Шардары – было равным образом гарантировано и защищено. В этом смысле интересы регионов и их жителей должны поддерживаться равным образом. Что касается их представительства в Парламенте, то в нем «кровно» заинтересованы те же политические партии, так как они нуждаются в максимальном охвате избирателей: статья 10 закона о политических партиях прямо обязывает иметь свои филиалы во всех регионах страны.

Вторая причина, по которой ДПК «Ак жол» является убежденным сторонником однопалатного Парламента – это роль своеобразного «цензора», которую по факту играл Сенат. Нередко случается так, что Мажилис принимает нормы законов вопреки позиции госорганов. И есть немало примеров, когда Сенат блокировал такие нормы. Мы считаем, что такое положение ограничивало функционал нижней палаты. Полагаем, что у прямо избираемого многопартийного Мажилиса должно быть право направлять принятые им законопроекты на подпись Президенту без дополнительного «контроля» со стороны коллег, избираемых косвенно (через маслихаты).

Можно заметить, что уже в ходе конс­титуционной реформы 2022 года Касым-Жомартом Токаевым был сделан шаг в этом направлении, в частности, принятие законов было отнесено к праву Мажилиса, тогда как Сенат был наделен функцией одобрения либо внесения предложений к законопроекту. Поэтому нынешняя инициатива Президента следует логике последовательной эволюции Конституции. Более того, она ускоряет созревание нашей политической системы и ее институтов к более эффективному и ответственному взаимодействию.

Относительно обоснованности перехода к выборам депутатов Парламента по партийным спискам нужно заметить, что это не только мнение нашего Главы государства, но и накопленный международный опыт парламентаризма. Так, в одном из докладов Венецианской комиссии, посвященном роли оппозиции в демократическом парламен­те, констатируется, что пропорциональная система дает более широкое представительство интересов общества в выборных органах; способствует росту сильных партий и соответствует европейским трендам в политической практике.

В феврале 2022 года, сравнивая преиму­щества мажоритарной (выборы по одномандатным округам) и пропорциональной (по партийным спискам) систем, мне уже приходилось говорить, что упования на мажоритарную систему как гарантию демократии несколько преувеличены.

Дело в том, что в одномандатных округах для победы нужно получить больше 50% голосов. А те, кто не сог­ласен с большинством, лишаются всяких шансов. Но демократия – это не только власть большинства, но и права тех, кто имеет собственное мнение. Пропорциональная система позволяет охватить более широкий спектр общест­венных интересов – и партийного большинства, и наиболее заметных «несогласных».

В мажоритарной системе есть свои плюсы, но необходимость собрать большинство голосов часто толкает кандидатов состязаться в популизме, а общество – на обострение и радикализацию споров. В условиях известных архаичных тенденций (трайбализм, религиозность и прочие) эта особенность может составить вызов и общественному согласию, и светскому характеру государства.

Потому что если на выборах по партийным спискам в фокусе внимания находятся все-таки программы и сис­темная работа партий как институтов, то одномандатные выборы всегда концентрируются на личностях, симпатиях⁄антипатиях, включая «войну компроматов».

Наконец, самый важный момент: если независимые депутаты будут нацелены не только на «самовыражение», а на реальные результаты, то им все равно придется объединяться, ведь для практических решений (которые Парламент принимает большинством голосов) нужны не одиночки, а коллективные усилия и консолидированные голоса. А это и есть институт политических партий.

Парламентская реформа Касым-Жомарта Токаева – это реально глубокая перезагрузка всей конституционной системы, опирающаяся на международную практику и на многолетний, иногда горький опыт парламентской оппозиции. Она будет иметь результатом представительство в Парламенте гораздо более широкого спектра общественных интересов, а значит – и более эффективное решение злободневных проблем.

Конечно, для ее проведения потребуется перенастройка многих других элементов системы, в том числе касаю­щихся баланса взаимоотношений Парламента и Правительства, на проработку которых потребуется немало времени и усилий. Пожелаем успеха Президенту и его команде в этой важной работе.

Популярное

Все
Сел за решетку на всю жизнь
Первая в Центральной Азии Академия ФИФА
Кубок страны у «Каспия»
На земле предков
Модерн и классика
Жажда легкой наживы к добру не приводит
Солдаты встретились с автором военных песен
Территория поддержки и надежды
Лучший хоккеист прошлого сезона
Выбирай дело по душе
Сеянцы поставил спонсор
Начинать надо с родителей
С заботой о родном крае
Особенная детская площадка
Изменились школьные меню
Айтматов – навсегда
Степная «Илиада»
«Мы – другие!»
Парламентская реформа и цифровой вектор экономики
На пути построения справедливого и сильного Казахстана
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Нужны специальные знания
Более 12 000 туристов приедут на концерт Backstreet Boys в столице
В Жамбылской области дан старт очередному театральному сезону
В Шымкенте прошел Международный конгресс кардиохирургов
Новый взгляд на старые фасады
Серебряные награды из Брно
Правила проверки водителей на опьянение изменили в Казахстане
Президент поблагодарил Головкина за возвращение бокса в олимпийскую «семью»
Медиафорум Клуба журналистов АНК прошел в Астане
Современную придорожную гостиницу построили в Жамбылской области
Токаев: Необходимо своевременно завершить полевые работы и собрать урожай
Школьники из Астаны подарили голос лишённым речи
Газ становится доступнее
«Кайрат» выходит в единоличные лидеры
Как встречали двукратную чемпионку мира по боксу в Караганде
В Мажилисе прошла ­презентация проекта закона «О банках и банковской деятельности»
Свыше 98% госуслуг в регионе оказывают в электронном формате
Уголовную ответственность за принуждение к браку ввели в Казахстане
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
35 школ Атырауской области остались без директоров
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане

Читайте также

­Здесь будет город-smart!
На пути построения справедливого и сильного Казахстана
Ставить цель и достигать ее
Дефицит врачей на селе – проблема решаемая

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]